Микроклимат в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование взаимосвязи между стилем семейного воспитания и уровнем нравственного воспитания детей 5-7 лет.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
– Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
–Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Оглавление

Введение.........................................................................................................2
1. Характеристика микроклимата семьи и понятие нравственного воспитания
1.1.Микроклимат в семье..............................................................................5
1. 2. Сущность нравственного воспитания.................................................8
1. 3. Детско-родительские отношения в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................20
2. Экспериментальное исследование изучение нравственного развития ребенка 5-7 лет.
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования..................................................26
2.2. Описание исследования и анализ результатов...................................27
Заключение...................................................................................................34
Приложение 1...............................................................................................38
Список литературы......................................................................................46

Файлы: 1 файл

микроклимат семьи-букоткина18 марта.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Итак, семья  – ребёнок – нравственность –  вот цепочка, интересующая нас.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

 «Что же  следует воспитывать в наших  детях с самого раннего детства,  из чего складывается нравственный  мир ребёнка?» - задаётся вопросом  С. И. Варюхина и приводит  такую классификацию.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

мотивационно-побудительный;

эмоционально-чувственный;

рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный  уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится» [8].

Чешский педагог  М. Климова – Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении  и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его  не может ничто. Дом для ребёнка  – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности.

Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может  вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман»[9].

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о  смысле жизни и счастье, добре  и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме  понятий, к моральным знаниям  относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

«Настоящим  человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные  желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Что же такое  потребность вообще? Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения  нравственной потребности ребёнка  необходима моральная среда. Такой  средой должен быть добрый мир семейного  или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов  они состоят.

Нравственные  потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем как способность  человека понять затруднительное положение  или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость  - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать  отзывчивость в ребёнке нужно  ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге  и других понятиях.

Другой важнейший  элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую  можно сформулировать так: «Не вредить  никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда  он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как  любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную  установку у ребёнка нужно  воспитывать постоянно словом и  делом, примером и разъяснением, используя  волшебную силу искусства и живой  мир природы.

И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у  детей всем примером жизни взрослого  семейного окружения и поэтому  важно, чтобы у последнего не расходилось  слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму»[8].

С. И  Варюхина также отмечает, что одно из центральных  понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как  моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность  и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного  воспитания. И важную роль здесь  играют нравственные потребности, так  как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

   Первейшая  задача родителей – воспитать  в своих детях глубокое, надёжное  понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать  детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные  потребности человека теснейшим  образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Родители должны осознавать важность этой задачи.

Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые  хотели бы воспитать своего ребёнка  не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Знать, как, какими методами формировать в детях  нравственные потребности.

Опираясь на труды  педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие способы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

1.Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».  
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2.Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так:  «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»[10].

3.Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться  именно к конкретному человеку, слово  должно быть содержательным, иметь  глубинный смысл и эмоциональную  окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. 

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и  «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и  место, и время разговора –  всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие  школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4.Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Информация о работе Микроклимат в семье