Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 06:36, лекция
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющим свой внутренний психологический план. Это чтение проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению»
Межличностное восприятие и взаимопонимание.
Перцептивная сторона общения.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие.
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющим свой внутренний психологический план. Это чтение проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению»
Как происходит это «беглое считывание» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение? Ответы на эти вопросы дает нам изучение перцептивной стороны общения.
Изучая основы, истоки того или иного поведения мы начинаем понимать другого человека.
В данном случае разговор идет не просто о восприятии, а о познании другого человека как социального объекта. В содержание этого понятия (перцепция) входят понятия о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, о представлениях, о тех отношениях, которые связывают наблюдаемого и наблюдателя.
Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:
Какие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для наблюдателя? На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению?
Психологи считают, что наблюдатель обращает внимание на:
Попробуем схематично представить, смоделировать как происходит процесс считывания: Увидев внешние признаки (одежду, прическу, макияж), поведение (совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимику и т.д.), мы оцениваем то что увидели и делаем умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах своего партнера по общению. Сумма свойств, приписанных партнеру, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему, которое чаще всего носит эмоциональный характер и укладывается в рамки понятий «нравится/не нравится».
В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесенных с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Но необходимо отметить, что, поскольку участвуют два человека, то попеременно они меняются местами. Т.е. каждый из партнеров сопоставляет себя с другим. При построении стратегии поведения приходится учитывать не только установки, мотивы, потребности другого, но и то как другой понимает наши потребности, мотивы и установки. Именно эти феномены принято относить к социальной перцепции.
В качестве иллюстрации хотелось бы привести пример: У Чехова «Учитель словесности» Рыжицкий дает оценку избраннице Никитина: «Я ее плохо знаю. По географии училась ничего себе, а по истории плохо. И в классе была невнимательна». Как это можно объяснить? В силу своих установок, сложившихся за долгие годы учительствования, и деформации самой личности учителя, Ипполит Ипполитович оценивает ее как ученицу.
Сами установки имеют три измерения:
Пример: учитель кажется очень строгим (К установка), я это не люблю (А установка), лучше я не буду посещать занятия (П установка).
Приведите свои примеры.
Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной мере используются всеми людьми:
В качестве примера: опыты Бодалева – разным группам испытуемых показывали одну и туже фотографию, только давали разные комментарии к ним.
В качестве примера: У Толстого в «Крейцеровой сонате» говорится: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она говорит ни глупостей ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешь, что она чудо как умна и нравственна..»
В качестве примера: Американские психологи Нисбет и Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, а с другими нет, подчеркивал дистанцию. После этого у студентов попросили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя выше чем «отстраненного».
Вывод: позитивное отношение порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и наоборот, - негативное – не замечать положительные, отмечать отрицательные.
В качестве примера: Уильям Икес и его коллеги продемонстрировали это в эксперименте с парами студентов. До их встречи давали каждому члену из пары ложное представление об оппоненте. В первом случае – отрицательную характеристику (один из самых недружелюбных, с которыми мне приходилось в последнее время общаться), затем их оставляли одних. В результате, негативное предубеждение побуждало студентов видеть враждебность, скрывающуюся за его неестественной улыбкой (оппонент в обоих случаях был положительно настроен). Во втором случае студентам давали положительный настрой.
В качестве примера: в средние века церковь диктовала в одежде практически все, вплоть до мельчайших подробностей. Этот диктат закреплялся определенными эдиктами, которые высекались на камне, который устанавливали посреди города. Понятно, что любой житель средневековья, сразу понимал кто перед ним находится.
В Китае, например, вплоть до 20 века самой распространенной одеждой для мужчин и женщин был халат, они отличались лишь деталями. Социальное положение определял фасон (их было всего два), цвет (желтый носил только император, коричневый и белый носили престарелые сановники, красные и синие – герои, студенты – голубые, крестьяне – белые, бедняки – черные).
Следует отметить, что именно на стереотипизации восприятия людей построена наука физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Еще Аристотель и Платон предлагали определить характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествляли с характером животного.
В качестве примера: кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание - результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.
Таки образом у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.
Информация о работе Межличностное восприятие и взаимопонимание. Перцептивная сторона общения