Методы исследования сознания и самосознания в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
А. Выявить структуру самосознания детей младшего и старшего подросткового возраста;
Б. Выявить особенности сознания и самосознании подростков, их функции и роли;
В. Определить особенности сознания и самосознания подростков в разный возрастной период.
Г. Сопоставить полученные результаты и проверить с помощью методов математической статистики различия в выборках.

Оглавление

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение понятия сознания, функции сознания
1.2. Формирование сознания в онтогенезе
1.3.Основные состояния сознания (бодрствование и сон).
1.4. Понятие и сущность самосознания личности
1.5. Методики психодиагностики самосознания
Выводы по разделу 1
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики
РАЗДЕЛ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ
3.1. Результаты, их обработка, анализ полученных данных
3.2. Выводы
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

2 курсачь эксперементалка.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Также полученные результаты показали, что среди всех испытуемых 25% имеют низкий уровень мотивации достижения (5 человек – 4 младших и 1 старших подростков). При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Взаимосвязь между уровнем выраженности мотивации достижения у младших и старших подростков мы проводили по математическому критерию t-Стьюдента и получили такой результат (t=2,66, р≤0,01): уровень мотивации достижения у старших подростков выше.

Следовательно, уровень мотивации достижения проявляется больше у старших подростков. Возможно, это связано с тем, что чем старше становится подростков, тем больше задумывается  о своем поведении, старается анализировать свои поступки и мотивы действий.

 

Итоговые результаты представлены на Рис.3.3.

 

Рис.3.3. Распределение подростков по уровню мотивации достижения

 

 

 

У испытуемых также изучалась самооценка личности. Для этого была использована методика «Вербальная диагностика самооценки личности» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. (Приложение 1).

Результаты полученных данных по этой методике графически представлены на Рис.3.4. и Рис.3.5.

 

Рис.3.4. Распределение уровня самооценки младших подростков

 

 

Рис.3.5. Распределение уровня самооценки старших подростков

 

 

Анализ полученных результатов по данной методике показал: заниженная самооценка наблюдается 30% испытуемых. Причем выражена она одинаково как у младших, так и у старших подростков.

Адекватная самооценка выражена у 45% испытуемых, что составляет большинство подростков нашей выборки. Из них 5 младших и 6 старших подростков.

Завышенная самооценка проявляется у 25% испытуемых. Из них 2 младших и 3старших подростков.

Таким образом, в группе подростков данной выборки наблюдается разная самооценка. Причем, она одинаково выражена как у младшего, так и у старшего возраста. Это подтверждает статистический анализ (t=0,95, р не значимо).

Возможно, это связано с тем, что подростки – важный этап становления личности, самосознания. Ребенок еще не до конца понимает свой внутренний мир, идет перестройка всей системы ценностных ориентаций, смысла жизни. Поэтому самооценка колеблется, что показывают полученные нами данные.

Итоговые результаты представлены на Рис.3.6.

 

Рис.3.6. Распределение уровня самооценки подростков

3.2. Выводы

Эмпирическое исследование на тему: «Методы исследования сознания и самосознания в современной психологии» проходило в апреле 2013 года. Для этого было отобрано 20 подростков - дети младшего и старшего подросткового возраста (10-12, 14-15 лет). Две группы испытуемых, каждая в количестве 10 человек

Методы исследования: При теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психологической и культурологической литературы. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился срезовый эксперимент в двух возрастных группах, их самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ.

Методики исследования:

1). Вербальная диагностика самооценки  личности Фетискин Н.П., Козлов  В.В., Мануйлов Г.М.

2). Шкала оценки потребности  в достижении (Орлов Ю.М.) - шкалы: уровень мотивации достижения

3) математико-статистические  методы обработки полученных  данных.

По итогам проведенного исследования были получен следующий вывод:

По методике «Шкала оценки потребности в достижении (Орлов Ю.М.)»: среди всех испытуемых 20% (4 человека – 1 младший подросток и 3 старших) имеют высокий уровень мотивации достижения; 55% (11 человек – 5 младших и 6 старших подростков) имеют средний уровень мотивации достижения; 25% имеют низкий уровень мотивации достижения (5 человек – 4 младших и 1 старших подростков). Взаимосвязь между уровнем выраженности мотивации достижения у младших и старших подростков мы проводили по математическому критерию t-Стьюдента и получили такой результат (t=2,66, р≤0,01): уровень мотивации достижения у старших подростков выше. Следовательно, уровень мотивации достижения проявляется больше у старших подростков. Возможно, это связано с тем, что чем старше становится подростков, тем больше задумывается  о своем поведении, старается анализировать свои поступки и мотивы действий.

По методике «Вербальная диагностика самооценки личности Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.»: заниженная самооценка наблюдается 30% испытуемых. Причем выражена она одинаково как у младших, так и у старших подростков. Адекватная самооценка выражена у 45% испытуемых, что составляет большинство подростков нашей выборки. Из них 5 младших и 6 старших подростков. Завышенная самооценка проявляется у 25% испытуемых. Из них 2 младших и 3старших подростков. Таким образом, в группе подростков данной выборки наблюдается разная самооценка. Причем, она одинаково выражена как у младшего, так и у старшего возраста. Это подтверждает статистический анализ (t=0,95, р не значимо). Возможно, это связано с тем, что подростки – важный этап становления личности, самосознания. Ребенок еще не до конца понимает свой внутренний мир, идет перестройка всей системы ценностных ориентаций, смысла жизни. Поэтому самооценка колеблется, что показывают полученные нами данные.

 

ВЫВОДЫ

Тема сознания и самосознания личности в наше время очень актуальна, ведь самосознание — это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер.

Сознание человека – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности. Мы всегда остаемся сами собой вне зависимости от меняющихся ситуаций. Ощущение человеком своей единственности, самоидентичности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: мы помним свое прошлое, переживаем настоящее, имеем надежды на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для собственного понимания мотивы и результаты своих поступков, оценить себя (самооценка). Общим интегральным измерением «Я» здесь выступает самопринятие и самоуважение. Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную и, как правило, неосознаваемую функцию самосознания. Одним из способов реализации данной функции и являются защитные механизмы личности (механизмы психологической защиты).

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тест-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных матриц, проективные техники.

По итогам проведенного исследования мы получили:

По методике «Шкала оценки потребности в достижении (Орлов Ю.М.)»: уровень мотивации достижения у старших подростков выше. Следовательно, уровень мотивации достижения проявляется больше у старших подростков. Возможно, это связано с тем, что чем старше становится подростков, тем больше задумывается  о своем поведении, старается анализировать свои поступки и мотивы действий.

По методике «Вербальная диагностика самооценки личности Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.»: в группе подростков данной выборке наблюдается разная самооценка. Причем, она одинаково выражена как у младшего, так и у старшего возраста. Это подтверждает статистический анализ (t=0,95, р не значимо). Возможно, это связано с тем, что подростки – важный этап становления личности, самосознания. Ребенок еще не до конца понимает свой внутренний мир, идет перестройка всей системы ценностных ориентаций, смысла жизни. Поэтому самооценка колеблется, что показывают полученные нами данные.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза была частично доказана.

Результаты исследования могут быть использованы учителями, родителями, психологами школьных заведений для выявлении особенностей подростков и реально действующих механизмов развития сознания и самосознания, что дает реальную возможность психологической помощи старшим подросткам в кризисный период с целью поиска позитивного выхода из кризисного возраста и для развития представлений о дальнейшем жизненном пути.

 

Список литературы

 

  1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  2. Варга А.Я., В.В.Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
  4. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990, 1 с. 19-27.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, 2-173.
  7. Маклаков А. Г. Общая психология, издательство Питер , 2002г.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: фенаменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1999.
  9. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшей пед.учеб.заведений: 3 кн..Психология образования.-3-е изд.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС;1997.-608.632с.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993.
  11. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология, Москва, 2000г., 512стр.
  12. Психология подростка. Под ред. А.А. Реан СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. -480 с.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, -Сп.б: изд. Питер, 2000г., 712 стр.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Гл. ХХ. - СПб., 1998.
  16. Самосознание проблемных подростков / Под. ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2007
  17. Спиркин А.Г. Философия. Учеб. пособие. – М.,2007.
  18. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
  19. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М., 2004.
  20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М., 1998.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупым.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто волнуюсь понапрасну.
  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  26. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
  27. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  28. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
  29. Как жаль, что я необщителен.
  30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  31. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

 

 

Приложение 2

1. Думаю, что  успех в жизни, скорее, зависит  от случая, чем от расчета.

2. Если я  лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня  в любом деле важнее не его  исполнение, а конечный результат.

4. Считаю, что  люди больше страдают от неудач  на работе, чем от плохих взаимоотношений  с близкими.

5. По моему  мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни  у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные  люди мне нравятся больше, чем  деятельные.

8. Даже в  обычной работе я стараюсь  усовершенствовать некоторые ее  элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие  считают меня ленивым.

11. Думаю, что  в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения  во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители  слишком строго контролировали меня.

14. Лень, а  не сомнение в успехе вынуждает  меня часто отказываться от  своих намерений.

Информация о работе Методы исследования сознания и самосознания в современной психологии