Методы исследования сознания и самосознания в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
А. Выявить структуру самосознания детей младшего и старшего подросткового возраста;
Б. Выявить особенности сознания и самосознании подростков, их функции и роли;
В. Определить особенности сознания и самосознания подростков в разный возрастной период.
Г. Сопоставить полученные результаты и проверить с помощью методов математической статистики различия в выборках.

Оглавление

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение понятия сознания, функции сознания
1.2. Формирование сознания в онтогенезе
1.3.Основные состояния сознания (бодрствование и сон).
1.4. Понятие и сущность самосознания личности
1.5. Методики психодиагностики самосознания
Выводы по разделу 1
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы и методики
РАЗДЕЛ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ
3.1. Результаты, их обработка, анализ полученных данных
3.2. Выводы
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

2 курсачь эксперементалка.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Нестандартизованные самоотчеты снимают последнее ограничение, однако, они гораздо более трудоемки, более трудны для количественной обработки и больше подвержены факторам влияния лингвистических способностей испытуемых.

Идеографические техники ставят проблему обоснованности диагностических заключений.

Проективные методики в целом устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации, однако связаны с рядом проблем интерпретации проективных показателей.

В отечественной психологической практике, насколько нам известно, чаще всего используются три варианта методик измерения локуса контроля: оригинальная шкала Роттера в прямом переводе на русский язык; опросник уровня субъективного контроля (УСК), созданная Бажиным Е.Ф., Голынкиной Е. А. и Эткиндом А. М. в Петербургском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева; опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный Пантелеевым С. Р. и Столиным В. В. на факультете психологии МГУ.

Опросник уровня субъективного контроля является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Авторы опросника разработали его исходя из принципа иерархической структуры системы регуляции деятельности (Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М., 1984). Из опросника могут быть выделены обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности Ио); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений Ид и шкала интернальности в области неудач Ин), а также четыре ситуационно специфических показателя, характеризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная (Ис), производственная (Ип), сфера межличностных отношений (Иь) и отношения к здоровью и болезням (Из).

В заключении следует сказать, что психодиагностика, при всем ее несовершенстве – серьезная наука. Тесты, опросники, шкалы – это не забавные шарады, которые приятно отгадывать в свободное время, а диагностические инструменты, используемые в науке и практике.

Также можно использовать такие методики как «Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)», Тест самоактуализации (САТ), Методики «Не-Я» (автор Визгина А.В.), Проективная рисуночная проба: "Рисунок "Мой мир", Проективная рисуночная проба "Нарисуй букву Я", Шкала Т. В. Дембо–С. Я. Рубинштейн , Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов) и т.д.

Таким образом, рассмотрены основные методики диагностики самосознания взрослых и подростков.

 

 

 

Вывод к разделу 1

Тема сознания и самосознания личности в наше время очень актуальна, ведь самосознание — это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер.

Сознание человека – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности. Мы всегда остаемся сами собой вне зависимости от меняющихся ситуаций. Ощущение человеком своей единственности, самоидентичности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: мы помним свое прошлое, переживаем настоящее, имеем надежды на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для собственного понимания мотивы и результаты своих поступков, оценить себя (самооценка). Общим интегральным измерением «Я» здесь выступает самопринятие и самоуважение. Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную и, как правило, неосознаваемую функцию самосознания. Одним из способов реализации данной функции и являются защитные механизмы личности (механизмы психологической защиты).

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тест-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных матриц, проективные техники.

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Организация исследования

Эмпирическое исследование на тему: «методы исследования сознания и самосознания в современной психологии» проходило в апреле 2013 года.

1 – Первым этапом данного  исследования было подбор группы  испытуемых. Для этого было отобрано 20 подростков - дети младшего и старшего подросткового возраста (10-12, 14-15 лет). Две группы испытуемых, каждая в количестве 10 человек.

2 - Второй этап данного исследования  было подбор методик для полного  освещения данной темы исследования.

3 – Третий этап данного исследования  было изучение полученных методик, конкретизация полученного материала, анализ вопросов методик, и в  конечном результате окончательное  утверждение методического материала  для проведения эмпирического исследования в данных экспериментальных группах.

4 – Четвертый этап использование  подобранных методик для проведения  эмпирического исследования в  экспериментальных группах

5 – Пятый этап использование  методов математической обработки  для анализа полученных результатов, их количественная и качественная обработка

6 – Шестой этап обобщение  результатов исследования, интерпретация  результатов полученных данных  и написание выводов.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы и методики

В данном исследовании использовались следующие методы и методики:

1) теоретический анализ

2) структурный метод

3) психодиагностический метод, включая  «Вербальная диагностика самооценки  личности» Фетискин Н.П., Козлов  В.В., Мануйлов Г.М., «Шкала оценки  потребности в достижении» (Ю.М.Орлов).

4) качественный метод

5) количественный метод, включая  методы математической статистики - t-критерий Стьюдента.

 

Описание диагностических методик:

  1. «Вербальная диагностика самооценки личности» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. (см. Приложение 1).

Было дано 32 утверждения. По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Подсчет баллов производится по схеме:

«очень часто» - 4 балла,

«часто» - 3,

«редко» - 2,

«никогда» - 0.

Интерпретация результатов теста

0-25 баллов свидетельствуют о  высоком уровне самооценки, при  котором человек, как правило, уверен  в себе, правильно реагирует на  замечания других и редко сомневается  в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего  уровня самооценки, человек редко  страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается  подстроиться под мнение других  людей.

46-128 баллов - уровень самооценки  низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

 

 

2 – «Шкала оценки потребности в достижении» (Ю.М.Орлов) (см. Приложение 2). Шкала: уровень мотивации достижения. Был дан тест, состоящий из 23 утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Испытуемому необходимо было выбрать ответ «да» или «нет». Ключ к тесту:

ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;

ответы «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ). Подсчитывается общее количество набранных баллов, по которым диагностируется уровень мотивации достижения. Если испытуемый набрал 2-11 баллов, то диагностируется низкий уровень мотивации достижения. Если 12-15 баллов, то средний уровень мотивации достижения. И если 16-19 баллов ,то высокий уровень мотивации достижения.

Высокому уровню мотивации достижения характерно яркое стремление к успеху, высоким результатам в деятельности, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Такие люди ответственны, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Среднему уровню мотивации достижения характерно неяркое стремление к успеху с преобладанием избегания неудач в деятельности, неярко выражено стремление к улучшению результатов. Они удовлетворенны достигнутым, не проявляют настойчивость в достижении своих целей. Стремление добиться своего во что бы то ни стало ярко не стоит перед ними. Такие люди нерешительны, ответственности на себя брать не любят, не проявляют сильной настойчивость в стремлении к цели. Удовлетворения явного от решения интересных задач не получают. Могут потеряться в ситуации соревнования, не показывают большого упорства при столкновении с препятствиями.

Низкому уровню мотивации достижения характерно яркое избегание неудачи, низкий результативность в деятельности, избегание улучшения результатов, удовлетворенность достигнутым, в достижении своих целей (если они вообще есть) не настойчивы. Такие люди не ответственны, не решительны в ситуациях, не проявляют настойчивость в стремлении цели (если она вообще есть), избегают решения интересных задач, теряются в ситуации соревнования, упорства при столкновении с препятствиями не оказывает.

 

Таким образом, были выбраны разносторонние методики для изучения сознания с самосознания личности, которые включают в себя тестовые, анкетные методики для наиболее полного и объективного изучения данной темы.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ

 

3.1. Результаты, их обработка, анализ полученных данных

Эмпирическое исследование на тему: «Методы исследования сознания и самосознания в современной психологии» проходило в апреле 2013 года. Для этого было отобрано 20 подростков - дети младшего и старшего подросткового возраста (10-12, 14-15 лет). Две группы испытуемых, каждая в количестве 10 человек

 

Первой стадией было исследование у испытуемых проведенного экспериментального исследования уровня мотивации достижения. Для этого была использована методика «Шкала оценки потребности в достижении», автором которой является Ю.М.Орлов (Приложение 2).

Результаты полученных данных по этой методике представлены графически на Рис.3.1. и Рис.3.2

 

Рис.3.1. Распределение младших подростков по уровню мотивации достижения

 

 

Рис.3.2. Распределение старших подростков по уровню мотивации достижения

 

 

По этой методике были получены такие результаты: среди всех испытуемых 20% (4 человека – 1 младший подросток и 3 старших) имеют высокий уровень мотивации достижения. Всем подросткам этой группы характерна позитивная мотивация. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Также были получены такие данные: среди всех испытуемых 55% (11 человек – 5 младших и 6 старших подростков) имеют средний уровень мотивации достижения. Всем подросткам данной группы характерно ярко невыраженное мотивационное поле, характерна неопределенность в своих желаниях и возможностях. У них не ярко проявляется уверенность в своих силах и возможностях. Начиная дело, человек не знает, чего он хочет, либо преобладает идея негативных ожиданий, либо достижение положительного результата. Таким людям свойственна тревожность, активность связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Не выражена целеустремленность, инициатива.

Информация о работе Методы исследования сознания и самосознания в современной психологии