Методология изучения креативности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора являются творческие способности человека. Творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Методология изучения креативности в подростковом возрасте_2014.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Похвала, особенно очень частая, снижает качество и легкость мышления, снижает способность ребенка добиваться новых результатов. Чрезмерная помощь взрослого при решении какой-либо задачи, также снижает гибкость мышления, что приводит к снижению проявления креативности [24,с.18-85].

Креативность может не помочь в достижении результатов, если человек, обладающий творческими способностями, не имеет волевых качеств, внутренней выдержки. Реализованная креативность является следствием проявления сильных личностных качеств, таких как умение противостоять обществу, добиваться реализации поставленной цели и побеждать в борьбе [24,с.18-85].

Также на развитие и проявление креативности влияет семейный фактор: порядок рождения и число детей в семье. Первенцы обычно интеллектуальные дети, а креативными становятся последние, потому что к первенцам обычно предъявляется большее количество требований, и возлагается ответственность за реализацию всех родительских ожиданий. Но креативность перворожденных детей растет, если затем следуют дети противоположного пола либо дети того же пола, но с небольшой разницей в возрасте.

На проявление творческих способностей влияет место рождения. Более творческие люди рождались в больших городах, что объясняется культурной средой мегаполисов, большим количеством библиотек, театров, филармоний. В больших городах проживает большое количество талантливых родителей, которые уделяют большое количество времени воспитанию своих детей[24,с.18-85].

Но на реализацию творческих идей влияют не только внешние факторы, но и внутренние факторы самого человека: мотивация достижения, готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задачи, наличие знаний (для проявления креативности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры) и ценностные ориентации, которые позволят воплотить креативное решение в жизнь. Личностные качества, которые позволяют создать что-то новое и, с другой стороны дают силы для преодоления препятствий, которые появляются на пути создания нового, также являются значимым фактором. Но отчленить влияние среды от влияния личностных качеств на проявление креативности невозможно.

Всякое творчество создается на основе уже имеющегося опыта. Вся творческая продукция строится на новых комбинациях предшествующих психических элементов – формах, которые были восприняты из реального мира и которые были впоследствии изменены[24,с.18-85].

Проявлению креативности способствуют интенсивные эмоциональные переживания. Самыми сильными побудителями проявления творческих способностей являются любовь, зависть и чувства, проявляющиеся в стремлении приобрести материальные блага.

Кроме факторов, которые способствуют проявлению креативности, существуют факторы, которые препятствуют этому. К таким факторам относятся страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность и лень.

Обычно, креативные люди обладают высоким интеллектом и готовностью к риску, то есть креативный человек не боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких людей является оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность[6].

Итак, понятие креативности определяется в различных источниках по-разному, но их всех найденных мною определений можно сделать вывод, что креативность – это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации.

Существует несколько факторов, влияющих на проявление креативности: наследственность, окружающая среда, семейное воспитание, возможность самостоятельно делать выбор, порядок рождения и число детей в семье, место рождения, внутренние факторы самого человека, интенсивность эмоциональных переживаний.

Также существуют факторы, препятствующие проявлению креативности: страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность, лень, чрезмерная помощь при решении задачи.

Креативные люди обычно высокоинтеллектуальные, готовы к риску и оригинальные. Сутью креативности является создание субъективно нового независимо от его оценки.

 

 

 

Заключение

 

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Проблема творчества долгое время изучалась в связи с творческими способностями и талантами в определенных сферах деятельности. Различные определения творчества сходятся в том, что творчество - это привнесение в мир чего-то нового.

Проанализировав литературу по теме исследования, пришла к выводу, что истинным мышлением, лежащим в основе интеллектуальных способностей, надо считать творческое мышление.

В заключении курсовой работы по теме исследования, можно сформулировать основной тезис о том, как надо развивать творческие способности у подростков.

Чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, которых требует максимального напряжения сил. Он вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, направляют, а не решают их за него), импровизируя, пытаясь войти в роль, придумывая новую роль, сценку, сюжет, песню, танец.

Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков или факультативных занятий. Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, импровизацию, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.

Изучение влияния условий обучения на развитие креативности  у подростков осуществлялось поэтапно:

Первый этап - организационный состоял в определении целей и задач исследования, выбора его объекта и предмета, определения гипотезы, изучения и анализа научной литературы по проблеме исследования. Данный этап протекал в сентябре –октябре 2013 года.

Второй этап - диагностический - состоял в определение и подборе методик, формировании выборки и проведении первичного, констатирующего эксперимента. Данный этап продолжался с ноября 2013 года по январь 2014 года.

Констатирующий этап эксперимента заключался в осуществлении диагностики креативности детей подросткового возраста. Для этого была подобрана диагностическая методика на определение творческих способностей учащихся: тест креативности Торренса.

Третий этап - оценочный - состоял в обработке полученных результатов. Анализ и выводы по исследованию осуществлялись путём качественной, количественной обработки. Данный этап реализовывался в феврале 2014 года.

После формирования выборки исследования, в которую вошли учащиеся лицея № 116 и учащиеся посещающие школу Хабенского. Было проведено диагностическое обследования, результаты которого использовались для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования.

Исходя из результатов исследования согласно гипотезы, в которой предполагается, что уровень креативности в подростковом возрасте имеет различия в связи с условиями обучения, креативные способности подростков школы Хабенского, выше чем креативные способности подростков, не посещающих выше указанную школу.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед с с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
  2. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2002. - 235 с.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 168 с.
  5. Джиббс Д., Бэсинджер К., Фуллер Д. Моральная зрелость: диагностика развития социоморальной рефлексии // Развитие личности. - 1997. - № 1.
  6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2х т.. М.: Наука, 1986. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и практикум. - Минск, 2005
  7. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 2006. - 319 с.
  8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М.: Просвещение, 2009.- 445с
  9. Лихачев Б. Педагогика курс лекций. – М.: РАО, 2005 - 463 с.
  10. Марынко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2000.- 181 с.
  11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство,2008
  12. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
  13. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – Иркутск, 2006.- 158 с.
  14. Хрестоматия по детской психологии//Под ред. Г. В. Бурменской. - М.: Владос, 2009.

  15.Халифаева О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. - 2008. - № 9. - С. 13-22.

      16.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2003, 672 с. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/10.php)

      17. Ушаков В.Д. Языки психологии творчества: Я.А.Пономарев и его научная школа. // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624с.

     18.Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса. - СПб., 2003.

     19. Алиева К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности.- СПб.: 2009.

       20. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие  креативности, самосознания, эмоций, коммуникации  и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.

        21. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.

         22 Разумникова О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии, 1999, № 5.

         23. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2000.

         24. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – Санкт-Петербург: «Речь», 2006 – 219с.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приведем результаты контрольной группы подростков.

Таблица 1

Результаты контрольной группы

Баллы

1

39

2

43

3

34

4

34

5

45

6

32

7

37

8

33

9

39

10

28

11

45

12

42

13

31

14

52

15

65


Приведем результаты экспериментальной группы подростков.

Таблица 2

Результаты экспериментальной группы

Баллы

1

56

2

70

3

71

4

68

5

65

6

52

7

47

8

50

9

58

10

60

11

72

12

70

13

68

14

59

15

54

Информация о работе Методология изучения креативности в подростковом возрасте