Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:42, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора являются творческие способности человека. Творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методологические проблемы психологии»
Тема работы «Методология изучения креативности в подростковом возрасте»
Выполнила:
Магистрантка группы 17.2-303
Чернышева О.Ю.
Научный руководитель:
Доктор психологических наук
профессор
Баянова Лариса Фаритовна
Казань 2014
Содержание
Актуальность исследования. В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора являются творческие способности человека. Творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Поэтому приоритетной задачей психологической и педагогической деятельности является-поиск талантов и создание максимально благоприятных условий для их развития. Это одна из важнейших задач современной образовательной практики. Креативность можно изучить и развить, что позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.
Ориентация современного общества на творческого, активного человека проявляется в социально-экономических и культурных преобразованиях. Исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность на данном этапе развития науки, становятся важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических исследований. Современное, быстро меняющееся время диктует необходимость поиска новых подходов к психологическим проблемам развития молодого поколения как людей активных, креативных, социально-динамичных.
Важнейший интеллектуальный компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное и единственно верное решение, снимающее проблему как таковую). Подобный вид мышления нужен и важен не только подростку, но и человеку в любом возрасте и в любом деле.
Подростковый возраст важен для развития
креативности человека как
период самовоспитания, саморазвития,
самовыражения, т.е. как период
становления личности. Подросток начинает
осознавать себя в своей целостности,
способности к саморазвитию и творчеству.
Кроме того, именно в подростковом возрасте
происходит развитие креативности как
способности к творчеству, связанной с
определённой сферой человеческой деятельности.
В то же время большинство школьных учебных
заведений не столько развивает личность
будущего творца, сколько формирует инструментальные
навыки. В результате появляются хорошие
исполнители, а не творческие личности.
Большое внимание уделяется исследованию креативности
детей школьного этапа онтогенеза (Л.С.Выготский,
Л.Б.Ермолаева-Томина, В.Н.Дружинин, Дж.Гилфорд,
Н.С.Лейтес, В.С.Юркевич, Е.ЛЯковлева,
С.О.Раевский, В.Н.Козленко, А.З.Рахимов,
Е.Л.Солдатова. Однако исследований, в
которых бы раскрывались механизмы развития
креативности явно недостаточно.
Цель - выявить обусловленность уровня креативности условиям обучения и дать методологическое обоснование этой детерминанте.
Объект - креативность в подростковом возрасте.
Предмет - обусловленность креативности условиями обучения.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень креативности в подростковом возрасте имеет различия в связи с условиями обучения.
Обусловленность креативности условиям обучения методологически объяснима. Методологическую основу исследования составляют: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная зависимость психологических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); теория социального становления личности в подростковом возрасте (Д.И. Фельдштейн); концепция креативности как интегративной характеристики личности (Я.А.Пономарёв, А.В.Брушлинский); концепция диалектической противоположности подражания и творчества (В.А.Просецкий); учение К.С.Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия креативности как интегративного образования, сущность которого раскрывается через способность человека проявлять социально-значимую творческую активность, связывающую творчество и креативность как две составляющие единого круга явлений, при этом творчество - процессуально-результативная сторона, а креативность - субъективно-обуславливающая сторона вышеуказанного единства.
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании эмпирические данные позволят повысить эффективность работы школьных психологов по развитию творческих способностей подростков.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложения 1.
В психологии существует множество подходов к понятию креативности, что обусловлено величиной и глубиной процесса. Каждый исследователь может найти свой подход к изучению креативности, «… точку входа в решение задачи» (Эдвард де Боно). В Большом психологическом словаре креативность трактуется как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [16]. У Ф. Вильямса креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации [18]. Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях; нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта . Это лишь некоторые из имеющихся определений креативности. Еще 40 лет назад их было более 60, а к настоящему времени их невозможно сосчитать [17].
Чаще всего креативность (от латинского сreatio) рассматривают как общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности» [2, с. 15]. Известно, что креативность актуализируется в определенных условиях, которые необходимо создавать для каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей. Известно также, что в подростковом возрасте происходит подавление креативности по ряду причин: социальные и личностные ограничения, страх самораскрытия, негативные реакции социума на личностные проявления.
Для развития и актуализации творческих способностей подростков необходимо организовывать специальную среду, которая должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не приятие готовых моделей. Многовариантностью обеспечивается возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения (например, театральные и музыкальные студии), и его результаты (произведения, постановки)» [1, с. 130].
Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости. В этот период увеличивается внимание к себе, своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнения окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. В подростковый период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем теряется детское мироощущение, появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта [3, с. 14].
Так как в подростковом возрасте развитие креативности представляется важным для последующего развития личности, то для ее проявления в социуме необходимо определить наиболее приемлемую сферу. За счет вербальных или невербальных сфер проявления креативности подростки получают больше возможностей для самопроявления и коммуникации, что, в свою очередь, оказывает влияние на продуцирование концептуальных образов Я.
Проблема креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления собственных способностей к творчеству.
Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор соответствующего обзора Л.Т. Репуччи, «их число растет день ото дня». Количество определений креативности, накопившееся к настоящему времени, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия.
В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый запас знаний. Так, популярный телеконкурс «Самый умный» фактически является тестом на осведомленность. Такая точка зрения вряд ли верна, хотя и не лишена оснований. Еще древние философы указывали на отличие «многознающих» от «многомудрых». Однако можно предположить, что для человека недалекого ума процессы приобретения, хранения и адекватного воспроизведения информации представляются затруднительными (на этом, в частности, основано включение заданий на осведомленность в некоторые батареи тестов интеллекта). Но очевидно также, что ум состоит не только в способности приобретать информацию и владеть ею, но активно ею пользоваться для решения разнообразных задач. Причем, по-настоящему умным считают человека, способного справляться с задачами, алгоритм решения которых ему заранее не известен, а возможно, не известен вообще никому.
Креативность - творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности. Креативность - это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают [19, с. 87].
Интересно отметить, что большинство научных психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не развивали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали составляющую креативности - интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции гештальт-психологов не интересовала.
Психоаналитический подход к изучению творческой активности, как и большинство других ранних попыток решить эту проблему, основывался на отдельно взятых примерах выдающихся творцов. Основываясь на идее о том, что творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными побуждениями, 3. Фрейд предположил, что активность писателей и художников есть отзвук их неосознанных желаний, выраженных в общественно приемлемой форме. Эти неосознанные желания могут касаться власти, богатства, славы или любви. Подтверждение этих идей Фрейд и его последователи старались отыскать в деятельности выдающихся творцов; классический пример такого подхода - анализ Фрейдом побудительных мотивов творчества Леонардо да Винчи.
Такая методология подверглась серьезной критике, поскольку при ее применении было невозможно «объективировать» исследуемые процессы: в связи с тем, что большинство субъектов исследования - носителей изучаемых процессов и способностей - к моменту написания работ по их творчеству уже покинули этот мир, их творческие процессы невозможно ни описать, ни измерить. Хотя в методах изучения проблемы креативности на примере истории творчества отдельно взятого гения в принципе нет ничего «ненаучного», для нарождавшейся научной психологии ценность представляли контролируемые, экспериментальные методы. Таким образом, как теоретические, так и методологические трудности, связанные с ранними попытками изучения творческих способностей, привели к временному выпадению креативности из набора магистральных психологических проблем.
Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум - явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами - чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность - это уже талант, исключительно высокая - гений.
Лишь по прошествии полувека пришло осознание того, что признаком высокой одаренности является не столько ловкость в решении тестовых задач, сколько оригинальность мышления, а самое главное - оригинальность его продукта. Традиционные тестовые задания эту особенность ума практически не выявляют. Она требует пристального изучения и создания соответствующих методов оценки.
Информация о работе Методология изучения креативности в подростковом возрасте