Методология изучения креативности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора являются творческие способности человека. Творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Методология изучения креативности в подростковом возрасте_2014.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

В английском языке эта особенность получила название креативности. Ввиду неблагозвучия буквального перевода, который по-русски звучал бы как «творческость», англоязычный термин утвердился и в русском языке [20, с. 6].

В свое время П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания:

1) оригинальность (статистическая  редкость);

2) осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки -- «скрепку можно съесть» -- креативным не является);

3) трансформация (степень преобразования  исходного материала на основе  преодоления конвенциональных ограничений);

4) объединение (образование единства  и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).

Ряд ученых полагают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые также могут быть оригинальными, но при этом неэффективными.

Так, Э. Кропли считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности». Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности.

Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью: это «креативность снов наяву, грез или мечтаний».

Уязвимость традиционного подхода к креативности состоит даже не в том, что оригинальность трактуется просто как маловероятная идея, то есть чисто статистически. Основная беда заключена в самой инструкции диагностических тестов. В свое время Бетховен говорил: «Новое и оригинальное родится само собою, без того, чтобы творец об этом думал». Но тестовая инструкция, требующая выдачи максимально большего количества неординарных ответов, стимулирует для этого не только продуктивный процесс, но и ряд обходных искусственных приемов, повышающих количество неординарных ответов и никак не связанных с механизмами творчества.

По этой причине высокие показатели креативности нередко фиксируются у детей со сниженным интеллектом и высоким мотивом достижений, что скорее свидетельствует о компенсаторных механизмах и психологической защите. Оригинальность подчас может выступать просто как вычурность или свидетельствовать о нарушении селективных процессов, наблюдаемом при некоторых душевных заболеваниях. Во многих работах (в частности, В.Н. Дружинина) показано, что высокая оригинальность свидетельствует о невротизации личности [21, с. 2-3].

Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [22, с 97].

П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру: (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

   Одной из важнейших сторон  креативности человека являются  когнитивные процессы, в той или  иной форме представленные в  его творческой деятельности. В  связи с этим широкое распространение  в исследованиях творчества в настоящее время получил когнитивный подход, развитие которого во многом определяется результатами исследований познавательных процессов субъекта.

В связи с многогранностью проблемы исследования креативности в психологической науке и отсутствием однозначности в понимании сущности явления креативности не существует и принятых всеми учёными методик для диагностики креативности. В данной работе мы исходим из представления о креативности как о интегративном образовании, а потому было бы желательно, чтобы психодиагностический инструмент содержал возможности оценки как когнитивных, так и личностных качеств. Для проверки эффективности программы развития креативности подростков, разработанной на основе театральной деятельности, использовался комплекс методов.

И так можно сделать вывод:

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство.

 

 

1.3. Развитие личности  в подростковом возрасте

 

Социальная ситуация развития подростка представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Отрочество – период, когда человек начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает подростку возможность смотреть на себя по-новому.

Родители, преподавателя и их мнение перестают играть для подростка решающее значение. На первый план выступает референтная группа – группа значимых сверстников, на которых подросток хочет быть похожим, чья оценка обладает для подростка сверхценностью, определяет его отношение к себе. Взрослому подростки отводят роль наставника, соответствовать которой может далеко не каждый. Такой человек должен обладать важными для подростков качествами (внешность, физическая сила, смелость, твердость характера, непримиримость, оригинальность и т.д.).

В качестве ведущей деятельностью подростка большинство исследователей определяют общение со сверстниками. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Общаясь со сверстниками, подростки познают себя, свои качества, на основе отношения окружающих формируют самооценку.

Некоторые исследователи называют ведущей в подростковом возрасте общественно значимую деятельность (трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная). Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению.

В детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость). Но способности не теряются [24,с.18-85].

Чтобы войти в общество, социализироваться, ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Оригинальность решения задач снижается – оригинальность ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50%[24,с.18-85]. Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный опыт, неадекватные суждения о происходящем подвергают подростка случайным влияниям [15].

 

Центральное новообразование возраста - «чувство взрослости» - стремление быть и казаться взрослым. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники относились к подростку как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые. В то же время зачастую подростки копируют внешние проявления взрослости (независимость, самостоятельность, манеру одеваться и т.д.), не принимая в расчет внутреннюю ответственность и обязанности. Чувство взрослости проявляется и в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются в это время.

Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Не менее важной особенностью личности подростка является развитие самосознания (формирование «Я-концепции» - системы внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). Данный возраст психологи называют вторым рождением личности. У подростков появляется склонность к самоанализу, стремление проявить, понять и принять свои качества. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. На протяжении подросткового возраста самосознание развивается в следующих направлениях: возникновение и рост собственного образа; перенесение образа Я извне вовнутрь; интегрирование образа Я; отграничение собственной личности от внешнего мира; переход к суждениям о себе по внутренним, моральным критериям.

Потребность в саморазвитии также является характерной чертой подросткового возраста. Подросток обращает внимание на свои недостатки, испытывает потребность их устранить. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового периода. Самой значимой целью для подростка является владение собой. Саморазвитие подростка можно охарактеризовать как самоутверждение качеств через отдельные поступки. Низкий уровень осознанности саморазвития подростков, их большая невнимательность, быстрая смена идеалов приводят к тому, что им трудно направлять саморазвитие, волевые реакции часто ситуативные. Подростки развивают в себе лишь те качества, которые актуальны для них в данное время, поразили их воображение. Причем подросток склонен обращать внимание на внешнюю, наиболее яркую сторону поведения, мотивы же поведения нередко ускользают из их поля зрения.

Рост самостоятельности подростка И.С. Кон понимал, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует, по мнению автора, информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, то есть развитое самосознание.

В концепции субъектогенеза В.И. Слободчикова подростковый возраст характеризует ступень персонализации. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

Кульминационный момент личностного развития на данной стадии – появление способности к саморазвитию (развитию собственной самости). Принципиальная ограниченность данной ступени развития личности – еще не достигнут необходимый уровень внутренней свободы – освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой. М. Кле определила зоны и основные задачи развития в подростковом возрасте следующим образом:

- пубертатное развитие (необходимость  реконструкции телесного образа  «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности; постепенный переход к взрослой сексуальности;

- когнитивное развитие (развитием  способности к абстрактному мышлению  и расширением временной перспективы);

- преобразования социализации (освобождение  от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, требующих установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов);

- становление идентичности (осознание  временной протяженности собственного «Я»; осознание себе как отличного от интериоризированных родительских образов; осуществлении системы выборов, которые обеспечивают цельность личности).

Информация о работе Методология изучения креативности в подростковом возрасте