Методология изучения креативности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора являются творческие способности человека. Творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Методология изучения креативности в подростковом возрасте_2014.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Особое место подростковый возраст занимает в концепции Э. Эриксона. Работа по поиску самотождественности, по мнению автора, становится в этом возрасте центральным событием. На каждой возрастной ступени развития человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает себя и ближних: «Кто я? Какой я? Зачем я?». Задача подросткового возраста – интегрировать все предыдущие ответы в картину самосознания. Если этот синтез происходит, то прежний относительно пассивный, преимущественно бессознательный процесс идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по собственному выбору (семья, школа, соседи…), приобретает качественно иной характер. Именно в этот период – в подростковом возрасте возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств. А начинается творение себя с активных экспериментов по строительству своих отношений в группе сверстников.

В интеллектуальной сфере в подростковом возрасте также происходят качественные изменения: развивается абстрактное (отвлеченное) и рефлексивное мышление (мысли о себе). В силу чего проявляется склонность теоретизировать, спорить, выдвигать и доказывать разнообразные гипотезы. В работах Ж.Пиаже подростковый возраст охарактеризован как период созревания способности абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Это усложнение мыслительной жизни оказывает важное влияние на все стороны жизни подростка. Все процессы сравнения себя с другими, выделение сходства и отличий, понимание своих особенностей и возможностей происходят теперь на ином, значительно более высоком уровне. Мышление в понятиях открывает старшему подростку возможность составить обобщенное представление о себе.

Активно начинают развиваться творческие способности. Ценными для подростков являются те виды учебной деятельности, в которых они могут проявить себя, показать свою взрослость и самостоятельность. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Таким образом, подростковый возраст – период фундаментальных изменений, когда предметом осознания и освоения для человека становятся новые стороны действительности. Организм подростка претерпевает глубокие изменения; интеллект преобразуется под влиянием изменения отношения к реальности; в социальном плане, с одной стороны, происходит освобождение от родительской опеки, с другой – освоение новых отношений со сверстниками; и, наконец, развивается особая субъективная реальность – самосознание.

За ответом на вопрос «Кто я?» следует вопрос о том, кем мне быть и куда мне идти. Переход от подросткового к юношескому возрасту обуславливается сменой внутренней позиции: устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов и планов. Социальная ситуация развития в период юности характеризуется окончательным преодолением свойственной предшествующим этапам онтогенеза зависимости от взрослых и утверждением самостоятельности личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Ориентация на сверстников сменяется повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности. В отличие от подростковой потребности «принадлежности» к группе, борьбы за положение и авторитет в ней, юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Старший школьный возраст является благоприятным временем для развития креативности.  Это связано со многими психологическими особенностями данного возраста. Старший школьник отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от стереотипов и стремлением к оригинальности. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному, правда, это стремление чаще всего носит неосознанный характер. Кроме того, в этом возрасте формируется “внутренняя позиция" личности, обуславливающая определенную структуру ее отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Личность старшеклассника еще окончательно не сформирована и открыта позитивным изменениям. Причем важное место в развитии личности в этом возрасте занимает фактор самовоспитания. Старший школьник осознанно может ставить перед собой задачи, выполнять их, то есть целенаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. Все это является хорошей базой для развития креативности личности.

 

 

2. Организация и методы эмпирического  исследования развития креативности в подростковом возрасте

 

 

 

2.1. Выбор методов исследования

 

В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15-16 лет. В экспериментальную группу исследования вошли подростки, посещающие школу Хабенского (15 человек), в контрольную – подростки, которые не посещают  школу Хабенского (15 человек).

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:

Для сбора данных, был применен метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков).

 Для обработки данных, полученных в результате исследования применялись методы математической статистики.  

В ходе исследования использовалась методика Э. Торренса. Методика представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников. Тест отражает различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей. Из гештальт-психологии известно, что не законченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы. 
       Для большинства случаев диагностики  творческого мышления, рекомендуется  основывать свое суждение на анализе отдельных показателей вербальной и фигурной батарей тестов в их соотношении друг с другом.  При этом условии может быть получена достаточно разносторонняя характеристика индивидуальности  Но и суммарный балл по каждой шкале или по обеим шкалам вместе дает довольно стабильный индекс общего творческого потенциала, что может оказаться полезным. Надежность такого суммарного показателя выше, т. к один и тот же человек может проявлять свой потенциал и в общем количестве ответов без их детализации, и в тщательной разработке небольшого числа идей, и в придумывании немногих, но высоко оригинальных решений. Тест  потражает различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности  идей.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Математическая обработка  результатов исследования

 

 

3.1. Результаты исследования креативности на двух выборках подростков

 

 

Рис.1. Результаты по тесту Торренса в контрольной группе подростков

 

 

 

Рис.2. Результаты по тесту Торренса в экспериментальной  группе подростков

Итак, можно отметить, что в экспериментальной группе подростков уровень креативности находится выше нормы у всех детей.

 

 

Рис.3. Диаграмма распределения испытуемых по уровню креативности  в контрольной  группе подростков

 

Итак, можно отметить, что в контрольной группе подростков уровень креативности находится в границах нормы у 33,3 %, выше нормы у 6,7% и ниже нормы у 60% детей.

 

 

 

Рис.4. Диаграмма распределения испытуемых по уровню креативности в экспериментальной группе подростков

Итак, можно отметить, что в экспериментальной группе подростков уровень креативности находится в границах нормы у 33,3 %, выше нормы у 53,3%, выше нормы у 46,7% детей, детей с низким уровнем креативности в экспериментальной группе нет.

 

 

 

Рис.5. Диаграмма распределения факторов креативности  в контрольной  группе подростков

 

 Итак, можно отметить, что в контрольной группе подростков самый высокий показатель (из 4-х факторов креативности) разработанность 39,9 %, на втором месте беглость, а  оригинальность и гибкость соответственно на 3-м и 4-м месте.

 

Рис.6. Диаграмма распределения факторов креативности  в экспериментальной группе подростков

 Итак, можно отметить, что в контрольной группе подростков самый высокий показатель (из 4-х факторов экспериментальной) оригинальность 34,6 %, на втором месте разработанность на 3-м месте гибкость, а беглость на 4-м.

Сравним полученные результаты в двух группах подростков с помощью T-критерия Стьюдента.

 

Таблица 3

 

Сравнение с помощью критерия Стьюдента

 

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

39 

56 

-0.93 

-5.33 

0.8649 

28.4089 

2

43 

70 

3.07 

8.67 

9.4249 

75.1689 

3

34 

71 

-5.93 

9.67 

35.1649 

93.5089 

4

34 

68 

-5.93 

6.67 

35.1649 

44.4889 

5

45 

65 

5.07 

3.67 

25.7049 

13.4689 

6

32 

52 

-7.93 

-9.33 

62.8849 

87.0489 

7

37 

47 

-2.93 

-14.33 

8.5849 

205.3489 

8

34 

50 

-5.93 

-11.33 

35.1649 

128.3689 

9

39 

58 

-0.93 

-3.33 

0.8649 

11.0889 

10

43 

60 

3.07 

-1.33 

9.4249 

1.7689 

11

45 

72 

5.07 

10.67 

25.7049 

113.8489 

12

42 

70 

2.07 

8.67 

4.2849 

75.1689 

13

31 

68 

-8.93 

6.67 

79.7449 

44.4889 

14

51 

59 

11.07 

-2.33 

122.5449 

5.4289 

15

50 

54 

10.07 

-7.33 

101.4049 

53.7289 

Суммы:

599

920

0.05

0.05

556.9335

981.3335

Среднее:

39.93

61.33

       

 

 

Полученное эмпирическое значение t (7.9) находится в зоне значимости. Можно отметить, что уровень креативности в контрольной и экспериментальной группах детей различаются. У детей, обучающихся в школе Хабенского уровень креативности и творчества значительно выше.

 

 

 

3.2. Обсуждение результатов эмпирического исследования

В ходе исследования была проведена методика Э. Торренса и выявлена следующая закономерность: в экспериментальной группе подростков уровень креативности находится выше нормы у всех детей. Анализируя рисунок Рис.1. и Рис.2. можно отметить, что в экспериментальной группе подростков уровень креативности находится выше нормы у всех детей. В контрольной группе подростков уровень креативности находится в границах нормы у 33,3 %, выше нормы у 6,7% и ниже нормы у 60% детей. Что можно проследить анализируя гистограммы Рис.3. и Рис.4. Из Рис.5. Рис. 6.

В контрольной группе подростков самый высокий показатель (из 4-х факторов креативности) разработанность 39,9 %, на втором месте беглость, а  оригинальность и гибкость соответственно на 3-м и 4-м месте. В экспериментальной группе подростков самый высокий показатель (из 4-х факторов креативности) оригинальность 34,6 %, на втором месте разработанность на 3-м месте гибкость, а беглость на 4-м.  То есть анализируя результаты мы видим, что подростки, имеющие  высокий уровень креативности имеют относительно низкий показатель беглости, при высоких показателях гибкости и оригинальности.

 

 

3.3. Выводы и рекомендации по развитию креативности в подростковом возрасте

 

Для повышения степени проявления у ребенка креативности необходимо давать ребенку возможность делать выбор самостоятельно (дать ему психологическую свободу), повышать его самооценку, снижать наказание за проступки и всячески поддерживать его исследовательскую активность. Креативность развивается у ребенка тогда, когда ему при решении задачи не дают инструкции и образца действий.

Креативность – это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности [24,с.18-85].

К причинам, обусловливающим креативность необходимо отнести наследственность. Но нельзя влияние этого фактора рассматривать в отрыве от влияния другого фактора – раннего обучения, то есть чем раньше у ребенка будут развивать творческие способности, тем гениальнее будет этот ребенок [24,с.18-85]. Другим фактором влияния на проявление креативности является среда. Факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, разрушить влияние наследственности. В меньшей степени влияют на творческие способности человека стили семейного воспитания.

Информация о работе Методология изучения креативности в подростковом возрасте