Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа
Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме реферата «Малая группа: понятие, классификация». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Введение
Глава 1. Определение малой группы и ее границы
Глава 2. Классификация малых групп
Глава 3. Социально-психологический подход к малым группам
Глава 4. Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами
Заключение
Список литературы
Последний
отличительный признак, как это
отмечено выше, является наиболее характерным
для большинства малых групп.
Он обусловливает долговременное воздействие
на группу внешнего статуса. Сам внешний
статус определяет назначение группы,
профессионально-
Подход
к определению механизмов социально-психологического
управления группой с внешним
статусом представляется важным уже
из-за перечня субъективных, отражающих
сознание признаков, заложенных как
в саму группу, так и во внешний
статус. Это связано с тем, что,
во-первых, в аксиоматику науки
об изучении психологических характеристик
личности и коллективов заложена
несовместимость внешнего статуса
и межличностного общения, что и
делает группу внутренне конфликтной
по определению, во-вторых, профессионально-
Социологическая
неоднородность и неоднозначность
ориентации структурных единиц в
группах с внешним статусом вызывают
неоднозначный отклик на внешнее
воздействие, определенный на широком
спектре отношений и
Методологической основой формирования подхода, позволяющего хорошо ориентироваться в многообразии механизмов регуляции социального поведения и деятельности индивида, является принцип соотношения внешнего и внутреннего в детерминации его поведения. Психологический аспект принципа детерминизма раскрыт С. А. Рубинштейном.
Специфическая
формулировка действия этого принципа
в психологии такова: внешние причины
действуют через внутренние условия,
которые сами формируются в результате
внешних воздействий. Таким образом,
через реализацию соотношения внешнего
и внутреннего психическое
В состав внутренних условий включается широкий спектр явлений, определяющих текущее состояние субъектов в деятельности. Это индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, потребности, диспозиции отдельных членов групп, их чувства и способности, сие темы их навыков, знаний, умений и привычек, в которых отражен индивидуальный опыт каждого члена группы.
Несмотря
на то, что для значительного числа
групп с высшим статусом характерна
преимущественно совместно-
Такой
подход к пониманию внутренних условий
управления социальной деятельностью
взаимодействующих друг с другом
индивидов делает возможным и
необходимым рассматривать
Движущей внутренней силой человеческого поведения является мотивация личности. Формирование мотивов социального поведения осуществляется преимущественно сознанием, являющимся ее ядром.
В
своей основной части мотивация
как многомерное
Таким образом, процесс формирования мотивационной структуры деятельности членов группы обучающегося необходимо рассматривать как многоэтапный, полимодальный процесс, интегрирующий в себе параметры желательности, необходимости и возможности реализации действий и долженствования. Только при достаточно высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров обеспечиваются непреодолимость стремлений, положительное отношение к деятельности и успешность решения задач деятельности.
Отмеченные
особенности формирования системы
мотивационных факторов в деятельности
индивидов усложняют процессы диагностики
и использования в руководстве
группами мотивации деятельности их
членов как важнейшего механизма
социально-психологического руководства
малыми группами. Сложность использования
данного механизма руководства
заключается также в том, что
при организации стимулирующих
воздействий необходимо учитывать
полимодальность мотивации: важно
подкреплять модальность
Искусство
создания мотивирующих воздействий
состоит в том, чтобы актуализировать
реальные резервы личности, не выходя
за объективные пределы ее возможностей.
Формирование мотивационной структуры
индивидов в ходе совместной деятельности
возможно посредством поддержания
и развития полезных навыков, стереотипов
поведения, что требует целенаправленного
воздействия на их сознание и связанную
с ним эмоционально-волевую
Специфика
формирования ценностных ориентации членов
малых групп с внешним статусом
характеризуется тем, что они
проходят определенный период социализации,
усваивая новые социальные свойства
и качества. Этот процесс является
процессом динамического
Первый - уровень предметной деятельности индивида. На этом уровне для регуляции социальной деятельности групп могут быть использованы предметные ситуации.
Второй уровень определяет условия группового общения индивида. Начиная с этого уровня, структура диспозиции механизмов регуляции ценностных ориентации содержит три основных компонента: эмоциональный (оценочный, определяющий личный статус, положение индивида в иерархии межличностных отношений), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий.
Третий (высший) уровень механизмов регуляции ценностных ориентации образует система ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства их достижения.
В результате если выделить в системе ценностных ориентации личности ядро субъективных отношений к общим социальным условиям ее жизнедеятельности, то это ядро будет определять жизненную позицию личности, баланс направленности её интересов.
В этих условиях формы и методы, активизирующие активное творческое начало индивидов в группе, обеспечивают стимуляцию поиска членами группы личностного смысла. Тем самым обеспечивается регуляция ценностных ориентации индивидов на верхнем уровне диспозиционной иерархии личностей членов групп.
Активное
применение мотивационно-регуляционных
механизмов регуляции деятельности
индивидов в группах в
Такая
постановка проблемы социально-психологического
обеспечения руководства малыми
группами отражает принципы рассмотренной
выше концепции социального
В
качестве внешних средств управления
состоянием групп выступают имеющиеся
в распоряжении руководителей объективные
социологические факторы
Таким образом, специфика подхода к характеристике факторов социальной детерминации групповой деятельности индивидов заключается в том, что социальные факторы рассматриваются как исходные, определяющие поведение индивида в группе, но не исключительные составляющие его жизнедеятельности и его общностей. В процессе деятельности осуществляется постоянная связь индивида с другими элементами системы, управления, например, с внешним миром, и отдельный человек выступает как активная сторона взаимодействия.
Научное
понимание реальных взаимоотношений
индивида с объективной
Таким
образом, система социально-
Информация о работе Малая группа. Основные социально-психологические закономерности