Малая группа. Основные социально-психологические закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме реферата «Малая группа: понятие, классификация». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Определение малой группы и ее границы
Глава 2. Классификация малых групп
Глава 3. Социально-психологический подход к малым группам
Глава 4. Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ккр.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

     Последний отличительный признак, как это  отмечено выше, является наиболее характерным  для большинства малых групп. Он обусловливает долговременное воздействие  на группу внешнего статуса. Сам внешний  статус определяет назначение группы, профессионально-квалификационное распределение  позиций индивидов в соответствии с назначением группы. Кроме этого, он по отношению к межличностному общению является чисто внешним  периодически долговременным управляющим  воздействием и регламентирует функциональные и правовые отношения индивида с  системой, в которой функционирует  группа.

     Подход  к определению механизмов социально-психологического управления группой с внешним  статусом представляется важным уже  из-за перечня субъективных, отражающих сознание признаков, заложенных как  в саму группу, так и во внешний  статус. Это связано с тем, что, во-первых, в аксиоматику науки  об изучении психологических характеристик  личности и коллективов заложена несовместимость внешнего статуса  и межличностного общения, что и  делает группу внутренне конфликтной по определению, во-вторых, профессионально-квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личностной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и личностными признаками индивидов. Это приводит к структурированию группы с внешним статусом по признакам отношения к нормам внешнего статуса.

     Социологическая неоднородность и неоднозначность  ориентации структурных единиц в  группах с внешним статусом вызывают неоднозначный отклик на внешнее  воздействие, определенный на широком  спектре отношений и мотивировок. Указанные особенности сильно усложняют  процессы управления группами в вузе.

     Методологической  основой формирования подхода, позволяющего хорошо ориентироваться в многообразии механизмов регуляции социального  поведения и деятельности индивида, является принцип соотношения внешнего и внутреннего в детерминации его поведения. Психологический  аспект принципа детерминизма раскрыт  С. А. Рубинштейном.

     Специфическая формулировка действия этого принципа в психологии такова: внешние причины  действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий. Таким образом, через реализацию соотношения внешнего и внутреннего психическое вводится в механизм социальной детерминации процессов, регуляции деятельности групп. В связи с этим основная линия социально-психологических  исследований в области руководства  малыми группами заключается в раскрытии  внутренних условий, опосредующих психический  эффект внешних воздействий субъектов  социальной деятельности, внутренние закономерности и механизмы психической  деятельности индивидов. Раскрытие  процесса перехода внешней детерминации во внутреннюю побудительную мотивацию - именно в этом состоит суть анализа  психических и социально-психологических механизмов управления социальной деятельностью малых групп.

     В состав внутренних условий включается широкий спектр явлений, определяющих текущее состояние субъектов  в деятельности. Это индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, потребности, диспозиции отдельных  членов групп, их чувства и способности, сие темы их навыков, знаний, умений и привычек, в которых отражен  индивидуальный опыт каждого члена  группы.

     Несмотря  на то, что для значительного числа  групп с высшим статусом характерна преимущественно совместно-индивидуальная деятельность, она оказывает влияние  на характер межличностных отношений, причем степень этого влияния  возрастает по мере развития группы.

     Такой подход к пониманию внутренних условий  управления социальной деятельностью  взаимодействующих друг с другом индивидов делает возможным и  необходимым рассматривать процессы управления не только как внешнее  стимулирование психических явлений, отдельных актов поведения индивидов, но и как влияние на целостную  личность, целостный коллектив, опосредуемое их социально-психологической структурой. В этом случае активное включение  членов группы в проблемную ситуацию в рамках некоторой системы предполагает анализ ситуации, выделение в ней  тех условий, которые должны быть соотнесены с требованиями, и задачами, выходящими за пределы этой ситуации. При этом, изменяя ситуацию, преобразуя существующие условия, индивид изменяется сам. Таким образом, в малой группе в процессе деятельности реализуется  система всеобщей связи и зависимости  между объектами и субъектами деятельности. Объективные отношения  обстоятельств, проявляющиеся в  процессе деятельности, раскрываются и преломляются через внутренние закономерности функционирования системы  и развития субъекта деятельности, через систему его субъективных отношений.

     Движущей  внутренней силой человеческого  поведения является мотивация личности. Формирование мотивов социального  поведения осуществляется преимущественно  сознанием, являющимся ее ядром.

     В своей основной части мотивация  как многомерное психологическое  образование «строится» личностью  с помощью рефлексивных процессов. Личность вырабатывает отношение к  возникающим у нее побуждениям, импульсам, влечениям, соотносит их со своими возможностями, с идущими  извне требованиями и собственными представлениями о должном характере  поведения, с вероятностью успеха мотивационного действия.

     Таким образом, процесс формирования мотивационной  структуры деятельности членов группы обучающегося необходимо рассматривать  как многоэтапный, полимодальный  процесс, интегрирующий в себе параметры  желательности, необходимости и  возможности реализации действий и  долженствования. Только при достаточно высоком уровне побудительности  и устойчивости этих параметров обеспечиваются непреодолимость стремлений, положительное отношение к деятельности и успешность решения задач деятельности.

     Отмеченные  особенности формирования системы  мотивационных факторов в деятельности индивидов усложняют процессы диагностики  и использования в руководстве  группами мотивации деятельности их членов как важнейшего механизма  социально-психологического руководства  малыми группами. Сложность использования  данного механизма руководства  заключается также в том, что  при организации стимулирующих  воздействий необходимо учитывать  полимодальность мотивации: важно  подкреплять модальность необходимости  и долженствования, раскрывать перспективы  совершенствования личности, способствовать поднятию уровня ее самооценки и актуализировать  ее социальный потенциал. Решение этих вопросов с учетом особенностей организации  образовательного процесса не отражено в литературе и на наш взгляд может  рассматриваться как предмет  дальнейших исследований.

     Искусство создания мотивирующих воздействий  состоит в том, чтобы актуализировать  реальные резервы личности, не выходя за объективные пределы ее возможностей. Формирование мотивационной структуры  индивидов в ходе совместной деятельности возможно посредством поддержания  и развития полезных навыков, стереотипов  поведения, что требует целенаправленного  воздействия на их сознание и связанную  с ним эмоционально-волевую сферу  деятельности субъектов и объектов деятельности, изменения и формирования наиболее устойчивых психических механизмов регуляции поведения ценностных ориентации и установок.

     Специфика формирования ценностных ориентации членов малых групп с внешним статусом характеризуется тем, что они  проходят определенный период социализации, усваивая новые социальные свойства и качества. Этот процесс является процессом динамического формирования личности посредством деятельности. Общая структурная схема механизмов регуляции ценностных ориентации в  свете современных представлений  может быть представлена в виде трех уровней в зависимости от степеней включения личности в групповую  деятельность.

     Первый - уровень предметной деятельности индивида. На этом уровне для регуляции  социальной деятельности групп могут  быть использованы предметные ситуации.

     Второй  уровень определяет условия группового общения индивида. Начиная с этого  уровня, структура диспозиции механизмов регуляции ценностных ориентации содержит три основных компонента: эмоциональный (оценочный, определяющий личный статус, положение индивида в иерархии межличностных  отношений), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий.

     Третий (высший) уровень механизмов регуляции  ценностных ориентации образует система  ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

     В результате если выделить в системе  ценностных ориентации личности ядро субъективных отношений к общим  социальным условиям ее жизнедеятельности, то это ядро будет определять жизненную  позицию личности, баланс направленности её интересов.

     В этих условиях формы и методы, активизирующие активное творческое начало индивидов  в группе, обеспечивают стимуляцию поиска членами группы личностного  смысла. Тем самым обеспечивается регуляция ценностных ориентации индивидов  на верхнем уровне диспозиционной иерархии личностей членов групп.

     Активное  применение мотивационно-регуляционных  механизмов регуляции деятельности индивидов в группах в настоящее  время сдерживается из-за отсутствия системных исследований глубинных  механизмов формирования личности в  процессе деятельности. Кроме того, в настоящее время отсутствует  общая методология динамичной организации  деятельности индивидов в зависимости  от условий их совместного функционирования, на основании которой могла бы быть разработана стратегия воспитания в процессе деятельности самостоятельно мыслящих людей.

     Такая постановка проблемы социально-психологического обеспечения руководства малыми группами отражает принципы рассмотренной  выше концепции социального детерминизма, а также вытекающие из нее общие  положения теории управления состояниями  малых групп. В частности, обращаясь  к упомянутому выше принципу соотношения  внешнего и внутреннего в детерминации социальной деятельности групп, необходимо отметить, что с точки зрения общей  теории управления важнейшим принципом  динамичного существования внешних  и внутренних детерминант социального  управления является принцип необходимого разнообразия. Согласно этому принципу успешно справиться с разнообразием  в управляемой системе может  только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным  разнообразием. Закон необходимого разнообразия в данном случае служит одновременно законом необходимого объема и качества знаний о социально-психологических  механизмах регуляции поведения  личности и коллектива, а также  законом необходимого объема и качества внешних и внутренних средств  реализации этих знаний в практике управления малыми группами.

     В качестве внешних средств управления состоянием групп выступают имеющиеся  в распоряжении руководителей объективные  социологические факторы управления, адекватные состоянию формируемых  и управляемых ими социально-психологических  механизмов сознательной саморегуляции  поведения социально активного  объекта, т. е. малой группы.

     Таким образом, специфика подхода к  характеристике факторов социальной детерминации групповой деятельности индивидов  заключается в том, что социальные факторы рассматриваются как  исходные, определяющие поведение индивида в группе, но не исключительные составляющие его жизнедеятельности и его общностей. В процессе деятельности осуществляется постоянная связь индивида с другими элементами системы, управления, например, с внешним миром, и отдельный человек выступает как активная сторона взаимодействия.

     Научное понимание реальных взаимоотношений  индивида с объективной действительностью  предполагает также раскрытие социально-психологических  закономерностей и механизмов, детерминирующих  влияние социальных факторов на деятельность отдельных индивидов и групп  в целом. В качестве механизмов регуляции  социальной деятельности малых групп  рассматриваются диспозиционные формы  межличностных отношений в них, компонентами которых являются ценностные ориентации индивидов на участие  в социальной деятельности, удовлетворенность  индивидов результатами социальной деятельности в коллективе, субъективные оценки социальной деятельности групп. Как мы знаем, управление социальными  процессами в малых группах по своему содержанию включает следующие  функции: сбор и обработку диагностической  информации о состоянии социальной зрелости коллектива; планирование его  социального развития; организацию  выполнения этого плана; оперативный  учет и контроль исполнения посредством  сбора информации о результатах  управленческих воздействий.

     Таким образом, система социально-психологического обеспечения руководства малыми группами в различных сферах их деятельности должна содержать подсистему сбора  и обработки информации, подсистемы социально-психологического обеспечения  профессионального отбора кандидатов, комплектования групп, адаптации членов групп к специфическим условиям деятельности, формирования морально-психологических  характеристик индивидов и групп  в целом, формирования устойчивой профессиональной ориентации членов групп, предупреждения конфликтов, расстановки, воспитания и  аттестации членов групп, образующих ее формальную структуру, подсистему оценки эффективности применения сформированных психолого-педагогических воздействий. В свою очередь каждая подсистема социально-психологического обеспечения  состоит из двух подсистем: подсистемы диагностики, оценивающей соответствующие  социально-психологические характеристики индивидов и групп, и подсистемы выработки рекомендаций по формированию управляющего социально-психологического воздействия на коллектив. В целом  проблема социально-психологического обеспечения руководства малыми группами может быть рассмотрена  как проблема гармонизации непрерывного процесса разрешения неантагонистических  противоречий между состоянием социально-психологической  зрелости коллектива, личности в коллективе, с одной стороны, и социально-психологической  эффективностью методов внешнего управления социальной деятельностью группы, с  другой стороны. Понятие «социально-психологическая  зрелость» коллектива может быть раскрыто исходя из меры выраженности в состоянии социальных элементов коллектива (личностей и их внутриколлективных микрообщностей) и его общественных отношений социальной сущности целей и задач деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Малая группа. Основные социально-психологические закономерности