Малая группа. Основные социально-психологические закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме реферата «Малая группа: понятие, классификация». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Оглавление

Введение
Глава 1. Определение малой группы и ее границы
Глава 2. Классификация малых групп
Глава 3. Социально-психологический подход к малым группам
Глава 4. Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ккр.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

     Важное  место в характеристике группы занимают групповые социально-психологические процессы -- те, которые организуют деятельность группы: общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и др.

     Особая  часть характеристик психологии группы касается положения индивида в группе. К психологическим феноменам, имеющим отношение к такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы и санкции.

     Статус  характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим.

     Позиция -- система взглядов, ценностей, установок, выражающих отношение индивида к событиям, вопросам совместной деятельности группы. Если статус задан соответствующей структурой группы и носит объективный характер, то позиция выражает внутреннее отношение индивида к группе или деятельности, т. е. является индивидуально своеобразной (субъективной) характеристикой.

     Роль -- нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от личности, занимающей тот или иной статус в группе.

     Важным  компонентом характеристики положения  индивида в группе являются групповые ожидания -- от каждого члена группы в соответствии с его позицией и ролью группа ожидает выполнения определенных функций, определенных решений, поведения, причем качественного. Через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, группа контролирует деятельность своих членов. При рассогласовании между ожиданиями группы и реальным поведением какого-либо ее члена вступают в силу групповые нормы и групповые санкции.

     Групповые нормы представляют собой неписаные правила, которые выработаны, приняты группой и представлены в ее психологии особым феноменом. Норму можно определить как идею, правило, эталон поведения, представленный в сознании членов группы и определяющий, что члены группы должны делать, какое поведение от них ожидается в данных обстоятельствах. Чтобы совместная деятельность была возможна, этим нормам должно подчиняться поведение всех членов группы, и они призваны выполнять регулятивную функцию.

     Групповые санкции -- это социально-психологические средства и механизмы, с помощью которых группа побуждает своих членов к выполнению и соблюдению норм. ('От лат. -- строжайшее постановление. Санкция -- мера воздействия, средство группового контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от норм, и позитивные, имеющие характер поддержки и одобрения действий по их соблюдению и укреплению.)Санкции могут быть поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Они имеют социально-психологический характер, но порой превращаются и в силовые. Обнаруживаются они в одобрении, осуждении, принуждении, изменении статуса или роли конкретного индивида, приобретении им авторитета, лидерства или отвержения (изгои) и пр.

     Важную  роль в групповой деятельности играют и морально-психологические отношения, складывающиеся и функционирующие в группе в процессе совместной деятельности ее участников. Эти отношения могут оказывать положительное или отрицательное влияние на ее эффективность. Положительно сказываются дружба, сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка. Они же характеризуют высокую степень групповой сплоченности. К отношениям, оказывающим отрицательное влияние на деятельность группы, относятся разногласия, противоречия, взаимное недоверие, недоброжелательность, зависть, карьеризм, конфликты и др.

     При функционировании в психологии группы групповых норм и санкций принимают  активное участие социалъно-психологические механизмы и свойства личностей (из которых состоит группа): внушение, конформность, убеждение, подражание, психологическое давление, идентификация и др.

     Социально-психологический  подход к изучению, оценке и работе с малыми группами предполагает также  раскрытие присущих им иных социально-психологических  явлений: массовидных (групповых интересов, группового мнения, групповых настроений, традиций и обычаев и пр.), взаимоотношений (межличностных, личностно-групповых), объединения, о которых также идет речь выше.

     Существенно и принятие во внимание и возможной  внутренней дифференциации в малых группах, выраженной в возможном появлении микрогрупп со своей спецификой психологии и взаимоотношений с группой в целом, другими микрогруппами, если они появляются.

     Вся психология группы характеризуется  также социально-психологическим климатом в ней, показывающим целостно условия жизни и деятельности в ней, самочувствие ее членов, который отражается на сплоченности, устойчивости и успешности деятельности группы. Положительные морально-психологические отношения между членами группы являются основой здорового, оптимистического климата, полно выражающегося в энтузиазме.

     Единство  и деятельности, и контактности группы придают ее психологии повышенную целостность, общность, выраженность, психологическую  насыщенность, динамичность, повышенную эмоциональность и силу влияния  на членов группы и результаты деятельности.

     Социально-психологическое  обеспечение руководства  малыми группами

     С социально-психологической точки  зрения содержанием руководства  малыми группами является формирование психолого-педагогических воздействий  на группу и ее членов с целью  более полного включения индивидов  в деятельность, выработки у них  осознанного и активного поведения, всестороннего развития личностей  и групп в целом, ликвидации предпосылок  к возникновению конфликтных  ситуаций.

     Для успешного руководства малыми группами и решения всего комплекса  возникающих при этом задач необходимо наличие специальной системы  социально-психологического обеспечения  этого процесса. Эта система должна обеспечивать анализ индивидуальных качеств  членов групп, оценку социально-психологического климата в группах, изучение условий, в которых осуществляется их деятельность, исследование путей повышения эффективности  функционирования групп, определение  методов и средств управления групповыми процессами, выдачу предложений  и рекомендаций по формированию управляющих  воздействий на группы и оценку эффективности  этих воздействий.

     Социально-психологические  факторы руководства деятельностью  малых групп можно рассматривать  как элементы системы управления, которые реализуют в механизмы  социальной регуляции групповой  деятельности индивидов в рамках функционирования определенных социальных закономерностей. В этом смысле социальные и социально-психологические механизмы  управления групповой деятельностью  в целом и группами в частности  являются результатом научного познания диалектики единства субъективного  и объективного в действии социальных законов и тенденций, реализуемых  в совместной деятельности членов групп.

     Иначе говоря, социальные и социально-психологические  механизмы руководства малыми группами являются продуктом субъективного  отражения объективных общественных процессов в целях использования  их в практике управления функциональной деятельностью малых групп в  конкретной предметной области.

     Для анализа процесса функциональной деятельности малых групп, его социальной детерминации необходимы исследования по меньшей  мере трех пар категорий: «объективные и субъективные условия реализации», «субъекты и объекты деятельности», «объективные и субъективные факторы». Такой подход дает возможность раскрыть вопросы социальной детерминации совместной деятельности индивидов под углом  зрения, во-первых, условий, в которых  он реализуется, во-вторых, личностных качеств субъектов деятельности и их направленности, в-третьих, процедур, методов и способов активизации  профессиональной деятельности, ее стимулирования в ходе управления.

     Субъективные  условия как определенные социально-психологические  качества действующих субъектов  группового процесса взаимодействия индивидов и объективные условия реализации их функционирования как качества объективной стороны деятельности людей в системе управления выступают как предпосылки, возможности их социальной деятельности в системе.

     Потенциал детерминации социальной деятельности субъектов малой группы, присутствующий в этих предпосылках в ходе их совместного  функционирования, преобразуется в  активное детерминирующее начало. Именно он определяет в дальнейшем социальный потенциал личности и коллектива в целом.

     Качественный  переход детерминационного потенциала этих предпосылок из пассивного, нераскрытого состояния в прогнозируемое актуальное, деятельностное состояние определяет гносеологический смысл и практическое значение понятий «социологический фактор управления» и «социально-психологический  фактор руководства малыми группами».

     Таким образом, под социально-психологическими и социологическими факторами управления малыми группами далее будем понимать такое качество социальных и социально-психологических  условий реализации групповой деятельности и руководства группами, при которых  их регуляционный потенциал научно познан и целенаправленно реализуется  в конкретной системе управления.

     Так как в понятии «социально-психологический  фактор руководства малыми группами»  присутствует субъект сознательного  освоения социальных условий деятельности, то это дает возможность содержательно  интерпретировать субъект-объектные  и субъект-субъектные взаимодействия в группе, складывающиеся в ходе совместной деятельности индивидов.

     Объективные условия общественной среды, в которой  функционирует группа, преломляются через внутренние психические закономерности субъекта управления, через его способ восприятия и оценки этих объективных  обстоятельств.

     С общеметодологической точки зрения рассмотрение отдельного члена группы как активного участника совместной деятельности во взаимодействии с системой управления требует прежде всего  дифференциальной характеристики внешних  факторов, определяющих его поведение.

     В общей характеристике факторов, регулирующих поведение индивида в некоторой  системе, с которой он активно  взаимодействует, выделяют несколько  групп: материальные условия деятельности; объективные общественные и прежде всего функциональные отношения; формы  общественного сознания. При этом подчеркивается, что в общем виде разные уровни социальной детерминации психики и поведения человека включают в себя факторы исторического  и общественного развития его  индивидуальной природы. Эти факторы  по-разному детерминируют процессы, свойства и качества психических  явлений, разную степень и темпы  изменчивости этих явлений в ходе онтогенетического развития человека. Наиболее кардинальным общественно-историческим изменениям подвергаются те свойства личности, в которых отражаются общественные условия жизни. В ходе общественно-экономических изменений по-разному выступает содержание личных и общественных интересов, меняется содержание мотивов поведения индивидуально каждого члена группы.

     Жизнь и деятельность малых групп в  различных сферах их функционирования на современном этапе показывают, что группы нередко сталкиваются с социальными факторами, оказывающими дезорганизующее воздействие на их деятельность, их взаимоотношения, разрушающими традиции коллектива. Эти  факторы могут порождаться внешней  социальной средой, определенными общественными  группами, социальными процессами, а также отдельными событиями  общественной жизни. Они могут проявляться  в постановке перед группами задач, не соответствующих их предназначению и нравственно отвергаемых большинством их членов, в просчетах руководителей  структурных подразделений, выражаемых, например, в неправильной расстановке  членов коллектива для выполнения поставленных задач, игнорировании функционально-ролевой  структуры и т.п.

     Изменения в психическом складе людей, в  их поступках и действиях, обусловленные  изменениями в общественных отношениях, являются более или менее сходными и оптимально-устойчивыми для  людей, живущих в определенную общественно-историческую эпоху.

     В конкретных условиях эти общие социальные факторы по-разному сочетаются со специфическими условиями жизни  и деятельности отдельной личности и отдельного коллектива. Существенным моментом в понимании механизма  этой индивидуализации воздействия  социально-детерминирующих факторов на человека и на конкретный коллектив  является выделение из общей совокупности социальных детерминант специфических  условий их жизни и деятельности.

     Например, группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы социально-психологические  черты, но и обладают специфическими признаками, которые обусловлены  особенностями конкретных задач  вуза, характером повседневной деятельности студентов. Эти признаки следующие:

учебные группы в вузе характеризуются однородностью  возрастного состава, слиянием в  единый процесс обучения и воспитания, сравнительно высокой степенью самоуправления, интенсивностью общения, наличием достаточно четкой регламентации отношений  и наличием функциональной зависимости  членов группы, определяемых системой субординационных отношений; структура  межличностных отношений в учебных  группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных  категорий и динамичностью, что  дает возможность ее оптимизации  путем целенаправленных педагогических воздействий; в учебных группах  вуза их формальные структуры определяют состав подгрупп с внешним статусом.

Информация о работе Малая группа. Основные социально-психологические закономерности