Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа
Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме реферата «Малая группа: понятие, классификация». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Введение
Глава 1. Определение малой группы и ее границы
Глава 2. Классификация малых групп
Глава 3. Социально-психологический подход к малым группам
Глава 4. Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами
Заключение
Список литературы
Минобрнауки России
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Факультет Систем Автоматического Управления
(ИВТС им. В.П. Грязева)
Кафедра
«Психологии»
Контрольно курсовая работа по дисциплине: «Психология социального взаимодействия»
На тему:
«Малая группа. Основные социально-психологические
закономерности».
Тула 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Определение малой группы и ее границы
Глава 2. Классификация малых групп
Глава 3. Социально-психологический подход к малым группам
Глава 4. Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами
Заключение
Список литературы
Введение
«Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше».
Ф. Ларошфуко.
Высказывание Ф. Ларошфуко очень подходит к теме реферата «Малая группа: понятие, классификация». Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Историю изучения малых групп можно разделить на несколько этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли и личности.
В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX в., выяснился вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие явления социальной фацилитации, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей.
Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп (коакция - это факт одновременного действия рядом членов малой группы, отличный от взаимодействия) к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.
На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик.
Не смотря на то, что малые группы изучались уже много лет, остаются нерешенными некоторые вопросы. В частности, до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе реферата раскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы. Во второй главе реферата приведена классификация малых групп, а в третьей главе описаны критерии, по которым следует давать характеристику группы.
При написании работы в основном были использованы работы Андреевой Т. М., Столяренко А. М., Еникеева М. Ц. и др.
Основная
задача моей работы рассмотреть вопросы,
которые являются предметом дискуссии
социальных психологов, а именно понятие
группы, ее количественные параметры,
нижний и верхний предел, т.е. границы
малой группы.
Определение малой группы и ее границы
Если
выбрать из бесчисленных определений
малых групп наиболее «синтетическое»,
то оно сводится примерно к следующему:
«Под малой группой понимается немногочисленная
по составу группа, члены которой
объединены общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения
Это
же определение в отечественной
социальной психологии наполняется
новым содержанием: установление факта
«общей социальной деятельности» сразу
же задает группу как элемент социальной
структуры общества, как ячейку в
более широкой системе
При
таком понимании малая группа
-- это группа, реально существующая
не в вакууме, а в определенной
системе общественных отношений, она
выступает как субъект
Теперь
необходимо расшифровать количественные
характеристики малой группы, ибо
сказать: «немногочисленная по составу»
группа -- значит предложить тавтологию.
В литературе довольно давно идет
дискуссия о нижнем и верхнем
пределах малой группы. В большинстве
исследований число членов малой
группы колебалось между 2 и 7 при модальном
числе 2- (упомянуто в 71% случаев). Этот
подсчет совпадает с
Хотя
на уровне здравого смысла представляется
резонной мысль о том, что малая
группа начинается с диады, с ней
соперничает другая точка зрения
относительно нижнего предела малой
группы, полагающая, что наименьшее
число членов малой группы не два,
а три человека. И тогда, следовательно,
в основе всех разновидностей малых
групп лежат так называемые триады.
Спор о том, диада или триада есть
наименьший вариант малой группы,
может быть также бесконечным, если
не привести в пользу какого-то из подходов
веских аргументов. Есть попытки привести
такие аргументы в пользу триады
как наименьшей единицы малой
группы (Социально-психологические
проблемы руководства и управления
коллективами, 1974). Опираясь на экспериментальный
опыт исследования малых групп как
субъектов и объектов управления,
авторы приходят к следующим выводам.
В диаде фиксируется лишь самая
простейшая, генетически первичная
форма общения -- чисто эмоциональный
контакт. Однако диаду весьма трудно
рассмотреть как подлинный
Практически
все равно приходится считаться
с тем фактом, что малая группа
«начинается» либо с диады, либо с
триады. В пользу диады высказывается
до сих большое направление
Поэтому в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием «Диада или малая группа?», где авторы настаивают на том, что диада -- это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.
Не
менее остро стоит вопрос и
о «верхнем» пределе малой
группы. Были предложены различные
решения этого вопроса. Достаточно
стойкими оказались представления,
сформированные на основе открытия Дж.
Миллером «магического числа» 7±2 при
исследованиях объема оперативной
памяти (оно означает количество предметов,
одновременно удерживаемых в памяти).
Для социальной психологии оказалась
заманчивой определенность, вносимая
введением «магического числа», и
долгое время исследователи принимали
число 7±2 за верхний предел малой
группы. Однако впоследствии появились
исследования, которые показали, что
если число 7±2 справедливо при характеристике
объема оперативной памяти (что тоже,
впрочем спорно), то оно является
абсолютно произвольным при определении
верхнего предела малой группы. Хотя
выдвигались известные
Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.
Информация о работе Малая группа. Основные социально-психологические закономерности