Лингвопсихологические особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

Данная проблема в научной литературе представлена недостаточно. Поэтому целью исследования стало изучение особенностей лексического развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить особенности психического и личностного развития дошкольника.
Проанализировать детскую речь как предмет лингвистического исследования.
Наметить основные направления и методы развития лексики дошкольника.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы лексического развития детей дошкольного возраста 4
1.1. Особенности психического развития дошкольника 4
1.1.1. Особенности психического развития ребенка 3-4 лет 4
1.1.2. Особенности психического развития ребенка 4-5 лет 10
1.1.3. Особенности психического развития ребенка 6-7 лет 13
1.2. Особенности личностного развития дошкольника 15
Выводы по главе 17
Глава 2. Лексическое развитие дошкольников 18
2.1. Детская речь как предмет лингвистического исследования 18
2.2. Развитие словарного запаса и его особенности у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 22
2.3. Основные направления и методы развития лексики дошкольника 25
Выводы по главе 30
Заключение 32
Литература 33
Приложение

Файлы: 1 файл

лингвопсихологические особенности.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

4. Воспитательные  воздействия должны проводиться  постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

5. Все виды  занятий служат цели расширения  запаса слов детей. Надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.

6. Существует  ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков детей (подбор эпитетов к предмету, подбор обстоятельств, вставление детьми  пропущенных слов, составление    предложений    с    определенным    словом). Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

 

Литература

  1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.- СПб.: Детство-пресс, 2007. - 145 с.
  2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи /А.Г. Арушанова //Дошкольное воспитание. - 2007. - №9.- С. 58-65.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2006. – 325 с.
  4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб.: Питер, 2008. – 241 с.
  5. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.: Знание, 2007. – 252 с.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: МГУ, 2008. – 423 с.
  7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. – М.: Библио, 2009. – 346 с.
  8. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. – Калинин, 2006. – 321 с.
  9. Исследование речевого мышления в психолингвистике./ Под ред. Е.Ф.Тарасова – М.: Омский глобус, 2009. – 346 с.
  10. Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. – Минск: Дельта, 2007. – 371 с.
  11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Просвещение, 2009. – 344 с.
  12. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 178 с.
  13. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М: МГУ, 2009. – 214 с.
  14. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.: Просвещение, 2009. – 245 с.

 

 

Приложение

Примеры игр  и упражнений, направленных на лексическое  развитие дошкольника

Задание «Опиши животное»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.

Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как пользоваться схемами для  описания животного (1 картинка «зеркало» - внешний вид; 2 – «человек» - какую  пользу приносит человеку; 3 – «кастрюля» - что любит; 4 – «домик» - где живет; 5 – «коляска» - как называются детеныши; 6 – «наушники» - как подает голос). Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.

 

Задание «Составим  рассказ вместе»

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

Материал: стилизованные  предметные картинки для составления  наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат; санки; коньки; кораблик; сачок).

Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти  картинки (далее дети с помощью  логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»

Ход выполнения задания. Логопед направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей логопед помогает им с помощью различных вопросов.                   


Информация о работе Лингвопсихологические особенности речевого развития детей дошкольного возраста