Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 06:14, курсовая работа
Данная проблема в научной литературе представлена недостаточно. Поэтому целью исследования стало изучение особенностей лексического развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить особенности психического и личностного развития дошкольника.
Проанализировать детскую речь как предмет лингвистического исследования.
Наметить основные направления и методы развития лексики дошкольника.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы лексического развития детей дошкольного возраста 4
1.1. Особенности психического развития дошкольника 4
1.1.1. Особенности психического развития ребенка 3-4 лет 4
1.1.2. Особенности психического развития ребенка 4-5 лет 10
1.1.3. Особенности психического развития ребенка 6-7 лет 13
1.2. Особенности личностного развития дошкольника 15
Выводы по главе 17
Глава 2. Лексическое развитие дошкольников 18
2.1. Детская речь как предмет лингвистического исследования 18
2.2. Развитие словарного запаса и его особенности у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 22
2.3. Основные направления и методы развития лексики дошкольника 25
Выводы по главе 30
Заключение 32
Литература 33
Приложение
4. Воспитательные
воздействия должны
5. Все виды
занятий служат цели
6. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков детей (подбор эпитетов к предмету, подбор обстоятельств, вставление детьми пропущенных слов, составление предложений с определенным словом). Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.
Примеры игр и упражнений, направленных на лексическое развитие дошкольника
Задание «Опиши животное»
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.
Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.
Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного (1 картинка «зеркало» - внешний вид; 2 – «человек» - какую пользу приносит человеку; 3 – «кастрюля» - что любит; 4 – «домик» - где живет; 5 – «коляска» - как называются детеныши; 6 – «наушники» - как подает голос). Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.
Задание «Составим рассказ вместе»
Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.
Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат; санки; коньки; кораблик; сачок).
Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»
Ход выполнения задания. Логопед направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей логопед помогает им с помощью различных вопросов.
Информация о работе Лингвопсихологические особенности речевого развития детей дошкольного возраста