Для развития индивида как личности группа
представляется незаменимой. Становление
лидера и развитие группы это непрерывный
и не разъединяемый процесс. Ведь сам по
себе "лидер" - это статус человека
в группе. Статус определенного человека
можно изменить. В ходе межличностных
отношений, с момента образования группы,
определяется статус каждого человека
и вместе с тем определяется влияние человека
на эту группу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Г.М. Андреева Социальная психология
[Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm, М.: Наука,
1994
- Анализ основных направлений исследования
лидерства [Электронный ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/zlider2.html
- Ю.Н. Емельянов.
Руководство коллективом как проблема
социальной психологии. М.,1971 [Электронный
ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.htm
- http://vsetesti.ru
- Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический
феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/texts/liderstvo.html
- http://www.psycholines.narod.ru/KOS.html
- Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà øêîëüíîãî
êëàññà [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/89.html
- Âîçðàñòíûå àñïåêòû ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷ãåñêîé
ñòðóêòóðû êëàññà [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/90.html
- Óïðàâëåíèå ïåðñîíàëîì. Ñëîâàðü-ñïðàâî÷íèê [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ]: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm
- Ñîöèîìåòðèÿ: èññëåäîâàíèå ìåæëè÷íîñòíûõ
îòíîøåíèé â ãðóïïå [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ]
// http://psyfactor.org/moreno.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностика лидерских способностей
(Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний,
на которые требуется дать ответ «да»
или «нет». Среднего значения в ответах
не предусмотрено. Долго не задумывайтесь
над высказываниями. Если сомневаетесь,
все-таки сделайте отметку на «+» или «-»
(«а» или «б») в пользу того альтернативного
ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал
- Часто ли Вы бываете в центре внимания
окружающих?
- да;
- нет.
- Считаете ли Вы, что многие из окружающих
Вас одноклассников занимают более высокое
положение в вашем классе, чем Вы?
- да;
- нет.
- Находясь на собрании людей, равных Вам
по положению, испытываете ли Вы желание
не высказывать своего мнения, даже когда
это необходимо?
- да;
- нет.
- Когда Вы были ребенком, нравилось ли
Вам быть лидером среди сверстников?
- да;
- нет.
- Испытываете ли Вы удовольствие, когда
Вам удается убедить кого-то в чем-либо?
- да;
- нет.
- Случается ли, что Вас называют нерешительным
человеком?
- да;
- нет.
- Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое
полезное в мире есть результат деятельности
небольшого числа выдающихся людей»?
- да;
- нет.
- Испытываете ли Вы настоятельную необходимость
в советчике, который мог бы направить
Вашу учебную, познавательную активность?
- да;
- нет.
- Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре
с людьми?
- да;
- нет.
- Доставляет ли Вам удовольствие видеть,
что окружающие побаиваются Вас?
- да;
- нет.
- Стараетесь ли Вы занимать за столом
(на собрании, в компании и т.п.) такое место,
которое позволяло бы Вам быть в центре
внимания и контролировать ситуацию?
- да;
- нет.
- Считаете ли Вы, что производите на людей
внушительное впечатление?
- да;
- нет.
- Считаете ли Вы себя мечтателем?
- да;
- нет.
- Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие
Вас, выражают несогласие с Вами?
- Случалось ли Вам по личной инициативе
заниматься организацией трудовых, спортивных
и других команд?
- Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых
результатов, то Вы:
- будете рады, если ответственность за
это дело возложат на кого-нибудь другого;
- возьмете на себя ответственность и сами
доведете дело до конца.
- Какое из двух мнений Вам ближе?
- настоящий руководитель должен сам делать
то дело, которым он руководит, и лично
участвовать в нем;
- настоящий руководитель должен только
уметь руководить другими и не обязательно
делать дело сам.
- С кем Вы предпочитаете работать в группе,
классе?
- с покорными людьми;
- с независимыми и самостоятельными людьми.
- Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
- Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались
с властностью вашего отца?
- Умеете ли Вы в дискуссии на какую-либо
учебную тему привлечь на свою сторону
тех, кто раньше был с Вами не согласен?
- Представьте себе такую сцену: во время
прогулки с друзьями по лесу вы потеряли
дорогу. Приближается вечер и нужно принимать
решение. Как Вы поступите?
- предоставите принятие решения наиболее
компетентному из вас;
- просто не будете ничего делать, рассчитывая
на других.
- Есть такая пословица: «Лучше быть первым
в деревне, чем последним в городе». Справедлива
ли она?
- Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим
влияние на других?
- Может ли неудача в проявлении инициативы
заставить Вас больше никогда этого не
делать?
- Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
- самый компетентный человек;
- тот, у кого самый сильный характер.
- Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству
оценить людей?
- Уважаете ли Вы дисциплину?
- Какой из следующих двух руководителей
для Вас предпочтительнее?
- тот, который все решает сам;
- тот, который всегда советуется и прислушивается
к мнениям других.
- Какой из следующих стилей руководства,
по вашему мнению, наилучший для работы
учреждения того типа, в котором Вы учитесь
или работаете командой?
- коллегиальный;
- авторитарный.
- Часто ли у Вас создается впечатление,
что другие злоупотребляют Вами?
- Какой из следующих портретов больше
напоминает Вас?
- человек с громким голосом, выразительными
жестами, за словом в карман не полезет;
- человек со спокойным, тихим голосом,
сдержанный, задумчивый.
- Как Вы поведете себя на собрании, если
считаете свое мнение единственно правильным,
но остальные с вами не согласны?
- промолчите;
- будете отстаивать свое мнение.
- Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение
других людей делу, которым занимаетесь?
- Возникает ли у Вас чувство тревоги, если
на Вас возложена ответственность за какое-либо
важное дело?
- Что бы Вы предпочли?
- работать под руководством хорошего
человека;
- работать самостоятельно, без руководителей.
- Как Вы относитесь к утверждению: «Для
того чтобы семейная жизнь была хорошей,
необходимо, чтобы решение в семье принимал
один из супругов?
- Случалось ли Вам покупать что-либо под
влиянием мнения других людей, а не исходя
из собственной потребности?
- Считаете ли Вы свои организаторские
способности хорошими?
- Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
- опускаете руки;
- появляется сильное желание их преодолеть.
- Упрекаете ли Вы людей людям, если они
этого заслуживают?
- Считаете ли Вы, что ваша нервная система
способна выдержать жизненные нагрузки?
- Как Вы поступите, если вам предложат
реорганизовать ваше учреждение или организацию?
- введу нужные изменения немедленно;
- не буду торопиться и сначала все тщательно
обдумаю.
- Сумете ли Вы прервать слишком болтливого
собеседника, если это необходимо?
- Согласны ли Вы с утверждением: «Для того
чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
- Считаете ли Вы, что каждый человек должен
сделать что-либо выдающееся?
- Кем бы Вы предпочли стать?
- художником, поэтом, композитором, ученым;
- выдающимся руководителем, политическим
деятелем.
- Какую музыку Вам приятнее слушать?
- могучую и торжественную;
- тихую и лирическую.
- Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи
с важными и известными людьми?
- Часто ли Вы встречали людей с более сильной
волей, чем ваша?
Приложение 2
Диагностика склонности к
определенному стилю руководства (Е.П.
Ильин)
Инструкция к тесту: представьте себе,
что вы руководите коллективом. Вам предлагается
ответить, как бы вы осуществляли это руководство
в ситуациях, изложенных в опроснике. По
каждому пункту опросника из трех вариантов
ответа выберите тот, который в большей
степени характеризует ваше поведение
в качестве руководителя, и соответствующую
ответу букву обведите кружком.
Тестовый материал
- При принятии важных решений вы:
- посоветуетесь с коллективом;
- постараетесь не брать на себя ответственность
за принятие решения;
- примете решение единолично.
- При организации выполнения задания:
- предоставите свободу выбора способа
выполнения задания участникам коллектива,
оставив за собой лишь общий контроль;
- не будете вмешиваться в ход выполнения
задания, полагая, что коллектив сам сделает
все как надо;
- будете регламентировать деятельность
членов коллектива, строго определяя,
как надо делать.
- При осуществлении контроля за деятельностью
подчиненных:
- будете жестко контролировать каждого
из них;
- доверите осуществление контроля самим
подчиненным;
- посчитаете, что контроль не обязателен.
- В экстремальной для коллектива ситуации:
- будете советоваться с коллективом;
- возьмете все руководство на себя;
- полностью положитесь на лидеров коллектива.
- Строя взаимоотношения с членами коллектива:
- будете оказывать помощь подчиненным
в их личных делах;
- будете общаться, в основном если к вам
обратятся;
- будете поддерживать свободу общения
между вами и подчиненными.
- При управлении коллективом:
- будете оказывать помощь подчиненным
в их личных делах;
- посчитаете, что в личные дела подчиненных
нет необходимости вмешиваться;
- будете интересоваться личными делами
подчиненных скорее из вежливости.
- В отношениях с членами коллектива:
- будете стараться поддерживать хорошие
личные отношения даже в ущерб деловым;
- будете поддерживать только деловые
отношения;
- будете стараться поддерживать и личные,
и деловые отношения в одинаковой степени.
- По отношению к замечаниям со стороны
коллектива:
- не допустите замечаний в свой адрес;
- выслушаете и учтете замечания;
- отнесетесь к замечаниям безразлично.
- При поддержании дисциплины:
- будете стремиться к беспрекословному
послушанию подчиненных;
- сумеете поддерживать дисциплину без
напоминания о ней подчиненным;
- учтете, что поддержание дисциплины -
это не ваш конек, и не будете оказывать
давление на подчиненных.
- В отношении того, что о вас подумает
коллектив:
- вам будет безразлично;
- постараетесь всегда быть хорошим для
подчиненных, на обострения не пойдете;
- внесете коррективы в свое поведение,
если оценка будет негативной.
- Распределив полномочия между собой
и подчиненными:
- будете требовать, чтобы вам докладывали
обо всех деталях;
- будете полагаться на исполнительность
подчиненных;
- будете осуществлять только общий контроль.
- При возникновении затруднений при принятии
решения:
- обратитесь за советом к подчиненным;
- советоваться с подчиненными не будете,
так как все равно отвечать за все придется
вам;
- примете советы подчиненных, даже если
их не просили.
- Контролируя работу подчиненных:
- будете хвалить исполнителей, отмечать
их положительные результаты;
- будете выискивать в первую очередь недостатки,
которые надо исправить;
- осуществлять контроль будете от случая
к случаю (зачем вмешиваться?).
- Руководя подчиненными:
- сумеете так приказать, что задания будут
выполняться беспрекословно;
- будете в основном использовать просьбу,
а не приказ;
- вообще не умеете приказывать.
- При недостатке знаний для принятия решения:
- будете решать сами - ведь вы же руководитель;
- не побоитесь обратиться за помощью к
подчиненным;
- постараетесь отложить решение: может,
все образуется само собой.
- Оценивая себя как руководителя, можете
предположить, что вы:
- будете строгим, даже придирчивым;
- будете требовательным, но справедливым;
- к сожалению, будете не очень требовательным.
- В отношении нововведений:
- будете скорее консервативным (как бы
чего не вышло);
- если они целесообразны, то охотно их
поддержите;
- если они полезны, добьетесь их внедрения
в приказном порядке.
- Вы считаете, что в нормальном коллективе:
- подчиненные должны иметь возможность
работать самостоятельно, без постоянного
и жесткого контроля руководителя;
- должен осуществляться жесткий и постоянный
контроль, так как на совесть подчиненных
рассчитывать не приходится;
- исполнители могут быть предоставлены
сами себе.
Приложение 3
Методика на выявление коммуникативных
и организаторских способностей (КОС-1)
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы
постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство
своих товарищей к принятию ими Вашего
мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды,
причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться
в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению
новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной
работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить
время с книгами или за какими-либо другими
занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении
Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете
от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты
с людьми, которые значительно старше
Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать
со своими товарищами различные игры и
развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для
Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие
дни те дела, которые нужно было бы выполнить
сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать
контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы
Ваши товарищи действовали в соответствии
с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом
коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов
с товарищами из-за невыполнения ими своих
обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае
познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете
инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди
и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь
в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться
среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если
Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения,
неудобства или стеснения, если приходится
проявить инициативу, чтобы познакомиться
с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого
общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных
играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу
при решении вопросов, затрагивающих интересы
Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно
среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к
доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет
особого труда внести оживление в малознакомую
Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной
работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих
знакомых не большим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать
свое мнение или решение, если оно не было
сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно,
попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации
различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя
достаточно уверенным и спокойным, когда
приходится говорить что-либо большой
группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые
встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре
внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете
неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете
себя в окружении большой группы своих
товарищей?
Приложение 4
Социометрическая анкета
Вопросы |
|
|
|
|
1.
а) кого из своих товарищей в классе Вы
попросили бы в случае необходимости предоставить
помощь в подготовке к занятиям? |
|
|
|
|
б)
кого из своих товарищей в классе Вы не
стали бы попросить в случае необходимости
предоставить помощь в подготовке к занятиям? |
|
|
|
|
2.
а) если бы Вы были руководителем организации,
работниками которой был бы ваш класс,
с кем бы Вы поехали бы в продолжительную
командировку? |
|
|
|
|
б)
если бы Вы были руководителем организации,
работниками которой был бы ваш класс,
с кем бы Вы не поехали в продолжительную
командировку? |
|
|
|
|
3.
а) кто из членов класса лучше исполнит
функции лидера (старосты, профорга и т.д.)? |
|
|
|
|
б)
кто из членов класса хуже исполнит функции
лидера (старосты, профорга и т.д.)? |
|
|
|
|
4.
а) кого бы Вы хотели видеть своим старостой? |
|
|
|
|
б)
кого бы Вы не хотели видеть своим старостой? |
|
|
|
|
5.
а) кто в вашем классе всегда проявляет
инициативу в любом деле? |
|
|
|
|
б)
кто в вашем классе не проявляет инициативу
в любом деле? |
|
|
|
|
6.
а) Если бы Вам пришлось учиться и организовывать
деятельность класса под руководством
одного из своих одноклассников, под чьим
руководством Вы согласились бы выполнять
работу? |
|
|
|
|
б)
Если бы Вам пришлось учиться и организовывать
деятельность класса под руководством
одного из своих одноклассников, под чьим
руководством Вы не согласились бы выполнять
работу? |
|
|
|
|
7.
а) С кем из одноклассников я предпочитаю
сидеть за одной партой? |
|
|
|
|
б)
С кем из одноклассников я не хотел бы
сидеть за одной партой? |
|
|
|
|
8.
а) С кем из одноклассников Вы предпочитаете
учиться в одном классе? |
|
|
|
|
б)
С кем из одноклассников Вы бы не хотели
учиться в одном классе? |
|
|
|
|
9.
а) С кем из одноклассников Вы предпочитаете
работать вместе? |
|
|
|
|
б) С кем из одноклассников Вы не хотите
работать вместе? |
|
|
|
|
10.
а) С кем из одноклассников Вы хотели бы
проводить свободное время? |
|
|
|
|
б)
С кем из одноклассников Вы не хотели бы
проводить свободное время? |
|
|
|
|
11.
а) С кем бы из одноклассников Вы бы хотели
встретить Новый год (день рождения и т.д.)? |
|
|
|
|
б)
С кем бы из одноклассников Вы бы не хотели
встретить Новый год (день рождения и т.д.)? |
|
|
|
|