Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:21, реферат
В своем реферате мне захотелось рассмотреть тему личности и характера человека, поподробнее разобраться и понять из чего же складываются и формируются разнообразные черты человека. Астрология, теология, философия, психология, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Определение понятий характера и личности. Соотнесение понятий характера и личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 2. Общее понятие о характере. Характер как один из компонентов личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Глава 3. Направленность и воля как компоненты характера . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 4. Черты характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 5. Строение характера как целого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Глава 6. Формирование и развитие характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 7. Методы и источники познания характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Зная черты своего характера, человек сам нередко руководствуется ими как своего рода критерием поведения. Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при тех или других обстоятельствах. Имеются черты - привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), однако было бы неправильно каждую черту характера считать привычкой. Черты характера, особенно наиболее существенные для личности, включая в себя некоторые навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера. Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и динамична. Одна и та же черта формируется по-разному и видоизменяется в зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом.
1. 9 с. 69
17
Все черты характера «подлинны», то есть представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут иметь различную яркость, могут быть более или менее определенными, но «неподвижными», или мнимыми, надо считать только несуществующие черты. В области изучения черт характера перед психологами стоят несколько основных задач. Первая из них - выделить и описать черты характера, которые являются ведущими или стержневыми для данной личности и, прежде всего те из них, которые отражают ее направленность и волю. Вторая задача, теснейшим образом связана с первой, - объяснить или проанализировать черты характера.
Этот анализ может идти в различных направлениях: а) раскрыть структуру черты, что означает выделить в данной черте более частные и соподчиненые черты и проявления; б) показать значение данной черты в структуре характера путем установления соотношения между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом; в) найти, что в данной черте и ее проявлениях индивидуально и что типично для известной группы людей; г) определить условия, при которых наиболее полно проявляется данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования.
Третья задача - установить перспективы развития характера. Изучая характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты характера у этого человека и как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении могут и должны развиваться эти черты как показатели характера. Изучение черт характера в их перспективном развитии позволит в структуру характера внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития.
18
Глава 5. Строение характера как целого.
Под строением характера как целого подразумеваются его определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность. Одной из самых главных особенностей характера является его определенность. Определенность характера далеко не всегда означает господство одной черты. Могут доминировать несколько черт, даже противоречащих одна другой. При отсутствии ясно выраженных черт характер теряет свою определенность. Люди, которые считаются слабохарактерными или бесхарактерными, не имеют той определенности, которая заключается в ясности и отчетливости стержневых черт. Недостаток определенности не означает полного отсутствия характера у данного человека, он есть и в какой-то мере показателен своей расплывчатостью, что дает основание называть такого человека бесхарактерным. Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.
Каждый характер сложен, но сложность характера бывает разная. Сложность характера может вполне сочетаться с его цельностью. В структуре некоторых характеров имеются противоречия и от этого сложность их увеличивается. За сложность характера иногда принимают его недостаточную внешнюю выраженность. Поэтому так называемые открытые натуры многим кажутся проще, чем люди скрытные, маскирующие свой характер. Динамичность характера может означать некоторую изменчивость в его чертах, вызываемую как внешними условиями, так и изменениями в работе над собой. Есть характеры, которые условно можно назвать статическими. Сами по себе динамичность и статичность характера не являются достоинством или недостатком - все зависит от того, на что направлена динамичность со статичностью.
Иногда выделяют среди черт характера его оригинальность, то есть такое индивидуальное своеобразие, которое встречается редко.
19
Сама по себе оригинальность не является чем-то положительным, как некоторые люди склонны думать. Но оригинальность может быть положительной чертой, когда человек в своей индивидуальности, направленной на высокие цели, в полном смысле слова неповторим. Характер обычно оценивается со стороны своей силы или твердости. Определенность и цельность характера, равно как его сложность, широту и динамичность скорее можно встретить как выражение силы характера. Но основными показателями этой силы являются глубина и сила направленности человека. Глубина направленности определяется тем, насколько жизненные принципы, цели и мотивы влияют на личность человека. Поверхностность в направленности выражается в том, что жизненные цели, принципы, интересы не проникают в глубину личности человека, а остаются для него чем-то внешним. Сила направленности определяется, прежде всего, уровнем тех достижений, к которым человек стремится. Большое значение для силы характера имеет устойчивость направленности человека.
Глубина, сила и устойчивость направленности еще не обеспечивают силу характера, для ее реализации необходимы волевые черты активности, организованности и стойкости. Структура характера динамична не только в том смысле, что черты характера вступают в многообразную, а нередко и изменчивую взаимосвязь, но и в том смысле, что даже самый устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от тех условий, в которых он формируется и проявляется. Черты его также изменяются и приобретают в динамике характера новое значение. Все это приводит к выводу, что при определении структуры характера в каждом конкретном случае необходимо учитывать как индивидуальное своеобразие каждой черты в зависимости от ее сочетания с другими чертами, так и характер в целом, а также его динамичность черт, объясняемую в первую очередь изменчивостью жизненных условий.
20
Глава 6. Формирование и развитие характера
Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям. Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный характер переживаний и волевой активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности. Отсюда вытекает вывод: для формирования цельного и социального ценного характера необходимо, всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого необходимо хорошо знать пути и средства эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности.
Формирование характера начинается с раннего детства. «Личностью не рождаются, а становятся»1. Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни. Знание дает ориентировку, как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом.
1. 10 с.47
21
Глава 7. Методы и источники познания характера
Раскрытие структуры характера - его черт и проявлений - позволяет наметить и основные пути его изучения. Вопрос о методах исследования характера имеет большое принципиальное значение, так как методика в большой мере зависит от понимания характера. Связь методики изучения характера с теоретическими предпосылками не означает, что если эти предпосылки ложны, то не могут быть собраны отдельные научно значимые факты.
Но при этом к разрабатываемым методам существуют общие требования:
1). Материалы должны точно протоколироваться, чтобы возможна была их проверка. 2). Методы должны быть надежными. 3). Методика должна быть объективной. 4). Каждый метод изучения характера должен обладать так называемой валидностью, то есть соответствием его назначению, в частности диагностической и прогностической значимостью. 5). Для суждения о характере следует использовать и субъективные данные - как высказывания самого изучаемого человека, так и мнения о нём хорошо знающих его людей. 6). Наконец, при выборе и применении методов нельзя забывать, что речь идет о характерологических исследованиях, то есть таких, в которых надо в той или другой форме найти индикаторы черт характера. Поэтому техника проведения и анализа результатов применения каждого метода зависит от конкретной цели данного характерологического исследования.
К характерологическим методам относятся: объективное наблюдение, самонаблюдение и самоанализ, эксперимент естественный и лабораторный, беседы и анкеты, свободное сочинение, анализ продуктов деятельности. Также к источникам познания можно отнести: письма, дневники, мемуары, автобиографии, биографии, литературно-художественные произведения.
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из моего реферата следует отметить, что множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека. Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях. Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Также следует уяснить, что под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. В характере личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Слова "характеристика" и "характер" не случайно имеют общий корень. Хорошо составленная психологическая характеристика человека, прежде всего и глубже всего должна выявить его характер, так как именно в нем наиболее существенно проявляются особенности личности. Однако нельзя, как это иногда делается, все черты личности подменять только чертами характера. Понятие «личность» шире понятия «характер», и понятие «индивидуальность человека как личности» не исчерпывается только его характером. В заключение ещё раз хочу отметить, что характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я ничего с собой поделать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием. Самовоспитание необходимо всем и всегда: для общества, для товарищей, наших любимых и, прежде всего для нас самих.
23
Без самовоспитания не узнать ни себя, ни других, ни радостей жизни, ни её сложностей, ни прекрасных тонкостей; без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого, не стать Человеком.
Если обобщить материал, изложенный в моем реферате, то можно прийти к следующему важному выводу: если темперамент – первичная натура, поскольку в его основе лежат врожденные структуры, то характер – вторичная натура человека, поскольку его основу составляет привычка, а привычка и есть вторая натура. Принципиальная суть гармонизации личности и состоит в том, чтобы привести черты характера как пластичного образования в позитивное соответствие с темпераментом. Вот как метко выразился по этому поводу И. Кант: «Научись властвовать над своей натурой, иначе натура будет властвовать над тобой». И с этой власти над собой начинается каждый, кто желает добиться в сегодняшней непростой жизни хоть чего-нибудь, пусть даже относительно малого.
24
Литература
1. Р.С. Намов. Психология. Основы общей психологии: В 2т. – Т. I. – М.,
1994.
2 Практикум по общей психологии. Учебное пособие для педагогических
институтов: Память. – М., 1990..
3. Психология. Учебник для институтов: Память. – М.,
1987.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1998
5. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере. М., 1995
6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов на Дону., 1997
7. Гюго В. «Человек который смеётся» Дрофа., 2005
8. Писарев Д. И. «Мотивы русской драмы» АС-МедиА., 2003
9. Павлов И.П. Собрание сочинений / том 2 1987
10. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики» М., 1996
11. Ганнушкин П. Б. «Клиника психопатий» М., 1998
12. Айзенк Г.Ю. «Темперамент» Дрофа., 1999
13. Петровский А.В. «Введение в психологию» Учебное пособие. М., 2000
14. Платонов К.К. «Вопросы психологии труда» М., 1992
15. Олпорт Г.В. «Личность». - М., 1996
25