Курт Левин — методолог научной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:43, реферат

Краткое описание

Для психологии XXI в. значение и актуальность многого из созданного Левином 50—80 лет тому назад определяется, на наш взгляд, прежде всего тем, что Левин принадлежал к числу не столь уж многих психологов двадцатого века, работавших методологически осознанно и осмысленно. С самого начала его работы в области психологии проблема методологии, то есть вопрос о том, каким должно быть научное психологическое мышление, оказывается в центре его интересов и занимает это место до самого конца. Благодаря этому Левину удалось не только резко расширить сферу экспериментальной психологии, включив в нее целые области, которые ранее считались недоступными строго научному изучению — процессы эмоций и образования намерения, волю и постановку целей, стиль лидерства и групповую атмосферу, проблемы власти и социальных изменений и т.д. (этот перечень можно продолжать очень долго), — но и создать к концу жизни такой способ психологического мышления, который еще далеко не полностью освоен современной психологией и до сих пор не исчерпал своих эвристических возможностей.

Файлы: 1 файл

Kurt_Levin.docx

— 57.99 Кб (Скачать)

Как и в случае анализа подросткового возраста, последовательная конкретизация анализа выводит нас на уровень, на котором уже можно рассматривать жизненную ситуацию конкретного ребенка, а значит, можно давать консультации его родителям о том, как решать те или иные проблемы его развития. Левин активно пользуется «конструктивной» методологией для анализа социальных проблем в выходивших в 40-е годы статьях («Воспитание еврейского ребенка», «Ненависть к самим себе в еврейской среде», «Перед лицом опасности», «Реконструкция культуры», «Германия: особый случай», «Модели поведения, понимание и принятие новых ценностей»), вошедших в посмертный сборник «Разрешение социальных конфликтов». В работах этого периода Левин дал образцы конкретно-психологического анализа различных социальных явлений — от супружеских конфликтов и проблем подросткового возраста до проблем построения демократического общества в стране с сильными авторитарными традициями — и показал возможность экспериментирования в социальном пространстве (классическое исследование стиля руководства).

Действенное исследование. В последние годы жизни (в этот период был создан Центр исследований групповой динамики) Левин со своими учениками приходит к модели «действенного» исследования16.

Основная идея действенного, или фундаментального прикладного, исследования состоит в том, что существенным его моментом является изменение ситуации (реальное или намечаемое). Психологическое исследование выступает как составная часть решения реальных социальных задач, например таких, как изменение межгрупповых отношений. «Процесс исследования социальной ситуации должен стать составной частью организации любого образовательного процесса, связанного с осуществлением социальных действий»17. Левин описывает соотношение действия, исследования и тренинга в виде треугольника, «разрушение которого крайне негативно отразится на качественности трех его составляющих и на осуществлении наших целей в общем»18. Левин рассматривал это в контексте «социальной сферы», но не относится ли это к любым вопросам психологии?

«Левиновский способ мышления». Разработка модели действенного исследования добавляет последний важный штрих к тому, что можно назвать «левиновским способом мышления» в психологии. В чем же состоит этот способ, красной нитью проходящий через сменяющиеся исследовательские программы?

1. Выбор в качестве предмета исследования жизненно значимых проблем и явлений, в том числе и самых сложных. Анализ реальных жизненных ситуаций с реальными проблемами.

2. Значимость всего того, что существует для субъекта психологически, и соединение в едином исследовании «объективных» (полученных в результате наблюдения) и «субъективных» (полученных благодаря общению с участником исследования) представлений ситуации. Понятие психологического поля как всего, что сушествует для индивида психологически.

3.Разведение фено- и генотипа — умение выделять «генотипические» характеристики реальных жизненных ситуаций (групповая атмосфера, супружеские конфликты и т.д.), на основе этого — построение теоретической модели исследуемого явления или процесса с помощью «теоретико-полевых» понятий.

4.Типологический анализ  и выделение каузально-генетических  типов (типы ситуаций обещания  награды и угрозы наказания, типы  конфликтных ситуаций, типы лидерства  и групповой атмосферы, типы сил, действующих на индивида, типы  жизненного пространства и т.д.).

5.Конструктивный метод: теоретическая  реконструкция уникальной индивидуальной ситуации с помощью небольшого числа базовых конструктивных элементов.

6.Метод последовательного  приближения от обшей структуры ситуации к полноте реальности данного индивидуального случая. Использование общих теоретических моделей (например, виды конфликтов) как исходного момента для анализа данного индивидуального случая, а не для подведения его под тип; фактическое построение теоретических моделей разного уровня общности: общих (виды конфликтных ситуаций, стили руководства; разная степень общности: ситуации мотивационного конфликта — конфликты в ситуации угрозы наказания или обещания награды, в ситуации супружества и т.д.) и «индивидуальных» (анализ конкретного производственного конфликта, анализ поведения конкретного ребенка в авторитарной и демократической группе).

7.«Действенное» исследование. Реальное изменение ситуации  как существенный момент исследования. Снятие противостояния «теоретического», «экспериментального» и «прикладного исследования» — теоретические модели становятся важнейшим средством решения реальных «практических задач» («нет ничего практичнее хорошей теории»).

8.Общение исследователя  с участниками исследования. Работа  с сознанием участников исследования («испытуемыми» их уже не назовешь), обучение и обсуждение как часть действенного исследования. Включенность исследователя в ситуацию в противоположность позиции «над». Принципиальное равноправие исследователя и участника.

В заключение отметим, что Левин разработал методологию «действенного исследования» применительно к сфере социальных проблем. Остается задача разработки действенного исследования в двух других основных сферах левиновских интересов: по отношению к проблемам личности и развития ребенка. «Действенные» исследования в области работы с группами породили практику организационного консультирования. Сфера образования более консервативна, чем бизнес. Разработать и осуществить действенные исследования в области развития ребенка, использовать левиновский анализ (начиная с ситуации награды и наказания, влияния демократической и авторитарной атмосфер, влияния успеха и неуспеха на мотивацию и т.д.) и создать аналогичную практику в области образования — один из вызовов психологии XXI века.

 

Составители данного издания стремились сделать этот том максимально репрезентативным, дающим целостное представление о главном направлении работы Курта Левина в разные периоды его жизни и его главных вкладах в психологическую теорию и методологию. Перевод книги «Намерение, воля и потребность» (с немецкого) выполнен совместно Д.А.Леонтьевым и Е.Ю.Патяевой, перевод работы Т.Дембо «Гнев как динамическая проблема» (с немецкого) — Д.А.Леонтьевым, переводы остальных работ, включенных в это издание (с немецкого и английского) — Е.Ю.Патяевой. Мы хотели бы поблагодарить за ценные консультации, которыми мы воспользовались при составлении книги, а также за помощь в получении необходимых первоисточников, в том числе архивных материалов, Владимира Альбертовича Зейгарника, профессора Московского университета Галину Михайловну Андрееву и преподавателя Балларатского университета (Австралия) Евгения Эйдмана. Особенно ценной и многогранной была помощь профессора Дрезденского университета (ФРГ) Бориса Митрофановича Величковского. Наша специальная благодарность — Обществу изучения гештальт-теории и ее приложений (ФРГ) и его Почетному председателю доктору Хансу- Юргену Вальтеру за присланную уникальную фотографию К.Левина и Б.Зейгарник и разрешение воспроизвести ее в этой книге. Мы также хотели бы выразить благодарность неизвестному (несмотря на наши долгие старания установить авторство) автору машинописного перевода книги Левина «Намерение, воля и потребность», хранившегося в библиотеке факультета психологии МГУ с незапамятных времен. Этот перевод произвел на нас обоих неизгладимое впечатление еще в студенческие годы, и мы отчасти воспользовались им при подготовке нашего перевода. Отдельное спасибо Институту «Открытое общество» за создание финансовых и организационных условий, позволивших подготовить эту книгу с той тщательностью, которой она заслуживает. И, пожалуй, самое главное — возможно, у нас никогда не возникло бы намерение сделать эту книгу, если бы не импульс, полученный нами в студенческие годы от Блюмы Вульфовны Зейгарник, у которой мы имели счастливую возможность лично учиться психологии, и которой мы посвящаем этот труд.

 

Д.А.Леонтъев, Е.Ю.Патяева

 


Информация о работе Курт Левин — методолог научной психологии