Курсовая по сказкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение метода сказкотерапии, как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачами исследования мы определили:
изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
продумывание и проведение эксперимента;
применить метод сказкотерапии для развития творческих способностей;
выявление влияния сказок на развитие творческих способностей детей;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты творческих способностей в психологической науке. 5
1.1 Основные подходы к проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии. 9
1.2 Психологические особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.......................................................................................................13
1.3 Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..16
Глава 2. Использование сказкотерапии для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. 23
Заключение…………………………………………………………………………….….…33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по сказкотерапии.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 

Второй этап нашего исследования проведение занятий  с использование метода сказкотерапии. Мы предложили воспитателям помимо обычных ежедневных занятий, включить в свою программу сказкотерапевтическое занятие.

Оборудование:

  • настольный театр по сказке про паучка,
  • перчаточная кукла Сова,
  • ленточки для образно-пластической игры,
  • музыкальное сопровождение (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу».),
  • бумага, карандаши.

 

1 занятие. Вводная игра – ритуал «Я – в образе». Модификация игры Фопеля «Я – кот Мур-Мур».

Дети встают в круг вместе с педагогом, каждый, начиная  с педагога, представляет себя в  каком-либо образе и сопровождает свое представление движением, передающим этот образ ( например, «ручеек» - волнообразные движения рук), остальные повторяют хором и согласованными движениями его приветствие.

Работа со сказкой  на уровне слова.

2 занятие. Загадка на тему сказки (образное сравнение, эпитеты, понятийное мышление).

«Ребята, наша гостья, мудрая Совушка-Сова, принесла для вас загадку: кто загадку отгадает - прямо в сказку попадает…»:

«Кто, угадай-ка, седая  хозяйка? 
Тряхнула перинки – над миром пушинки» 
(Зимушка-зима)

3 занятие. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»: конструируется образ на основе воссоздающего воображения:

«Представим, ребята, что  мы с вами оказались в зимнем лесу на снежной поляне, набрали ладошками в рукавичках по горсти снега, чтобы построить чудесный дом из снега…»

Взяли дети белый ком,

Лепить будем снежный  дом,

Мы польем его водой,

домик будет ледяной,

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом.

(на первые строчки  - имитировать движения, изображающие  лепку стежков; на третью, четвертую  – «плескать» ладонями воду; на  пятую, шестую – ставить кулачок  на кулачок, затем нарисовать  в воздухе ладонями домик).

Работа со сказкой  на уровне художественного образа и системы знаний о мире и о себе.

 

 

 

4 занятие. «Создание» главного героя.

« Мы построили снежный  домик для маленького героя нашей  сказки, с которым произошли настоящие  зимние чудеса на волшебной сказочной  поляне…»

Включение музыкального образа сказки (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу.»).

« Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик), звонко, как  в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как  звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…»

Ребята под музыку рисуют образ главного героя. Каждый как он себе его представляет. Воспитатель  лишь направляет, подсказывает.

5 занятие.Этап слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике  рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки в настольном театре.

Проблемное поле сказки: « я не умею делать значимые для  меня функции».

Ключевые слова: не умею, учиться, научиться.

Действия, необходимые  герою для овладения важных функций: ждать, слушать, делать.

Сказка про Паучка, который не умел плести паутинку.

Дети не просто слушают, воспитатель во время сказки вводит детей в игру, некоторым достаются куклы, другие отвечают на вопросы и выполняют задания.

6 занятие. Проблемная ситуация: Как паучку научиться плести кружева?

«А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку, чтобы паучок смог научиться плести паутинку…»

На данном этапе в  активную работу включаются дети: коллективное сочинение продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для разрешения проблемной ситуации.

Резюмирование по итогам творческой работы.

« У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного варианта окончания сказки), вы смогли помочь паучку научиться плести паутинку, а теперь послушайте продолжение моей сказки…» После прослушивания сказки детям раздаются веревочки и они сами пробуют сплести паутинку .

7 занятие. Беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации:

  1. Почему грустил наш Паучок?
  2. Кто был другом Паучка?
  3. Какой совет дала Елочка Паучку?
  4. Кем была Зимушка–Зима для Паучка? (Она учила Паучка «премудростям своего ремесла», значит, была для нашего Паучка Учителем).
  5. Что нужно было делать Паучку, чтобы овладеть навыками рукоделия?
  6. Что подарила Зимушка-Зима Паучку?
  7. Почему Зимушка-Зима подарила Паучку коклюшки (инструмент, с помощью которого можно сделать паутинку), а не готовую паутинку? (для того, чтобы Паучок сам мог плести паутинки).

Включение через проговаривание разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка.

Резюмирование на основе народной мудрости, заключенной в  пословицах и поговорках:

  • Не учась, и лаптя не сплетешь.
  • Мудрым ни кто не родился, а научился.
  • Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

 

8 занятие. Образно-пластическое творчество по сказке.

Игра «Зимушка-зима и  волшебная метель».

Под музыкальное сопровождение  создаем образ «метели»: водящий  в центре круга показывает движения – остальные, как зеркала, повторяют образ в движениях.

 

9 занятие. «Звезда» (Фопель «С головы до пят».).

Участники игры встают в  круг, вытягивают левую руку и кладут ладошку на ладонь педагога, правую руку вытягивают в сторону, образуя, таким образом, фигуру «звезды». Не расцепляя ладоней, надо покружиться общей фигурой, передать свои «лучики любви» через правую ручку окружающему миру.

Как итог, позволяющий  закрепить эффект сказкотерапевтического занятия, детям дается домашнее задание  по сказке: рассказать свою версию сказки маме, записать (маме) с обратной стороны картинки - иллюстрации по сказке (дети рисуют на занятии) печатными буквами текст сказки, рассказанный ребенком. На этом этапе работы важна совместная деятельность ребенка и родителя, позволяющая родителю узнать особенности мировосприятия ребенка, создать отношения эмоционального контакта с ребенком.

Анализ сказки позволяет  решить следующие задачи:

  • Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.
  • Совершенствование вербального языка.
  • Развитие фантазии, воображения.
  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
  • Развитие эмпатии и умения слушать других.
  • Развитие чувства юмора.
  • Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).

Выводы:

    1. Предложенная методика (как и сказкотерапия в целом) является подходящим инструментом для коррекции структуры личности, особенно учитывая тот факт, что даже после окончания игрового процесса остается уверенность в существовании «Страны детства», из которой всегда можно «перенести» в реальную жизнь различные позитивные события.
    2. Методика проста и удобна для использования; при соответствующей готовности терапевта может проводиться даже в нестандартных условиях (например, на природе).
    3. Методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить эмпатию и чувство юмора.
    4. За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
    5. Возможно постоянное усовершенствование методики, а также творческое самовыражение в процессе терапии и личностный рост самого терапевта, являющегося одновременно и участником игры.

После проведения занятий  по данной методике мы провели третий этап нашего исследования – повторную диагностику детей. (См. Схема 2)

Безусловно данные исследования не были объективными, но, по общему мнению воспитателей и родителей, метод сказкотерапии раскрепостил детей, помог раскрыться некоторым ребятам и группа стала намного дружнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2

 

Контактность

 

78%

 

 

Общительность

 

93%

 

 

Замкнутость

 

9%

 

 

Инициативность

 

65%

 

 

Застенчивость

 

21%

 

 

Участие в общих занятиях

 

100%

 

Развитое воображение

 

94%

 

 

                             0%       10%     20%      30%      40%     50%     60%      70%      80%   90%  100%


 

После обработки результатов  становиться очевидна разница между  уровнем творческих способностей в группе до занятий по методу сказкотерапии, и после. Нет сомненья, что уровень творческих способностей намного выше благодаря тому, что педагоги в этом дошкольном учреждении способствуют проявлению и развитию творческих способностей у детей.

Работа со сказкой  на уровнях слова, художественного  образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать  у дошкольника активный речевой  запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

 

 

 

Заключение.

 

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей у детей. Роль игр в развитии ребенка дошкольного возраста велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественных произведений ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, формируя, тем самым, предпосылки формирования у детей творческого начала. 

Занятия по программе «Творческая сказкотерапия» направлены на расширение художественного кругозора, знакомство с русскими народными сказками и сказками народов мира, фольклорной и современной литературой, развитие творческих способностей.

Программа "Творческая сказкотерапия" не просто так называется творческой. На каждом занятии обязательно включены разные виды творческой работы - аппликация, лепка (из пластилина, глины или соленого теста), рисование карандашами, работа с красками (акварелью, гуашью, пальчиковыми красками), работа с природными материалами.

Все эти творческие виды деятельности позволяют не только развивать  мелкую моторику, но и воспитывают  чувство прекрасного и способствуют эстетическому воспитанию.

Успешность процесса формирования гуманных отношений зависит от множества факторов. Мы выделили один из факторов – художественную литературу. Преимущество литературы как средства развития творческого начала — в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Список использованной литературы:

 

  1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Сфера, – 2007, – 208 с.
  2. Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», – 2001. – 176 с.
  3. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Дошкольная психология. – М.: Академический Проект, – 2007. – 288 с.
  4. Гурович, Л.М., Береговая, Л.Б., Логинова, В.И. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: Академия, – 2004. – 128 с.
  5. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», – 2005. – 115 с.
  6. Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, – 2001. – 140 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, – 2003. – 110 с.
  8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, – 2006. – 154 с.
  9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, – 2002. – 93 с.
  10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, – 2006. – 140 с.
  11. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения. – М.: Прометей; Книголюб, – 2003. – 210 с.
  12. Карелина, И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития, – 2006. – 160 c.
  13. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, – 2006. – 110 с.
  14. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, – 2009. – 416 с.
  15. Копытин, А.И. Системная арттерапия. – СПб.: Питер, – 2001. – 138 с.
  16. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, – 2007. – 416 с.
  17. Петрова, В.И., Стульник, Г.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез. – 2006. – 72 с.
  18. Подласый, И.П. Педагогика. – М.: Сфера, – 2000. – 256 с.
  19. Практикум по арттерапии//под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, –2000. – 85 с.
  20. Рылеева, Е.В., Барсукова, Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис – пресс, – 2003. – 64 с.
  21. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – М.: Детство-Пресс, – 2010. – 272 с.
  22. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, – 2000. – 160 с.
  23. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, – 2005. – 210 с.
  24. Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, – 2000. – 83 с.

Информация о работе Курсовая по сказкотерапии