Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение метода сказкотерапии, как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачами исследования мы определили:
изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
продумывание и проведение эксперимента;
применить метод сказкотерапии для развития творческих способностей;
выявление влияния сказок на развитие творческих способностей детей;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты творческих способностей в психологической науке. 5
1.1 Основные подходы к проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии. 9
1.2 Психологические особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.......................................................................................................13
1.3 Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..16
Глава 2. Использование сказкотерапии для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. 23
Заключение…………………………………………………………………………….….…33
Список литературы 34
Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций», будет более мудрым и созидательным. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [8, c. 39].
Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет неоднозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Итак, сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Объективизация проблемных ситуаций… Что это значит? Как объективизировать потерю близкого, «непонятно откуда» свалившиеся напасти. Таких вопросов в нашей жизни становится все больше и больше.
Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного героя «сыпется» так много испытаний? Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам. Понимание этой простой истины часто производит психотерапевтический эффект: «израненный» человек вдруг осознает у себя внутри источник силы. В это случае, сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности [9, c. 45].
Для многих сказки связаны с волшебством. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, кусте, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы?
В этом аспекте сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания [11, c. 13].
Волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне незаметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшаю окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг нас.
Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии [9, c. 14].
Первый этап – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Их исследование в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других [10, c. 19]. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
Третий этап – психотехнический. Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Возможности работы со сказкой: [10, c.10].
Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».
Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
Творческая работа по мотивам сказки:
Анализ. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки [10, c. 12].
Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям, однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией не имеет границ.
Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут стать в реальной жизни созидателем [11, c. 13].
Поэтому мы определяем сказкотерапию и как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах [9, c. 39].
Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Проанализировав труды таких психологов как Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д, Гурович, Л.М., Бабунова, Т. М. мы обозначили, что для проявления творческих способностей необходимо не только наличие врожденных анатомо-физиологических особенностей организма - задатков, но и создание благоприятных условий социальной среды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.
Одним из способов развития творческих способностей является метод сказкотерапии. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения занятий по сказкам.
Глава 2. Использование сказкотерапии для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная часть
Для выявления результатов воздействия сказкотерапии на детей мы провели эксперимент. Базой исследования выбрали старшую группу детского сада № 328. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель эксперимента – развитие творческих способностей детей.
Задачи исследования:
изучить литературу по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
ознакомиться с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в детском саду для работы с детьми;
продумать и провести эксперимент;
выявить влияние сказок на развитие творческих способностей детей.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Сказка, ее восприятие, проживание
ее нравственного урока является
условием формирования гармоничной
личности ребенка и, в то же время,
она может выступать
В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Таким образом, в сказке
и через восприятие сказочного мира
можно создать необходимые
Первый этап нашего исследования заключался в диагностике детей перед использованием метода сказкотерапии. Данные исследования складывались из опроса воспитателей, изучаемой группы детей, и их родителей. (См. Схема 1) В опрашиваемой группе 33 ребенка. Мы учитывали те факторы, которые влияют на способность детей к творческому развитию.
Схема 1
Контактность |
75% |
| |||||||
Общительность |
87% |
| |||||||
Замкнутость |
13 % |
| |||||||
Инициативность |
64% |
| |||||||
Застенчивость |
25 % |
| |||||||
Участие в общих занятиях |
93% |
| |||||||
Развитое воображение |
89% |
| |||||||
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% |