Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение метода сказкотерапии, как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачами исследования мы определили:
изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
продумывание и проведение эксперимента;
применить метод сказкотерапии для развития творческих способностей;
выявление влияния сказок на развитие творческих способностей детей;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты творческих способностей в психологической науке. 5
1.1 Основные подходы к проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии. 9
1.2 Психологические особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.......................................................................................................13
1.3 Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..16
Глава 2. Использование сказкотерапии для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. 23
Заключение…………………………………………………………………………….….…33
Список литературы 34
Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.
Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. [1, с. 83].
А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности.
К. Юнг рассматривал стремление
к творчеству как часть базовой
энергии либидо. В самом же феномене
творчества он видел проявление архетипов
коллективного
Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.
Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. [1, с. 84].
Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности.
Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.
Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея "искусственного интеллекта", которая нашла отражение в исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход.
Отечественные исследования
Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. [1, с. 86].В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от "мышления" машинного: "машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными", т.е. субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется "способность действовать в уме", отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. В качестве ментальной единицы творческости мышления Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач.
Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что "… мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы". Таким образом, она рассматривает творчество как "дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности".[1, с. 88].
Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой. Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.
Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.
В норме воображение активируется в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Это не придумывание из ничего. Уже говорилось, что новое создаётся только из материала внешней действительности или внутреннего мира ребёнка в процессе деятельности.
Существуют некоторые
Детство – краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определенному статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух или взгляд другого.
Детское творчество можно назвать «натуральным», подобно тому, как Л. С. Выготский различал натуральные, то ест данные от рождения, природные, и высшие психические функции. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. [6, с. 18].
Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчеству обнаруживает не столь однозначную динамику. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» ребёнка, способные противостоять давлению обществу. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.
Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое творчество, напротив. Предполагает именно отбор и отсев с позиций вкуса, принятого в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой это творчество рождается.
Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.
Отличие детского творчества от взрослого заключается также в незащищенности последнего. Взрослый человек, создавая что-либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других людей. Именно поэтому многие новаторские идеи так никогда и не реализуются. Их авторы слишком точно представляют негативную реакцию окружающих и предпочитают лучше не видеть результат, чем встретить реакцию, которую необходимо пережить.
Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Мы уже говорили о детском эгоцентризме, согласно которому ребёнок уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно также, как и он сам, ребёнок не знает, что у него есть собственный взгляд на мир и не наделяет этой возможностью других. Он абсолютно уверен, что, глядя на его рисунок, все видят то, что видит он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка. Они видят на листе лишь каракули, а не скачущих всадников на резвых конях, за которыми несутся клубы пыли на дороге, и не чёрный паровоз, тяжело поднимающийся в гору и оставляющий после себя чёрный дым.
Опыт научит ребёнка этому непониманию взрослых. Ещё некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результаты своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой.
Сказка – один из основных жанров устного народнопоэтического творчества. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Живя в веках, передаваясь из уста в уста, сказка меняется вместе с изменением порождающей ее действительности. В современное время некоторые сказки продолжают свою жизнь в книге, другие совсем уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают привлекать внимание взрослых слушателей [23, c. 35].
Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Причем осмысление сопровождалось оживотворением всего, что попадало в поле зрения нашего далекого предка.
Если внимательно изучать
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказки: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные. К художественным относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами и т.д. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты [23, c. 15].
Иногда наблюдательные родители и педагоги замечают, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными. Может быть, все это проявление внутреннего процесса приобретения жизненного опыта, опосредованного сказкой? [23, c. 22].
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется пассиве. В процессе психологической помощи мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение [8, c. 28].