Курсовая по сказкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение метода сказкотерапии, как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачами исследования мы определили:
изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
продумывание и проведение эксперимента;
применить метод сказкотерапии для развития творческих способностей;
выявление влияния сказок на развитие творческих способностей детей;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты творческих способностей в психологической науке. 5
1.1 Основные подходы к проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии. 9
1.2 Психологические особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.......................................................................................................13
1.3 Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..16
Глава 2. Использование сказкотерапии для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. 23
Заключение…………………………………………………………………………….….…33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по сказкотерапии.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Формирование творческого начала закладывается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого.

Важную роль в формировании творческого начала у детей играет художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Как отмечают современные  исследователи, сегодня в практике работы дошкольного учреждения педагогами художественная литература как средство формирования дружеских отношений у детей используется недостаточно. В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха детей.

Таким образом, имеет  место противоречие между степенью разработанности проблемы формирования творческих способностей и сложившейся практикой развития дошкольников с использованием литературы. Это обусловило выбор темы нашего исследования.

Цель данной курсовой работы – изучение метода сказкотерапии, как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачами исследования мы определили:

  • изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
  • продумывание и проведение эксперимента;
  • применить метод сказкотерапии для развития творческих способностей;
  • выявление влияния сказок на развитие творческих способностей детей;

Объект: творческие способности детей дошкольного возраста.

Предмет: сказкотерапия, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – использование сказкотерапии способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты творческих способностей в психологической науке.

 

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности[18, с. 143].

Проблемы способностей – их природа, происхождение, проявление, формирование и другое – имеют давнюю историю изучения и далеки пока от окончательного разрешения.

Б. М. Теплов разделял способности  и задатки – врождённые, физиологические  особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы. [18, с. 145].

Не выработано пока единой типологии особенностей; для их классификации чаще всего используют несколько критериев. По критерию вида психологических функциональных систем способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности – на научные (математические, лингвистические и пр.); творческие (музыкальные, литературные, художественные; инженерные и т. д. [18, с. 143]. Кроме того различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и реже, обучаемость.

Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться  как преобразования в сознании и  поведении человека, так и порождаемые  им продукты, которые он отдаёт другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации.

Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться  в мышлении, чувствах, отдельных  видах деятельности. Они характеризуют  личность в целом и её отдельные  стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность. Так, В. Джеймс (1916) выделил психологическое свойство, которое назвал проницательностью, когда исследовал решение творческих задач. [5, с. 43]. Он полагал, что в основе проницательности лежит ассоциативный процесс и, прежде всего, ассоциативные подобия. Роль ассоциативного процесса в творчестве подчёркивал немецкий психолог Г. Э. Мюллер. [5, с. 43]. Одновременная активация многих элементов мозга на основе такой ассоциации порождает «созвездие» активных элементов мозга, в результате чего возникает решение.

Ассоциацию как механизм творческого процесса рассматривал и Б. М. Бехтерев (1907-1910). Поиск ассоциативных  механизмов творчества продолжили ученики И. П. Павлова. Это представление имеет лишь историческое значение, поскольку сейчас очевидно, что ассоциативных процессов недостаточно для описания механизма творчества.

Креативность рассматривается  обычно с трёх сторон: как процесс  творчества, как его продукт и как свойство личности. Этот термин тесно связан с теорией Д. Гилфорда (1956), который различал в ней оригинальность, беглость, гибкость. [5, с. 44]. Д. Гилфорд понимал гибкость как способность к переосмыслению функций объекта, возможность использования его в различных качествах. Гибкость мышления позволяет обнаруживать ранее не используемые признаки объекта и, анализируя их, решать возникшие проблему.

Использование термина  «креативность» вызвано возможностью её оценки с помощью специально разработанных тестов. За отсутствием возможности более точного измерения созидательной стороны личности большое число исследователей пользуется и этими тестами, и этим термином. В любом случае, ни термин, ни тесты не определяют результат, который на прямую зависит от этого, на сколько исследователь осознает, что он пытается определить с их помощью.

В понятии креативность заложена двусмысленность. Творчество очевидно: оно представлено в реализованном  продукте, который может нравиться  или не нравиться, но он есть.

Предпринимаются попытки понять, является ли креативность самостоятельной способностью или она только составляет часть  когнитивных (познавательных) способностей. Показано, что отдельные её компоненты отличаются от составных элементов  интеллекта, но есть и данные о том, что эти показатели независимы, а потому и высокая креативность может сочетаться с низким интеллектом.

Сейчас в рамках креативности выделяется оригинальность, или способность  давать необычные ответы; семантическую  гибкость, то есть умение обнаруживать различные способы использования предмета; образную гибкость, то есть способность видеть новые свойства объекта; семантическую спонтанность. То есть лёгкость возникновения разнообразных идей.

Факторы, влияющие на интенсивность  творчества. [14, с. 159].

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и  отсутствие известного способа её достижения. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие известного способа  её достижения. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключения составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели и «двигатели» и для которых жизнь обозначает единственную возможность – творить.

Однако отсутствие чего-то не является достаточным условием творчества. Сколько людей мечтает о чём-то, строит воздушные замки, которые так и остаются в их головах. Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства.

Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным, но всё созданное многообразие, тем не менее, строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизменённых.

Например, миллионы людей рисовали тест «несуществующее животное». Психологи, которые обрабатывают этот тест, точно знают, что взрослые и дети рисуют животное, созданное из элементов, с которыми человек сталкивался ранее. Он может скомбинировать их иным способом, чем тот, который существует в реальности, придать другую функцию, перенести в другое место и время, но не способен создать элемент, который не был представлен ему в прежнем опыте.

Подобная особенность нашего разума обеспечивается возможностями мозга, который эволюционировал в сторону  наиболее точного предсказания, что  происходит в среде. Абсолютно новая форма не может быть им обнаружена, поскольку он воспринимает то, к чему подготовлен предыдущей жизнью.

Тем не менее, богатый опыт – лишь один из факторов активации творческой мысли.

Другим фактором является время. Конечно, каждая минута приносит новый опыт, поэтому можно сказать, что опыт и время составляют лишь один фактор. Но это не так. Дело не в том, что за какое-то время человек может накопить опыт, речь идёт о том, как перевести смутное интуитивное представление в словесное, более определённое, конкретное.

Также творчество зависит от состояния  человека. Часто необходимо на некоторое  время забыть, отвлечься от постоянного  размышления на некоторую тему. Это  возможно во время отдыха, сна, мечтаний. Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между творческим воображением и эмоциональным переживанием: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства.

И, наконец, творческий процесс зависит  от культуры, в которую прогружен человек. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и отчасти опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Культура влияет на творчество, в том числе через особенности воспитания.

Не менее значимым фактором являются личностные особенности. Но отчленить  роль культуры и личности в творческом процессе пока не представляется возможным.

 

1.1 Основные  подходы к проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии.

 

С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как  возможно творческое мышление?".

Этой проблемой занимались еще  античные философы – Гераклит, Демокрит, Платон, выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Существенное влияние  на дальнейшие исследования творческого  мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое распространение в XVII – XVIII веках. Он объяснял все умственные (когнитивные) процессы в терминах двух основных компонентов:

  • идей (или элементов) и
  • ассоциаций (или связей) между ними.

Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как  объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.

Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить  закономерности процесса сознательного  мышления и, в частности творческого  мышления. [1, с. 82]. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам.

Тем не менее, необходимо отметить вклад психологов-ассоцианистов  в исследование психологии творческого  мышления. Установленные ими законы ассоциаций является крупнейшим достижением  психологической науки ХIХ века. Они помогают понять, например, почему прежний опыт зачастую может блокировать творческий подход к решению задачи (проблемы), а также объяснить общеизвестный факт успешной творческой работы молодых ученых, еще не обладающих энциклопедическими знаниями.

Информация о работе Курсовая по сказкотерапии