Кризисы супружеских взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть основные кризисы супружеских взаимоотношений.
Задачи, решаемые в ходе работы:
Кратко охарактеризовать различные подходы к периодизации жизненного цикла семьи.
Дать определение понятию «кризис супружеских отношений».
Осветить основные точки зрения о причинах, времени возникновения и продолжительности кризисных периодов семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….......3
1. Периодизация жизненного цикла семьи и понятие о кризисах супружеских взаимоотношений………………………………………………………………………....6
2. Кризис добрачных отношений……………………………………………………….10
3. Кризисы в отношениях молодой семьи……………………………………………...15
4. Кризис зрелого брака………………………………………………………………....23
5. Кризисы семьи старшего возраста…………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1курс.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

  Появление в семье первого ребёнка следует рассматривать как период нормативного семейного кризиса (кризис первой беременности), т.к. включение в семью ещё одного члена делает невозможным существование семейной системы в прежнем виде, требует значительной её перестройки, а именно перераспределение взаимной ответственности супругов , освоение новых внутрисемейных ролей и установление новых межличностных отношений [28, 14].

  Процесс принятия ребёнка в семью традиционно  происходит в следующей последовательности: первоначально глубинные психобиологические связи формируются в системе «мать- дитя», а затем женщина помогает отцу включиться в процесс общения с ребёнком. В отношениях с ребёнком супруги осваивают материнскую и отцовскую роль, формируя собственную родительскую позицию.

  Напряжённость в семье, переживающей кризис первой беременности, может быть обусловлена внутриличностными ролевыми конфликтами. Внутриличностные ролевые конфликты возникают потому, что требования новых ролей ―материнской и отцовской ―нередко вступают в противоречия с требованиями ролей, которые выполняли супруги до зачатия ребёнка (имеются в виду профессиональные, супружеские, дружеские и др. роли). Например, пытаясь соответствовать роли жены, молодая женщина стремится быть стройной и привлекательной, но одновременно и может испытывать беспокойство, что в связи с беременностью не сможет нравиться мужу. Кроме того, в отношениях молодых родителей могут возникать сложности в связи с тем, что представления супругов о родительских ролях не согласованы между собой [9].

  Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативными эмоциональными состояниями женщины. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущения одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась её жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытать депрессию и разочарование. С одной стороны, она боится предстоящих изменений, а с другой ―хочет стать матерью и иметь ребёнка. Такая двойственность чувств свидетельствует о внутренней работе женщины над принятием новой роли. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие. Отсутствие амбивалентных чувств нередко наблюдается у матерей, планирующих отказаться от ребёнка после родов [15].

  Важным  шагом на пути преодоления кризиса  является осознание этих сложных двойственных чувств, их принятие. Далее будущей матери необходимо выделить противоречия  между тем, кто она есть на самом деле какой хотела бы быть, и тем, что имеет и что хотела бы иметь; выяснить причины недовольства собой, жизнью или отношениями с окружающими. На основании этого женщина может найти равновесие между материнством и остальными сторонами своей жизни.

  Важным  критерием продуктивности формирования материнской позиции является наличие у женщины зрелой мотивации рождения ребёнка. Такого рода мотивация характеризуется тем, что ребёнок представляет для матери самостоятельную ценность. В противном случае (при незрелой позиции) ребёнок становится средством полоролевой, возрастной, личностной самореализации или средством удержанием партнёра, достижения определённого социального статуса, компенсации своих детско-родительских отношений. Нередко требуется коррекция мотивационных основ материнской позиции, которая может осуществляться в процессе психологического консультирования, но поскольку самосознание женщины в период беременности может претерпевать значительные изменения, нахождение оптимального баланса мотивов может происходить и без подключения внешней помощи, по принципу «сдвиг мотивов на цель» [28].Изменения в самосознании женщины имеют различное содержание в разные периоды беременности: докоммуникативный и коммуникативный. Граница между ними― момент первого шевеления, которое ощущает мать. Задача докоммуникативного периода― постепенное выделение в субъективном мире будущей матери места для своего ребёнка. Происходит обострение чувств, притупление интеллектуальной деятельности, усиление интуитивного восприятия. Чувства и интуиция― это те инструменты, которые позволяют понимать ребёнка, его потребности. Однако женщине может быть трудно принять в себе эти изменения, и  это сказывается на отношениях с супругом: частые беспричинные вспышки гнева, ярко выраженная агрессия, капризы и т. д.

  Примерно  в 16-22 недели беременности женщина начинает ощущать движения своего ребёнка. Мать начинает выстраивать коммуникацию с ребёнком, в процессе которой и происходит становление зрелой материнской позиции. Именно контакт с внутриутробным ребёнком поддерживает у женщины чувство ответственности за него, позволяет ей переключиться с переживания собственных ощущений на создание более благоприятных условий для его развития, учитывать интересы ребёнка в общении с другими людьми. В процессе такой коммуникации формируется особый язык, сигналы которого уникальны для каждой отдельной системы «мать-дитя». Это могут быть особые движения ребёнка, которые мать так или иначе интерпретирует ( «ему неудобно», «шалит». «испугался» и т. д.) или ощущения, которые женщина испытывает в ответ на свои мысли и чувства. Например, погрузившись в профессиональные проблемы, женщин осознаёт напряжение в матке и воспринимает его как сообщение ребёнка о своём состоянии. Изменяя своё поведение и переключая внимание на ребёнка, она получает в ответ ощущение тепла из матки. Постепенно в рамках такого взаимодействия женщина начинает называть и ощущать себя матерью [14].

  Расширение  коммуникации за счёт включения в  неё отца помогает мужчине найти  своё место в новой семейной  системе. Мужчине несколько труднее  установить контакт  с внутриутробным ребёнком, но именно во взаимодействии с отцом наиболее очевидно проявляются ответы ребёнка на внешние воздействия. Активно двигавшийся ребёнок может тут же затихнуть и успокоится, когда отец кладёт руки на живот матери и просит ребёнка «не мешать маме спать».

  В процессе такого общения супруги впервые по-новому выстраивают свои отношения, принимая в рамки этих отношений ребёнка. Наличие особого языка, принятого только в пределах данной группы, способствует сплочению семьи, создаёт ей особую интимность, позволяя её членам ощутить целостность и уникальность их семейной общности. Некоторые супружеские пары подчёркивают,  что только с появлением ребёнка они смогли почувствовать себя настоящей семьёй. После родов происходит перенос уже сформированной системы отношений в новые условия [15].

  Но  иногда могут возникать затруднения в процессе присоединения отца к возникающей системе отношений «мать-дитя». Первоначальное чувство мужской гордости при мысли о беременности жены вскоре сменяется ощущением отделенности, поскольку жена все больше погружается в свою связь с существом, живущим внутри ее утробы. Мужчине остается наблюдать со стороны за изменой жены. Она пытается вовлечь мужа в радость своей новой страсти, переживаемой при беременности, а это и восхищает мужа, и в то же время парадоксальным образом причиняет ему боль. Чем больше она делится с ним удивительным чудом своей внутренней жизни, тем острее он понимает, насколько посторонним является во всем этом [4].Пытаясь заглушить эти негативные чувства, он может стремиться усилить своё влияние во внесемейном пространстве, сосредоточиться на добывание денег, совершать супружеские измены и т.д. неслучайно у многих женщин на разных этапах беременности возникает неуверенность в прочности отношений с супругом; в том, что муж будет любить ребёнка, заниматься с ним [15].

     В случае, если отцу не удаётся  включиться в процесс коммуникации  с ребёнком, супружеские отношения  могут значительно усложниться,  а подчас и разрушиться. Может произойти формирование дисгармоничной системы внутрисемейных отношений «со смещённым центром», в которой отец оттесняется на периферию системы. Гармоничное развитие молодой семьи на этом этапе может затруднять вмешательство родителей супругов. Под влиянием такого вмешательства могут образовываться деструктивные коалиции и внесемейные треугольники, в которые, например, могут входить мать, ребёнок и мать матери. Брак может начать разрушаться по мере того как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство что жена и ребенок мешают его работе. Иногда мать может пытаться преувеличить важность ухода за ребенком инициируя у ребенка эмоциональные проблемы, которым она может впоследствии может посвящать все свое внимание [24].

  В условиях современной модели семейных отношений возможна и несколько иная последовательность преодоления кризиса. В данном случае беременность рассматривается супругами как особый этап в их совместной жизни, продолжение их интимных отношений, а роды― это своего рода кульминация. Отцу и матери предписывается равная ответственность во всём, что связано с ребёнком. Отец вместе с супругой посещает врача, присутствует на сеансах ультразвуковой диагностики плода, посещает занятия по подготовке к родам, активно участвует в них, не разлучается с ребёнком первое время после родов. В некоторых странах, например в Швеции, мужчина получает отпуск после родов жены, чтобы супруги могли совместно прожить этот период.

  При таких условиях у отца достаточно рано формируется отношение к  ребёнку как к субъекту взаимодействия. Контакт отца с внутриутробным ребёнком стимулирует успешное формирование материнской позиции у женщин, имевших ярко выраженные социальные мотивы, ранее не проявлявшие интереса к ребёнку.

  Совместное  проживание супругами опыта родов  и контакт родителей с ребёнком сразу после рождения следует рассматривать как фактор, цементирующий и сплачивающий семью. В этот период активно задействованы биологические механизмы формирования глубинной привязанности к ребёнку (изменение гормонального фона, особенности тактильного контакта). У отцов могут возникать те же реакции при взаимодействии с ребёнком, что и у матери. Некоторые специалисты используют термин «всепоглощение» для описания мощного воздействия новорождённого на своего отца [3, 15, 9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Кризис  зрелого брака
 

  Для семьи гораздо труднее, чем для  отдельного индивида, определить границы  «зрелости». Зрелость семьи определяют по разным критериям. Социологи в  качестве критерия часто выбирают длительность существования семьи― как правило, не менее 7-10 лет [14].

  В некоторых психотерапевтических периодизациях  зрелое супружество также определяется по длительности совместной жизни. Возраст супругов― от 30 до 45-50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и в основном избавлены от необходимости серьёзных материальных трат, направленных на обеспечение жизнедеятельности семьи. Отношение и быт устоялись.

  Данная  стадия одна из самых продолжительных  в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребёнок становится относительно самостоятельным и поступает в  школу, до момента, когда выросшие дети начинают покидать семью.  Это период жизни семьи, когда правила и структура уже сформированы и ничего существенно нового, из-за чего они должны были бы  измениться, не происходит. Даже если на зрелой стадии брака происходит рождение детей, это событие не является принципиально новым, так как родители уже имеют взаимодействия с малышом [11].

  Необходимость перестройки взаимоотношений между  супругами на данной стадии жизненного цикла связана с двумя моментами: с прохождением через возрастной кризис и окончанием периода «романтической любви» и приобретением налёта обыденности в отношениях. Безусловно, эти моменты могут не совпадать во времени, но чаще всего имеют место именно на указанной стадии.

  На  зрелую стадию супружества приходится возрастной кризис 30 лет― «подведение  первых итогов и коррекция». В неё  может попадать и следующий возрастной кризис, «кризис середины жизни», приходящийся на возраст 37-40 лет; но он может выпасть и на следующую стадию жизненного цикла семьи.

  Когда ребёнок идёт в школу, родители обычно достигают возраста около 30 лет и  переживают первый кризис зрелости. Супруги, оценивая свои жизненные достижения, могут начать осознавать, что их прежние мечты о карьере нереалистичны, а отношения в браке не такие, на которые они рассчитывали. Это порождает характерное для кризисов внутреннее смятение, отчаяние и утраты ориентиров.

  В возрасте 30 лет человек уже имеет  определённый опыт профессиональной и супружеской жизни и оценивает себя одновременно и как достаточно умудрённого, и как способного ещё многое изменить в своей жизни. Но при этом часто отсутствует убеждение, что ощущение недовольства жизнью и разочарования связаны не с нереалистичностью собственных планов, а с неверно сделанным выбором. Неверным может оказаться выбор профессии, места работы, супруга или всего вместе. Поэтому переживание этого кризиса протекает по типу «побега». Человек бежит из семьи, с работы, меняет место жительства и т. п., считая, что сможет улучшить свою жизнь, сделав новый, «правильный» выбор.

  В период проживания возрастного кризиса  одним из супругов отношения между  ними портятся, и семья становится особенно уязвимой. Вероятно, наилучшей  стратегией поведения супругов на время проживания кризиса одним из них будет «оставить кризисного субъекта в покое», т.е. позволить ему углубиться в себя и решить свои внутренние проблемы. Однако выполнение подобной рекомендации становится весьма сложным, если оба супруга переживают возрастной кризис одновременно.

Информация о работе Кризисы супружеских взаимоотношений