Кризисы супружеских взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть основные кризисы супружеских взаимоотношений.
Задачи, решаемые в ходе работы:
Кратко охарактеризовать различные подходы к периодизации жизненного цикла семьи.
Дать определение понятию «кризис супружеских отношений».
Осветить основные точки зрения о причинах, времени возникновения и продолжительности кризисных периодов семьи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….......3
1. Периодизация жизненного цикла семьи и понятие о кризисах супружеских взаимоотношений………………………………………………………………………....6
2. Кризис добрачных отношений……………………………………………………….10
3. Кризисы в отношениях молодой семьи……………………………………………...15
4. Кризис зрелого брака………………………………………………………………....23
5. Кризисы семьи старшего возраста…………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1курс.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Алтайский государственный университет»

Факультет психологии и философии

Кафедра общей психологии 
 
 

Кризисы супружеских взаимоотношений

(курсовая работа) 

                Выполнила студентка 1 курс, группа 1881

                Елена Сергеевна Ильюшина

                Подпись _________                                                                      

                Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент

                Елена Александровна Ипполитова

                Подпись __________

                Работа  защищена

                ________________200_ г.

                Оценка ___________ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Барнаул 2009

Содержание: 

 Введение……………………………………………………………………………….......3

1.  Периодизация  жизненного цикла семьи и понятие  о кризисах супружеских взаимоотношений………………………………………………………………………....6

2. Кризис добрачных отношений……………………………………………………….10

3. Кризисы в  отношениях молодой семьи……………………………………………...15

4. Кризис зрелого  брака………………………………………………………………....23

5. Кризисы семьи  старшего возраста…………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………………….35

Список использованной литературы………………………………………………...…36

Введение 

Семья...  Как  много ведётся о ней споров на страницах газет и журналов, какие разные, подчас прямо противоположные мнения высказываются. Те, кому она дала счастье, горячо ратуют за семью, предлагают возможные пути её укрепления. Но есть и другие. Они утверждают, что институт семьи сегодня устарел, а постепенно отомрёт вообще. И всё же семья нужна.  Для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьёй связанны такие близкие и дорогие его сердцу понятия, как добро, уют, дом, мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, любить своё дело, доводить до конца задуманное [30].

  Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений. Именно в семье закладывается фундамент личности нового человека, проходит начальная стадия социализации ребёнка, формируются азы нравственных отношений, а межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией общественных отношений [27, 30].

  Что же такое–  «семья» ?

  Если  говорить языком социолога или демографа, то семьёй называется небольшая группа людей, объединённых родственными или супружескими связями, общим бюджетом и, как правило, общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья очень тесно связанно с обществом, в котором она живёт, его экономикой, политикой, культурой, ориентацией и настроениями людей. Несмотря на кажущуюся замкнутость семьи в домашнем круге, жизнь «большого мира» непременно сказывается на характере внутрисемейных отношений [30].

  Закономерности  изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы её дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении ХХ в. В то же время необходимо учитывать, что  существует и эволюция семьи, обусловленная  её собственными внутренними закономерностями развития.

  В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с её зарождения заканчивая завершением существованием семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи [15].

  На  протяжении своего жизненного цикла  семья постоянно встречается  с   самыми различными трудностями, неблагоприятными  условиями, проблемами, которые могут отрицательно сказаться на её жизни.

  Не  удивительно, что как трудности, с которыми сталкивается  семья, так и последствия их для неё  вызывают  значительный интерес  социологов, психологов, психиатров. Исследования в  этой области отчётливо сосредотачиваются в двух направлениях. Первое– исследование  семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия широких социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т. п. Эти вопросы наиболее широко представлены в предвоенных и послевоенных работах американских исследователей. Второе– изучение «нормативных  стрессов», т. е. трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением  семьи через основные этапы жизненного цикла, а также  проблемы, возникающие в случае, если  что-то  нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжёлое заболевание и др. [29].

  Так как основой семьи является супружеская  пара, то супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки семьи как успешной или неуспешной, отношения между партнёрами в максимальной степени влияют на качество брака. И кризисы супружеских взаимоотношений есть основные кризисы семьи [6, 7]. В своей статье, посвящённой психологическим задачам брака, Валерстайн (Wallerstein, 1996)  утверждает, что «брак является мощным катализатором психологических изменений у взрослых, сравнимых по своей силе и важности с детско-родительскими отношениями в детстве» [17]. Изучение различных аспектов супружеской жизни обеспечивает всестороннее видение семейной ситуации и позволяет обосновать программу психологической помощи семье [21].

    Цель работы: рассмотреть основные кризисы супружеских взаимоотношений.

  Задачи, решаемые в ходе работы:

  1. Кратко охарактеризовать различные подходы к  периодизации жизненного цикла семьи.
  2. Дать определение понятию «кризис супружеских отношений».
  3. Осветить основные точки зрения о причинах, времени возникновения и продолжительности  кризисных периодов семьи.

  Объект  работы: развитие супружеских отношений.

  Предмет работы: кризисные периоды семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Периодизация  жизненного цикла  семьи и понятие  о кризисах супружеских взаимоотношений
 

  Существует  различные системы выделения  основных этапов жизненного цикла семьи. Наиболее известна система «стадий», предложенная E. Duvall (1957), где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Позднее появились периодизации, предложенные W. Gove (1973) и A. Barcai. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I– зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребёнка; II– рождение и воспитание детей.  Эта стадия заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребёнка; III- окончание выполнения семьёй воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребёнка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного ребёнка; IV–  дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V‒ супруги живут отдельно или с детьми, имеющими собственные семьи. Применимость этой  популярной периодизации для целей психологического исследования подвергалась сомнению.  Представляется искусственным разделение II и III  стадий. Начало трудовой деятельности первого ребёнка не вносит качественного изменения в жизнедеятельность семьи, сохраняется воспитательная функция  [29].

  В данной работе будет использоваться периодизация Г. Навайтиса. Он рассматривает следующие этапы развития семьи:

  • Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
  • Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
  • Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на третьем этапе семья пополнилась новым членом, то на четвёртом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
  • Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) [1].

  Однако, как считает психолог А. В. Черников [26], очень многие семьи не подходят ни под одну из схем. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, семьи с одним из родителей, или семьи, проживающие совместно с родителями одного из супругов, и т.д. Тем не менее, такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений. Кроме того, каковы бы ни были структуры семей, каждая семья имеет специфические задачи, выполнение которых соответствует  определенной стадии жизненного цикла.

  По  источнику возникновения семейные трудности можно подразделить на: связанные с этапами жизненного цикла семьи; обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла; ситуационные воздействия на семью.

  Через этапы жизненного цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры» т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства — на втором [29].

  По  мнению Силаевой Е. Г. [21], кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

  Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам. Семейный кризис― это состояние душевного расстройства одного или обоих супругов, вызванное их длительным недовольством самим собой или партнёром, взаимоотношениями друг с другом и окружающим миром, оказывающее негативное влияние на все стороны семейной жизни [5]. Существуют и другие определения, например, семейный кризис― это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [14].

  В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего  развития семьи:

  • деструктивную, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования;
  • конструктивную, заключающую в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

    Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые закономерные изменения, характеризующиеся как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными или горизонтальными стрессорами. Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи. Однако существует и ряд «непредвиденных» изменений, вызванных событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы возникают независимо от  стадий жизненного цикла и называются ненормативными [14].

  Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации согласно Дж. Сандлеру является отказ от достижения прежнего идеального образа, а замена его новым идеалом, приближенным к реальности [9].

Информация о работе Кризисы супружеских взаимоотношений