Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа
Практика К. п. базируется на теории кризиса Линдеманна (Lindemann E., 1944) и концепций стадии жизненного цикла и кризиса идентификации Эриксона (Erikson E., 1950). Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией), либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. В этом понимании кризисы переживаются каждым человеком. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации «патологического кризиса».
РАБОТА ГОРЯ
(Из семинара Нэда Кассема)
Работа горя имеет три стадии:
1. Принятие утраты разумом.
2. Принятие утраты чувством.
3. Развитие новой идентичности.
Некоторые замечания о работе горя.
Ребенок, потерявший родителя, все время что-то ищет: “Мама, я потерял свою игрушку”.
Утрата может притягивать
Утрата может способствовать приобретениям - например, когда умерла бабушка, произошла переоценка отношения к родителям.
Возможные вопросы при работе с утратой
О человеке, которого пациент потерял.
расскажите мне, что это был за человек - экспрессивный или сдержанный, теплый или холодный и т.п.
как он обычно выражал свои чувства по отношению к вам? Как вы узнавали о его любви?
если бы он оказался сейчас здесь, что бы вы хотели сказать ему?
какие у него были недостатки?
расскажите о самых неприятных моментах в ваших отношениях.
расскажите о его характерных чертах, может быть вы можете вспомнить о нем что-то смешное?
какими были его манеры, расскажите о том, что было характерным именно для него.
- что больше всего его
какими были его привычки? Может быть что-то в его привычках раздражало вас? Если он курил, разбрасывал ли пепел по всему дому?
что вообще вас раздражало в нем более всего?
О смерти
расскажите, как он умирал.
когда в последний раз вы видели его?
какой была ваша первая реакция на его смерть? Вы плакали?
удалось ли вам с ним проститься?
О похоронах
расскажите о том, как его хоронили. Его кремировали?
приходили ли вы на могилу? Сколько раз?
Что было потом
что произошло с его личными вещами?
убрали ли вы в его комнате?
были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали? Что вы сохранили?
пользуетесь ли вы его вещами? Например, если у умершего был любимый плащ, носите ли вы его? Если была какая-то другая вещь, например, фотоаппарат, пользуетесь ли вы этой вещью, починили ли ее, если она была сломана? Если да - это хороший знак, если нет, можно спросить, почему?
попросите показать альбом с фотографиями - наблюдайте за выражением лица пациента.
Если работа не идет - можно посмотреть, нет ли чувства вины. Наиболее частая причина затруднений - разногласия, враждебные чувства между пациентом и умершим. Болеющий человек мог быть капризным, требовательным, мог раздражать друзей и родственников.
Очень важно то, как человек говорит об умершем, если беспрестанно повторяет о том, каким он был хорошим, это может настораживать. Важно, чтобы пациент мог говорить об умершем как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и свои недостатки.
Работа с детьми, пережившими утрату.
Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты, объясняя это тем, что не хотят расстраивать детей. Но часто причина состоит в том, что они сами не в состоянии вынести интенсивности эмоций ребенка. То, что дети не видят слез родителя, накладывает для них запрет на выражение собственных чувств: “Как я могу плакать, если я не видел твоих слез?”
Если родители избегают говорить об утрате, высказать свои чувства, дети начинают прятать свои чувства и вопросы.
Однако скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет ничего, кроме патологических реакций. Необходимо помочь родителю помогать ребенку.
Для этого прежде всего нужно помочь ему выразить свои собственные чувства. Это необходимо для здорового проживания горя. Тогда он/она сможет включить в процесс проживания горя детей, разделить с ними свои чувства, ответить с возможной откровенностью на их вопросы, дать им свое сочувствие и поддержку.
Реакция детей при благоприятных условиях.
При создании соответствующих условий работа горя у детей происходит также как и у взрослых. Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:
1. Хорошие отношения с родителем до его смерти.
2. Получение адекватной
3. Участие в процессе
4. Хорошие отношения с
Особенности поведения детей, переживших утрату родителя.
Ребенок плачет об ушедшем родителе,иногда надеется на его возвращение, иногда начинает искать его, иногда описывает отчетливо-яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя, иногда страшится потерять выжившего родителя. В результате он может казаться тревожным и его поведение может казаться странным.
Следующие десять характеристик - общие для взрослых людей, покончивших жизнь самоубийством. Считается, что они также являются общими для детей и подростков. (по Шнейдману)
В зависимости от взгляда человека на суицид различают вербальные, бихевиоральные и ситуационные ключи.
Непосредственные заявления типа "Я подумываю о самоубийстве" или "Было бы лучше умереть" или "Я не хочу больше жить".
Косвенные высказывания, например, "Вам не придется больше обо мне беспокоиться" или "Мне все надоело" или "Они пожалеют, когда я уйду".
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Отчаяние и плач.
Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи.
Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
Нехватка жизненной активности.
Самоизоляция от семьи и любимых людей.
Рост употребления алкоголя или наркотиков.
Составление или изменение завещания.
Изменение суточного ритма.
Повышение или потеря аппетита.
Вялость и апатия.
Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
Приведение в порядок своих дел.
Отказ от личных вещей.
Стремление к рискованным
Суицидальные попытки в
Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.
Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
Скудные планы на будущее.
Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
Белые мужчины старшего возраста.
Смерть любимого человека, особенно супруга.
Недавняя перемена места жительства.
Семейные неурядицы (безработица, развод)
Неприятности с законом.
Коммуникативные затруднения.
Проблемы со школой или занятостью.
Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.
Хроническая, прогрессирующая болезнь.
Нежелательная беременность.
Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству: