Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа
Практика К. п. базируется на теории кризиса Линдеманна (Lindemann E., 1944) и концепций стадии жизненного цикла и кризиса идентификации Эриксона (Erikson E., 1950). Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией), либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. В этом понимании кризисы переживаются каждым человеком. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации «патологического кризиса».
Тревога - наиболее распространенное и общее для всех чувство, переживаемое людьми во время кризиса. Любая значимая угроза вызывает тревогу. Тревога помогает мобилизовать силы против угрозы. Однако, большая тревога вызывает смущение, искажения фактов, плохие суждения, самооборонительное поведение. При полном кризисе бывает очень сильное чувство тревоги, и это обычно первое, что должен изучить консультант при знакомстве с другими людьми.
Другое общее чувство - это беспомощность. Каждому человеку надо много поработать, чтобы успешно управлять и развивать в себе умения справляться с ситуацией. Когда из-под тебя выдергивают ковер, на котором ты стоишь, и это происходит либо вследствие какого-то внешнего события, либо в результате тяжелого удара неведомых для тебя эмоций, все это вызывает чувство беспомощности.
Часто сопутствующим чувством бывает стыд. Наученный быть знающим, независимым и уверенным в себе, человек, переживающий кризис, чувствует свою некомпетентность, и должен зависеть от других. Это может вызвать чувство стыда.
Также как компонент присутствует чувство гнева, он бывает направлен либо на другого человека, либо на "иррациональное" событие, либо на себя. Однако, гнев - часто прячется за более явные выражения чувств.
Человек испытывает противоречивость, вызванную борьбой между независимостью и уверенностью в себе против зависимости от других, контролируемых эмоций против утраты контроля над чувствами, усиления чувства уверенности в себе благодаря управлению собой против риска обращения к другому человеку за помощью.
Все эти чувства вызывают снижение самооценки и делают человека, оказавшегося в кризисе, очень уязвимым. Именно пониженная самооценка и повышенная ранимость дают основание описывать кризис как состояние одинаково и опасное, и открывающее другие возможности.
Человек, оказавшийся в кризисе, обнаруживает, что упорядоченный, тщательно выстроенный мир, стал шатким и неопределенным. Обычные способы , с помощью которых он/она справлялись с трудностями, подвергаются сомнению, и тогда он/она вырабатывают новые, и , возможно, более хорошие, способы, какие это будут способы, зависит от того, к кому он/она обращаются за помощью.
КАК ВЕДЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК В КРИЗИСЕ?
Клиент ведет себя в соответствии с тем, как он/она себя чувствуют. Поведение основано на взаимодействии между его чувствами и тем, что он думает о том, как следует действовать, чтобы улучшить ситуацию. Вот почему, некоторые клиенты начинают сердиться, требуя и жестикулируя. Это все относится к тактике защиты себя от чувств тревоги, беспомощности, стыда и некомпетентности. В то же самое время, такое поведение отражает попытки восстановить контроль над собой. Такое поведение обычно бывает безуспешным; с его помощью не удается получить необ- ходимую поддержку, и оно не восстанавливает самоконтроль.
У клиента всегда есть определенные ожидания. Одно из них - это ожидание того, что консультант решит его или ее проблемы, что он его каким-либо образом выручит из беды. Как правило, такие ожидания ошибочны. В большинстве случаев, вы не сможете решить чужих проблем.
Второе ожидание, однако, вполне реально и адекватно, и вы можете на него ответить - дать клиенту почувствовать ваше сильное желание помочь ему, обучить необходимым навыкам и умениям. Именно вы станете для него человеком, который: ведет себя по отношению к нему очень заботливо, пытается помочь ему, и обладает конкретными полезными сведениями.
Несколько слов о методике: Не позволяйте поведению клиента, основанному на первом ожидании, заставить вас отказаться от ответа на второе его ожидание. Иногда бывает необходимо установить участливое и заботливое отношение к клиенту, несмотря на его , возможно, огорчающее вас поведение, которое неадекватно направлено против вас. Понимание его чувств замешательства и страха поможет вам работать с такого рода поведением, которое при других обстоятельствах, вызвало бы у вас желание ответить тем же.
Для того, чтобы эффективно помогать в кризисной ситуации, требуется ваше знание того, что человек, оказавшийся в кризисе, часто находится во власти чувств замешательства, страха, или даже смутных неведомых чувств, и когда поведение основано на чувствах, оно, возможно, будет сильно отличаться от ожидаемого вами поведения, или даже будет противоположно ему. Таким образом, вашей задачей является исследовать чувства клиента, а не реагировать сразу на его поведение.
ЗНАКОМСТВО С КРИЗИСОМ
Приводимая ниже схема претендует на то, чтобы быть для вас руководством для вашего пользования, когда вы сочтете это уместным. Оно предназначено для того, чтобы дать вам план под хода к клиентам. Помните, пожалуйста, что это не является заменой умения активно слушать. В данном случае, очень важно использовать это умение. Схема может быть использована для того, чтобы дать направление вашей работе с клиентом, когда это необходимо, но она не может заменить всего, что вы узнали до этого.
Также нужно помнить, что не все клиенты бывают готовы пройти все этапы данной схемы.
Не используйте схему как вопросы, направленные непосредственно на клиента. Вопросы должны быть риторическими. Они высказываются как предположения о вещах, которые вы и ваш клиент можете вместе обсудить во время вашей беседы. Не пытайтесь охватить все вопросы, иначе вы будете больше похожи на чиновника по переписи, чем на заботливого консультанта. Сконцентрируйтесь на главной цели каждого крупного этапа этой схемы.
Клиент должен быть представлен как человек, имеющий в себе силы - это следует подчеркивать. В конце концов, до этого времени, он справлялся с трудностями, хотя, возможно, и был плохо приспособленным.
СХЕМА ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ КРИЗИСЕ
ЦЕЛЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
ПРИ КРИЗИСЕ СОСТОИТ В
1) УСТАНОВИТЕ КОНТАКТ НА УРОВНЕ ЧУВСТВ - УСТАВНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ:
- Не концентрируйте внимание исключительно на чувствах, так как человек, оказавшийся в кризисе, возможно, не всегда точно знает, как он себя чувствует. Если вы слишком долго будете останавливаться на этом предмете, это может расстроить и привести в замешательство клиента.
- Определите чувства клиента и согласитесь с его правом чувствовать себя именно таким образом.
- Выразите сочувствие словами.
2) ИССЛЕДУЙТЕ ПРОБЛЕМУ(Ы), КОТОРУЮ ОН ИЛИ ОНА ПЕРЕЖИВАЮТ В ДАННЫЙ МОМЕНТ:
- После того, как связь установлена,
попытайтесь, чтобы человек
- Сконцентрируйте внимание на последних шести неделях.
- Попытайтесь определить то
событие(я), которое вызвало
кризис и заставило его
- Помогите человеку быть конкретным
при его описании(т.е.
- Все это может потребовать
очень много времени. И вы,
и ваш клиент, вы оба, нуждаетесь
в ясном представлении о
3) СУММИРУЙТЕ ВСЕ СКАЗАННОЕ О ПРОБЛЕМЕ ВМЕСТЕ С КЛИЕНТОМ:
4) СОСРЕДОТОЧЬТЕ
ВНИМАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРУЮ ВЫ БУДЕТЕ
- Попросите клиента рассказать вам конкретно, что он или она до сих пор делали.
- Попадали ли они в такую ситуацию раньше? Если да, то как они справлялись с ней?
- Что любит делать клиент ( и в какой последовательности)? Какие наиболее важные этапы? Чего он или она боятся?
- Каким образом он или она избегают проблем?
- Говорили ли они кому-нибудь
об этом? Есть ли кто-нибудь,
с кем клиент любит разговарива
- Спросите, что произойдет, если проблема будет решена?
Иногда , заглянув вперед, вы и ваш клиент, тем самым , получите представление о том, чего хотел бы клиент, это представление можно изучить и использовать как цель, к которой нужно стремиться.
- Что находится или уже давно возникло на пути к решению проблемы? Что удерживает его или ее от изменения? Что удерживает ситуацию от изменения?
6) СОСТАВЬТЕ ДОГОВОР О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ:
- Определите следующий шаг: что он или она будут делать; что вы будете делать.
- Помогите ему или ей
- Определите цели.
- Имейте ясное представление
о способе возвращения
- Обсудите, что случится, если план потерпит неудачу. Как будет чувствовать себя клиент? Как он или она будут корректировать этот план или создавать новый?
- Обсудите, как план мог бы
быть сорван самим клиентом
или в результате
7) ПОСТОЯННО ВЫРАЖАЙТЕ ВАШ ИНТЕРЕС К ТОМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ.
В настоящее время в литературе можно найти много принципов кризисной интервенции. Мы считаем, что некоторые из них более важны, нежели остальные. Ниже приводятся восемь базовых принципов, отражающих нашу точку зрения.
Выслушайте то, что клиент предъявляет, как проблему. Если есть какие-то неясности, спросить напрямую, но спокойно, мягко, почему он/она так считает. Не стоит забывать, что их отправные точки могут существенно отличаться от ваших (система ценностей, жизненный опыт, умение владеть собой) и поэтому то, что они воспринимают как проблему, может показаться смехотворным или трудным для понимания. Если они считают, что это проблема - пусть будет так. Очень часто бывает полезно знать, почему в данный отрезок времени нечто представляется проблемой. Это можно осуществить, задавая вопросы типа: "Что изменилось сегодня по сравнению со вчерашним днем?" или "Что нового произошло в последние дни/недели?" Развитие проблемы почти всегда включает изменение и нашу способность справиться с новыми обстоятельствами. Также важно знать других действующих лиц. Их наличие может быть либо причиной стресса, либо ресурсом помощи в разрешении кризиса.
Немаловажно присутствие такого человека
с задействованной
Для того, чтобы клиент знал, что вы слушаете его - сфокусируйтесь и старайтесь понять ситуацию. Важно знать - что клиент сделал для того, чтобы попытаться разрешить проблему. Такая линия разговора-исследования отражает вашу уверенность в то, что человек найдет решение. Вы отождествляетесь с тем, что уже было испробовано - тем легче абоненту ощутить реалистичность и осуществимость своих возможностей. Это также требует от человека переосмысления произошедшего с ним до сих пор. Часто клиенты испуганы или смущены, и это не позволяет им ясно мыслить. Частично ваша цель состоит в том, чтобы вернуть человеку эту способность и восстановить умиротворенность и умение рационального мышления.
Существуют различные