Кризисная психотерапия. Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Практика К. п. базируется на теории кризиса Линдеманна (Lindemann E., 1944) и концепций стадии жизненного цикла и кризиса идентификации Эриксона (Erikson E., 1950). Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией), либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития. В этом понимании кризисы переживаются каждым человеком. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации «патологического кризиса».

Файлы: 1 файл

КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

В отличие от пациентов, обращающихся за семейно-супружеской  психотерапией, кризисные пациенты, во-первых, обнаруживают суицидальные тенденции, во-вторых, как правило, находятся на поздних стадиях семейного кризиса. В связи с этим семейная К. п. отличается от традиционных форм семейно-супружеской психотерапии тем, что она направлена на устранения суицидоопасных тенденций путем быстрейшего разрешения семейного кризиса, а не на сохранение семьи. Семейная К. п. возможна и показана только в случае собственной инициативы членов семьи, их вовлеченности в кризис, необходимость их включения в систему помощи кризисному пациенту, развитие кризиса у других членов семьи. Семейная К. п. проводится с использованием стратегий и подходов различных методов семейно-супружеской психотерапии, с включением в психотерапию этапов и задач К. п.

Групповая К. п. Является высоко специфичной формой К. п., которая удовлетворяет повышенную потребность кризисного пациента в психологической поддержке и практической помощи со стороны окружающих. В отличие от традиционной групповой психотерапии пограничных больных групповая К. п. направлена на разрешение актуальной ситуации, обладающей для пациента жизненным значением. Это обусловливает краткосрочность, интенсивность и ее проблемную ориентацию. В фокусе занятий кризисной группы находятся высокозначимые для пациентов взаимоотношения в их реальной жизни, а не взаимодействия, происходящие между членами группы «здесь и сейчас». Показаниями для этого вида К. п. являются: 1) наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобновления при ухудшении кризисной ситуации; 2) выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи, установлении значимых отношений взамен утраченных, необходимость создания терапевтической и жизненной оптимистической перспективы, разработка и проверка новых способов адаптации; 3) готовность обсуждать свои проблемы в группе, рассматривать и воспринимать мнение участников группы с целью терапевтической перестройки, необходимой для разрешения кризиса и профилактики его рецидива в будущем. Окончательные показания устанавливаются на основании наблюдения за поведением пациента на первом групповом занятии и знакомства с его переживаниями, связанными с участием в группе. Недостаточный учет данного положения может привести к отрицательному воздействию группового напряжения на состояние пациента и усилению суицидальных тенденций. В кризисной группе суицидальное поведение одного из участников сравнительно легко может актуализировать аналогичные тенденции у остальных членов группы. В связи с этим в ходе предварительной беседы с пациентом оговаривается, что его первое участие в занятиях группы является пробным, и обсуждение вопроса о методах его дальнейшего лечения состоится после этого занятия. С пациентом проводится беседа, в ходе которой обсуждаются возможности использования помощи кризисной группы. С целью выработки оптимистической терапевтической перспективы пациента знакомят с журналом отзывав бывших участников, в котором они описывают ход разрешения своей кризисной ситуации с помощью психотерапевтической группы.

Размеры кризисной группы ограничиваются 10 участниками. Обычно в нее включаются два пациента с высоким суицидальным риском, поскольку взаимная идентификация способствует публичному раскрытию и обсуждению ими своих суицидальных переживаний. Более двух таких пациентов создают трудности в работе группы, требуя слишком много времени и внимания в ущерб остальным ее членам группы, создавая тягостную пессимистическую атмосферу, чреватую актуализацией суицидальных переживаний у других пациентов. Низкая групповая активность кризисных пациентов преодолевается тем, что в группу в качестве сублидера – проводника эмоционального влияния психотерапевта – включается больной с выраженной акцентуацией характера или психопатией аффективного или истерического типа с нерезко выраженной ситуационной декомпенсацией. Двое таких больных могут вступать в соперничество между собой, подавляя активность остальных и дезорганизуя работу группы, что может преодолеваться за счет опыта психотерапевта, имеющего специальную подготовку по групповой психотерапии. Состав группы разнороден по возрасту и полу; это снимает представление о возрастной и половой уникальности собственных кризисных проблем, расширяет возможность взаимодействий. Старшие по возрасту опекают младших, мужчины и женщины удовлетворяют взаимную потребность в признании своей сексуальной привлекательности, при этом выявляются и корригируются неадаптивные полоролевые установки. Неотложность решения кризисных проблем, охваченность ими позволяют максимально интенсифицировать психотерапевтические воздействия. Групповые занятия проводятся до 5-ти раз в неделю и длятся 1,5 - 2 часа. С учетом того, что обычные сроки разрешения пациентом кризиса составляют 4—6 недель, курс групповой К. п. равен в среднем одному месяцу. За такой срок оказывается возможным сплочение группы на основе общих кризисных проблем. Роль групповой сплоченности в кризисной группе отличает последнюю от группы больных с пограничными состояниями, где она возникает в процессе групповой динамики и является важным терапевтическим фактором в поздних фазах развития группы. В кризисной группе сплочение ее участников определяется взаимной поддержкой и используется для разрешения их кризисных ситуаций. Здесь терапевтически оправданным является поведение психотерапевта, направленное на стимулирование поддержки пациентами друг друга уже на ранних этапах терапии. Баланс эмоциональной поддержки и сплочения — напряжения в группе К. п. сдвинут в сторону сплочения и поддержки. Поощряется общение участников группы вне занятий, в отличие от традиционной групповой психотерапии пограничных состояния, где оно не рекомендуется. Группа является открытой, т. е. еженедельно из нее выбывают, в связи с окончанием срока терапии, один—два пациента, и она пополняется новыми участниками. Открытость группы, создавая определенные трудности для сплочения ее участников, позволяет в то же время решать ряд важных терапевтических задач. Так, лица, находящиеся на более поздних этапах выхода из кризиса, своим успешным примером ободряют вновь поступивших на лечение, помогают созданию у них оптимистической лечебной перспективы. Кроме того, в открытой кризисной группе легче осуществляется когнитивная перестройка путем взаимного обогащения жизненным опытом, обменом различными способами адаптации. В открытой группе более опытные пациенты обучают вновь поступивших участников приемам выхода из кризиса.

Проблемная ориентация групповой  К. п. требует фокусирования психотерапии на кризисной ситуации, поэтому позиция психотерапевта, в отличие от таковой при групповой психотерапии пограничных расстройств, в известной мере является более директивной. Психотерапевт в кризисной группе чаще прибегает к прямым вопросам, предлагает темы дискуссий и способы решения проблем, а при актуализации суицидальных тенденций у какого-либо участника группы осуществляет непосредственное руководство его поведением. Описанные факторы лечебного действия К. п. (поддержка, вмешательство, повышение уровня адаптации) осуществляются поэтапно в отношении каждого участника группы. В то же время в ходе одного занятия в зависимости от состояния пациентов обычно используются все три элемента К. п.

К. п. в нашей стране представлена в виде кризисной службы, деятельность которой постоянно совершенствуется. В настоящее время работа кризисной службы определяется приказом Минздрава РФ от 06.05.1998 № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением». Этим приказом в частности определяются звенья кризисной службы: Телефонное консультирование, кабинеты социально-психологичес-кой помощи, отделения (стационарные) кризисных состояний. В приказе содержатся положения об этих звеньях, штатные нормативы, методические рекомендации по организации региональной кризисной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ. Скорая медико-психологическая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса.

Практика К. и. базируется на теории кризиса (Линдеманн — Lindemann E., 1944) и концепции стадий жизненного цикла и кризиса идентификации Эриксо-на (Erikson E., 1950). Кризис понимается как состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности, как дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса характерна для людей с выраженной акцентуацией характера и незрелым мировоззрением (инфантильным — «мир прекрасен» или подростковым — «мир ужасен»), однонаправленностью (негармоничностью) семейных и профессиональных жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который воспринимается ими не только как трудный и ответственный период в жизни, но как «тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной».

Ведущими методами К. и. являются психотерапия (психотерапия кризисных состояний) и кризисное консультирование (психологическое консультирование). За рубежом К. и. проводится не только государственными медико-психологическими учреждениями — кризисными центрами и кабинетами (кабинет социально-психологической помощи), но и добровольцами религиозных и благотворительных организаций, прошедшими специальную подготовку (типичный пример — «Добрые самаритяне»). Специфической формой К. и. является телефон доверия. Отмечается специализация служб К. и.: помощь детям и подросткам, ушедшим из семьи, наркоманам, ветеранам войны и другим группам риска. Естественным образом потребность в кризисной помощи возрастает в ситуациях катастроф, стихийных бедствий и социальных потрясений, поскольку большое количество людей, потерявших близких, жилье или работу, переживают состояние жизненного кризиса, отягощенного трагическими переживаниями.

В 60-е гг. К. и. расширилась за счет концепции «кризисов семьи» и  соответственно семейной психотерапии и семейного консультирования.

 

 

 

Рекомендуемая литература. 1. Амбрумова А.Г., Полеев А.М. Телефонная психотерапевтическая помощь . Телефон доверия в системе социально-психотерапевтической службы. – М.,1988. 2. Психогении в экстремальных условиях. – М., 1991. 3. Суицид (хрестоматия по суицидологии). – Киев, 1996. 4. Черепанова Е. Психологический стресс. – М., 1997. 5. Шихи Г. Возрастные кризисы. – М., 1998. 6. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 1999. 7. Психотерапия. Учебник. Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000. 8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

 

 

 

 

КРИЗИС. КРИЗИСНАЯ  ИНТЕРВЕНЦИЯ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ, УТРАТЫ И СУИЦИДЕ

 

(материалы  к семинару-тренингу.

Руководитель  курса Е.С. Креславский)

 

14 июня 2001 г.

г.с-петербург

 

 

КРИЗИС

Определение:

«Кризисы (по Райтеру и Штроцка) - события с неопределенным исходом и сопряженные с опасностью потерь. Временные границы таких событий могут быть обозначены. У испытывающего кризис человека возникают сомнения относительно привычных для него ценностей и целей. От него требуется принятие решений и адаптация к новым условиям, что может вызвать чувство беспомощности, вести к изменениям в поведении и переживаниях, в месте с тем создаются предпосылки формирования новой жизненной ориентации».

Кризис - это внутреннее состояние человека, реагирующего на стресс, когда все другие нормальные способы, позволяющие справиться с  ситуацией,  не помогают.  Кризис - это очень сильное  нарушение внутреннего равновесия  человека,   которое  требует разрешения или оно может стать настоящим несчастьем,  и в результате привести к психологическому ухудшению. Оно может привести к регрессу и разрушению,  или к разрешению и новому росту. Кризис  - это не то,  что нуждается в срочной  медицинской  помощи, но  также требует внимания.  Это ситуация, при которой требуются немедленные действия извне при участии кого-либо для того, чтобы предотвратить возможность нанесения себе вреда или  даже смерти.

ЦЕЛЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА  ВО ВРЕМЯ  КРИЗИСА  СОСТОИТ  В  ТОМ,ЧТОБЫ ВОССТАНОВИТЬ ПРЕЖНИЙ  УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТИ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА СПРАВЛЯТЬСЯ С ПРОБЛЕМАМИ,  А МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ ВЫВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА НА НОВЫЙ,  БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ . ОНО НЕ НАПРАВЛЕНО НА  ТО, ЧТОБЫ  ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА. Кризисная ситуация  может принимать разные формы. То, что кажется кризисом для человека, который обратился за помощью, может показаться для вас не таким уж серьезным; однако,  для него/ нее это очень реально.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ  КРИЗИСА

Кризис - ограничен во времени; он толкает  к какому-либо решению и обычно укладывается в период до 6 недель.

В течение кризиса, привычки человека и способы, помогающие ему обычно справиться с ситуацией,  временно откладываются,  и  он готов   к узнаванию новых методов,  помогающих в разрешении  кризиса.

Человек переживает подъем энергии  во время кризиса, который  означает эмоциональное  смятение.  Если эмоциональное смятение сконцентрировать и направить в нужное русло, его можно использовать для преодоления кризиса.

ТИПЫ КРИЗИСА

КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ:  В группе равных кризис примирения,  относящийся к идентификации изменений.  Имеет тенденцию к исчезновению со  временем.  Часто  приводит  к  самоубийству:  требует поддержки и специальных способов.

КРИЗИС ЛИШЕНИЯ:  наиболее частый тип; относится к утрате человека. Реакция на утрату особенно тяжела, когда отношения с утраченным человеком или он сам были особенно плохими.

СИТУАЦИОННЫЙ: Утрата всего, кроме человека.

КРИЗИС ЦЕЛОСТНОСТИ:  Угроза целям или системе ценностей.  Особенно трудно выявить. Обычно при таком кризисе чаще обращаются  к друзьям или родственникам,  а не к профессиональным психотерапевтам.

ОПАСНОСТЬ:  Утрата, опасность или вызов на состязание.

УЯЗВИМОСТЬ: Во  время этого кризиса испытываются разные способы, которые могут помочь справиться с ситуацией.

СОБЫТИЕ,КОТОРОЕ  СТАНОВИТСЯ "ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛЕЙ":  Одно  событие,

которое создает  неловкую ситуацию.  Оно является кульминацией серии  других неудач, предшествующих этому.

РОСТ НАПРЯЖЕННОСТИ: Чувства отчаяния и беспомощности.

КРАХ ИЛИ  НЕУДАЧИ:  Полная неспособность справиться с ситуацией; полный кризис.

 

 

СТАДИИ КРИЗИСА

1. Шок - неверие и отрицание

2. Гнев - первая стадия принятия  реальности

3. Депрессия - облегчает обретение  чувств

4. Разрешение - прояснение ценностей;  принятие решения

 

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ

  • Восстановление прежних способов, помогающих справиться с действительностью
  • Разработка новых способов - адаптивных или неадаптивных.
  • Уход от проблем -  избегание  -  эскапизм
  • Самоубийство, смерть

 

КАК ЧЕЛОВЕК  ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ  ВО ВРЕМЯ  КРИЗИСА?

Информация о работе Кризисная психотерапия. Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии