Кризис взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что психологи уделяют больше внимания детству и старости, которые изучены довольно хорошо и глубоко. Средний же возраст является своеобразным вакуумом, "черной дырой", где проблемы по своей значимости ни сколько не уступают любому другому возрасту и требуют очень внимательного изучения и исследования. Часто люди не знают что происходит с ними в определенном возрасте а именно в средней взрослости и как сделать протекание кризиса середины жизни безболезненным для себя и окружающих его людей.

Оглавление

Введение …………………………………………………………..3стр
1Анализ теоретических положений и проблем ………………5-13стр
1.1 Различные подходы в понимании средней взрослости…5-8стр
1.2 Психологические особенности средней взрослости……8-13стр
2 Психологические особенности кризиса среднего возраста...14-24стр
2.1 Особенности и динамика протекания кризиса средней
взрослости ……………………………………………14-20стр
2.2 Теоретические оценки выхода из кризиса………………20-24стр
Заключение………………………………………………..25-28стр
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая пример.docx

— 101.08 Кб (Скачать)

 психологические  особенности средней взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации взрослости. Б.Г.Ананьев  раздвигает период взрослости. К нему он относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет). У Г. Крайг имеются те же периоды, но с иными возрастными границами (21–40, 41–60 и 60–65 лет до смерти).Расширение границ связано, очевидно, с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия. Все авторы сходятся в том, что зрелость расчленяется на раннюю и позднюю[8]. Средняя зрелость — это «время расцвета», пика творческих и профессиональных достижений и в то же время у значительной части взрослых – «начало конца», снижения жизненной активности. Это период, который позволяет говорить о сорокалетних как о поколении руководителей. В средней зрелости у многих людей появляется потребность передать накопленные знания и умения следующему поколению, и в то же время их могут мучить мысли о нереализованных возможностях, о творческом застое, о том, что годы идут все быстрее и быстрее, а вместе с ними остается все меньше шансов осуществить задуманное. Таким образом, для многих средняя зрелость – это возраст крушения надежд. Это и время «алиментщиков», поскольку именно в этот период происходит всплеск разводов, распад семей. О кризисах взрослости на различных этапах исследования, часто писали такие психологи как: Обухова Людмила Филипповна, Эриксон Эрик Хомбургер, Абрамова Галина Сергеевна, Мухина Валерия Сергеевна, Холлис Джеймс, Ананьев Борис Герасимович.

Во в тарой главе было описано психологические особенности кризиса среднего возраста .Было выяснено что  убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости.

 Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает необходимое субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность ) и порождение (продолжение рода), как главные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в попытках индивидуального творчества. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего Я, своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт – "остаться в памяти потомков", закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:

1) умение брать на себя  ответственность, принимать решения;

2) стремление к власти  и организаторские способности;

3) способность к эмоциональной  и интеллектуальной поддержке  других;

4) уверенность в себе  и целеустремленность;

5) склонность к философским  обобщениям;

6) защита системы собственных  принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам  реальности с помощью развитой  воли;

7) формирование индивидуального  жизненного стиля;

8) стремление оказывать  влияние на мир и "отдавать" индивидуальный опыт молодому  поколению;

9) реализм, рационализм, трезвость  в оценках и чувство "сделанности" жизни;

10) стабилизация системы  социальных ролей и др. За счет  этих новоприобретений большинство  взрослых людей обретают к  середине периода – 40 годам –  устойчивость в жизни и уверенность  в себе[20]. ]. Меняются взаимоотношения в семье. Повышаются раздражительность, конфликтность. Частыми становятся размышления о собственной востребованности, которые могут сопровождаться укорами в адрес близких и вызыванием у них чувства вины. Иногда возникает страх взросления собственных детей, поскольку в связи с этим теряется ощущение собственной нужности. Переживания по поводу своей нужности действительно очень значимы в этот период. Поэтому многие стремятся подтвердить свою нужность через профессиональную сферу[4]. Однако у некоторых переживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинного самоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «кто испытывает муку утраты собственного Я, смерть может показаться освобождением». И действительно, по его свидетельству, уровень самоубийств в 40—45 лет повышается[16].Как отмечал С.Кратохвил, с возрастом происходят изменения в половой активности мужчин и женщин. Если же люди плохо информированы о возможных изменениях, у них могут возникнуть те или иные страхи, неправильная оценка действий партнера[21]. Так, Э. Гроллман говорит, что страх стать сексуально неполноценным обычен для мужчин после 40 лет. И во многом ответственны за этот страх как отсутствие знаний у самих мужчин, так и средства массовой информации, рекламирующие различные лекарственные препараты от импотенции[16]. Нужно иметь в виду, что в зрелом возрасте у мужчин могут снижаться интенсивность и настоятельность полового инстинкта, затрудняться эрекция, ослабевать уверенность в ее наступлении. У некоторых женщин с возрастом интерес к половой жизни может повышаться, в особенности у тех, для которых он компенсирует острое переживание снижения своей внешней привлекательности. Хотя стремление компенсировать через секс неудовлетворенные несексуальные потребности характерно и для мужчин. Так, нередко уходом от переживания экзистенциального кризиса середины жизни является у них поиск сексуальной близости с очень молодыми девушками. Интересно, что подобное явление характерно не только для современного общества, но и для более ранних культур. Анализировавший этот вопрос В.В. Бочаров писал, что в «традиционных обществах внутренние психологические социально-возрастные переживания мужчин часто связаны с возрастом женщин, являющихся их сексуальными партнерами. Именно поэтому в зрелом возрасте мужчины стремятся иметь в качестве таких партнеров молодых женщин. Мужчины же, обладающие высоким социально-политическим статусом, гораздо чаще, чем представители низших классов, вступают с такими женщинами в брак»[16]. Для большинства людей в зрелости сохраняется значимость сексуальной привлекательности. У женщин она во многом основывается на привлекательности их внешности. С возрастом меняются зоны тела, влияющие на оценку женщиной ее внешности. Уменьшается значение фигуры как показателя внешности за счет повышения роли лица. Поэтому порой женщины перестают следить за фигурой, уделяя большое значение косметике, прическе и т. п. Наблюдается такой интересный эффект. При эмоционально-позитивной оценке своей внешности ширина тела субъективно недооценивается, при негативной — переоценивается. Кроме того, существует зависимость между успешностью самореализации и удовлетворенностью телом. Человек, достигший успешной самореализации, более высоко оценивает свое тело, чем человек, имеющий трудности в самореализации[14]. Обычно в зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития как для мужчин, так и для женщин[13]. . Период зрелости - это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни[11].Самая главная жизненная задача, стоящая перед женщиной, связана с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов – изменение собственного физиологического состояния (и, соответственно, партнера по браку), изменение состава семьи и своей роли в семье (бабушка, теща, свекровь и тому подобное), достижение высокого профессионального уровня. Каждый из этих факторов в своем конкретном проявлении может противоречить всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое, болезненное, патогенное противоречие, женщине нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему.  Дифференциация ролей для женщины связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становится качественно другой - взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы. К сожалению, когда женщина тяготится ролью хозяйки дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может (если умеет) сознательно осуществлять творчески, то есть ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни. В роль хозяйки дома входит и забота о хозяине дома - своем мужчине. Период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, - «синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пустоты, утраты смысла жизни. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. [11]. Фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса, — это умение быть счастливым, т. е. находить радость и получать удовольствие от имеющейся ситуации. Как правило, основными источниками счастья являются отношения близости, а также возможность творчества. При этом творчество может проявляться как в семейной, так и в профессиональной сфере. Важным фактором, способствующим успешному разрешению кризиса, является также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем, эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. Хотя, безусловно, в течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться. В позитивном варианте у человека формируется генеративность, в негативном — застой [4].Следует особо отметить, что нередко неразрешенный кризис сопровождается появлением тех или иных психосоматических заболеваний, которые, с одной стороны, снимают с человека ответственность за не сложившуюся, по его мнению, жизнь, с другой — предоставляют ему желаемые внимание и поддержку окружения. Интересную мысль по этому поводу высказал А. Адлер: наша культура сродни детской комнате — она предоставляет слабому особые привилегии[19]. Для людей среднего возраста  характерен еще один вариант ухода от разрешения кризиса — это обращение к религии. Многие люди обращаются к религии, реализуя отнюдь не религиозную потребность, а желание восполнить одиночество, получить поддержку, утешение, уйти от ответственности или решить какие-либо другие нерелигиозные проблемы.

В заключение обсуждения проблемы кризиса нужно еще раз сказать, что его переживание обогащает человека, является необходимой ступенью развития в зрелости[4]. Однако, как нам кажется, время переживания кризиса не определяется календарным возрастом человека. Он наступает тогда, когда человек, с одной стороны, накапливает достаточно жизненного опыта, а с другой — достигает достаточно высокого уровня рефлексии, необходимого для осмысления этого опыта. Тогда у человека появляется возможность постижения смысла своего существования на земле. Таким образом, кризис — это не кара за сделанные ошибки, а возможность продолжения процесса развития[18].

 

 

 

 

 

                         Список использованных источников

1. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с

2. Шекспир У. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1959. Т. 5. С. 47.

3. Реана, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

4. Хухлаева О. В.

Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ О.В. Хухлаева — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Пер. с нем. Калуга. духовное познание. 1994г. 224 с.

6. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.  Москва Прогресс 1993г. 336с

7. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Классики зарубежной психологии М.-Львов. АСТ-Инициатива. 1998г. 480с.

8. Ильин.Е.П. Психология взрослости. СПб., Питер, 2012,

9. Изард, К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ./ К.Е.Изард.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – 440 с.

10. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: Том I. 877стр

11. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд./Г.С.Абрамова . - М.: «Академия», 1999.-672 с.

12.  Крайг, Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с

13. Эриксон Э.Х

 Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская  группа   "Прогресс",   1996.   -   344  с.

14. Тювина Н.А. Психические нарушения у женщин в период климактерия. М. : Изд. дом "Крон-пресс", 1996, 223стр

15. Бочаров, В.В. Антропология возраста: научное исследование : учебное пособие / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург : СПбУЭиФ, 2001. – 196 с.

16. Моховиков А.Н.Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М., 2001, Издательство: ООО «Когито–Центр»,569стр

17. Мак-Дермот Я., О'Коннор Дж. НЛП и здоровье. — Челябинск, 1998,240стр

18. Изард К. Эмоции человека. Монография М. Издательство Московского университета 1980г. 440 с.

19 Сидоренко Е.В.Экспериментальная групповая психология

: Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний  в концепции А. Адлера : Учеб. пособие / Санкт-Петербург. гос. ун-т

152 с.

 СПб. СПбГУ 1993

20. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб: Фонд "Университетская книга", 1996.

21. Кратохвил С.

К78 Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер.

с чешек. — М.: Медицина, 1991, 336 с:

22. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005

23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

24. Шаповаленко И.В. Возрастная  психология. М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кризис взрослости