Кризис взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что психологи уделяют больше внимания детству и старости, которые изучены довольно хорошо и глубоко. Средний же возраст является своеобразным вакуумом, "черной дырой", где проблемы по своей значимости ни сколько не уступают любому другому возрасту и требуют очень внимательного изучения и исследования. Часто люди не знают что происходит с ними в определенном возрасте а именно в средней взрослости и как сделать протекание кризиса середины жизни безболезненным для себя и окружающих его людей.

Оглавление

Введение …………………………………………………………..3стр
1Анализ теоретических положений и проблем ………………5-13стр
1.1 Различные подходы в понимании средней взрослости…5-8стр
1.2 Психологические особенности средней взрослости……8-13стр
2 Психологические особенности кризиса среднего возраста...14-24стр
2.1 Особенности и динамика протекания кризиса средней
взрослости ……………………………………………14-20стр
2.2 Теоретические оценки выхода из кризиса………………20-24стр
Заключение………………………………………………..25-28стр
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая пример.docx

— 101.08 Кб (Скачать)

                          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                       УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                                 

                                         УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

                         

 

                            

                           Факультет социальной педагогики и психологии 

                                  Кафедра прикладной психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Психология личности

 

                                             КРИЗИС ВЗРОСЛОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Бубликова Ирина Сергеевна

                                                                2курс,23группа 

 

                                                               Руководитель: Абрамова Лариса Николаевна

                                                              Кандидат психологических наук, доцент

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Витебск, 2013

                                                    

 

                                          Содержание

 

 

Введение  …………………………………………………………..3стр

1Анализ теоретических положений и проблем ………………5-13стр

  1.1  Различные подходы в понимании  средней взрослости…5-8стр

  1.2 Психологические особенности средней взрослости……8-13стр

2 Психологические особенности кризиса среднего возраста...14-24стр

  2.1 Особенности и динамика протекания кризиса средней

взрослости ……………………………………………14-20стр

 2.2 Теоретические  оценки выхода из кризиса………………20-24стр

Заключение………………………………………………..25-28стр

Список использованных источников…………………………29-30стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение 

 Объект исследования: кризис взрослости.

 

Предмет исследования: динамика кризиса средней взрослости: позитивные и негативные параметры этого возраста.

 

Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что психологи уделяют больше внимания  детству и старости, которые изучены довольно хорошо и глубоко. Средний же возраст является своеобразным вакуумом, "черной дырой", где проблемы по своей значимости ни сколько не уступают любому другому возрасту и требуют очень внимательного  изучения и исследования. Часто люди не знают что происходит с ними в определенном возрасте а именно в средней взрослости и как сделать протекание кризиса середины жизни  безболезненным для себя и окружающих его людей. Поэтому целью курсовой работы является выделение и освещение конкретного жизненного отрезка взрослости, средней взрослости, показать его с точки зрения кризисного протекания. Из цели нашей курсовой работы вытекают следующие задачи:

1)изучить различные подходы  в понимании средней взрослости .

2)изучить и проанализировать  психологические особенности средней  взрослости .

3)описать особенности  и динамику протекания кризиса  средней взрослости .

4)проанализировать теоретические  оценки  и практические рекомендации  возможного выхода из кризиса.

 

 В данной главе термин «зрелость» используется как синоним термина «взрослость».  

В своей курсовой работе мы рассматриваем  конкретный этап периода взрослости - среднюю взрослость.

Поэтому сначала нужно выяснить, что это такое взрослость. Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека[1]. В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет[3].

 

Средняя зрелость — это «время расцвета», пика творческих и профессиональных достижений и в то же время у значительной части взрослых – «начало конца», снижения жизненной активности. Это период, который позволяет говорить о сорокалетних как о поколении руководителей. В средней зрелости у многих людей появляется потребность передать накопленные знания и умения следующему поколению, и в то же время их могут мучить мысли о нереализованных возможностях, о творческом застое, о том, что годы идут все быстрее и быстрее, а вместе с ними остается все меньше шансов осуществить задуманное. Таким образом, для многих средняя зрелость – это возраст крушения надежд. Это и время «алиментщиков», поскольку именно в этот период происходит всплеск разводов, распад семей.

О кризисах взрослости на различных этапах исследования, часто писали такие психологи как: Обухова Л.Ф., Эриксон Э., Абрамова Г.С., Мухина В.С., Холлис Д.                   

 Альберт  Палле  считал, что  зрелость это  возраст, когда ты уже достаточно стар, чтобы знать, чего не следует делать, и достаточно молод, чтобы это сделать.

                                             

                                         

 

 

                                                 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            РЕФЕРАТ

Курсовая работа  31 стр.,24 источника.

Взрослость, кризис, средняя зрелость, зрелость личности.

Объект исследования: кризис взрослости.

Предмет исследования: динамика кризиса средней взрослости: позитивные и негативные параметры этого возраста.

Цель работы : изучить причины кризиса средней взрослости.

Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ.

Структура  курсовой  работы отражает последовательность и состоит из введения; основной части ,которая содержит две главы ;заключения; списка используемой литературы.

Задачи:

1)изучить различные подходы  в понимании средней взрослости  .

2)изучить и проанализировать  психологические особенности средней  взрослости .

3)описать особенности  и динамику протекания кризиса  средней взрослости .

4)проанализировать теоретические  оценки  и практические рекомендации возможного выхода из кризиса.

Теоретическая и практическая значимость: общение на основе сравнительно-сопоставительного анализа научно-методической литературы по теме кризис средней взрослости, изучение различных подходов в понимании средней взрослости, изучение и анализированние психологических особенностей средней взрослости, описание особенностей  протекание кризиса средней взрослости.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Анализ теоретических  положений и проблем

1.1  Различные подходы в понимании взрослости

Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.[1] В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего, это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индивида к тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологических, так и от многих социальных факторов .[3] Термин «зрелость» в данной главе используется как синоним термина «взрослость». С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возрастные периоды с временами года, и соответственно зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).В мифе о древнегреческом царе Эдипе чудовище Сфинкс задавало всем проходящим мимо путешественникам один и тот же вопрос: «У кого утром четыре ноги, днем две, а вечером три?» Те, кто не мог ответить на этот вопрос, погибали. Эдип дал правильный ответ: человек, ползающий на четвереньках в детстве, ходящий на двух ногах в период расцвета и опирающийся на палочку в старости. Эти периоды жизни называли тремя возрастами человека. В наше время тоже существуют различные подходы к выделению периодов зрелости. Д. Б. Бромлей (1966) зрелый возраст делит на четыре стадии: раннюю взрослость (21–25 лет), среднюю взрослость (25–40 лет), позднюю взрослость (40–45 лет) и предпенсионный возраст (55–65 лет), являющийся переходным к старости. Б.Г.Ананьев раздвигает период взрослости. К нему он относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет). У Г. Крайг имеются те же периоды, но с иными возрастными границами (21–40, 41–60 и 60–65 лет до смерти).Расширение границ связано, очевидно, с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия. Все авторы сходятся в том, что зрелость расчленяется на раннюю и позднюю. Однако относительно возрастных границ периода взрослости среди психологов отсутствует единое мнение[8].

В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый – как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный, неопрометчивый» [10].

В Словаре русского языка С. И. Ожегова приводятся следующие значения слова «зрелость»:

1) состояние организма  достигшего полного развития; зрелый  возраст;

2) высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли. Там  же находим значения прилагательного  «зрелый»: «созревший, спелый; достигший  полного развития; возмужалый; характерный  для человека, достигшего полного  развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший  опытности, мастерства; тщательно взвешенный, обдуманный; свидетельствующий об  опытности, мастерстве.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает необходимое субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность ) и порождение (продолжение рода), как главные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в попытках индивидуального творчества. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего Я, своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт – "остаться в памяти потомков", закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Взрослый возраст начинает нуждаться в восприимчивом слушателе, который готов учиться на чужих ошибках. Думается, что пресловутый "конфликт отцов и детей" – это конфликт не только детей, желающих жить своим умом, но и отцов, навязывающих ностальгический опыт своего ума как достойный усвоения в новых, изменившихся со дней их молодости, условиях жизни. Стремление взрослых людей, уже вырастивших детей, после развода к рождению детей во втором браке может объясняться не только гендерным зовом, но и необходимостью в потомках, которые с сыновьей готовностью будут принимать и ассимилировать родительский личный опыт. В известном смысле, качество и оригинальность личного опыта может не беспокоить взрослого, ему просто важно быть услышанным, принятым, оцененным потомками.

Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:

1) умение брать на себя  ответственность, принимать решения;

2) стремление к власти  и организаторские способности;

3) способность к эмоциональной  и интеллектуальной поддержке  других;

4) уверенность в себе  и целеустремленность;

5) склонность к философским  обобщениям;

6) защита системы собственных  принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам  реальности с помощью развитой  воли;

7) формирование индивидуального  жизненного стиля;

8) стремление оказывать  влияние на мир и "отдавать" индивидуальный опыт молодому  поколению;

9) реализм, рационализм, трезвость  в оценках и чувство "сделанности" жизни;

10) стабилизация системы  социальных ролей и др. За счет  этих новоприобретений большинство  взрослых людей обретают к  середине периода – 40 годам –  устойчивость в жизни и уверенность в себе[20].

Сухобская Г.С. пишет, что понятие «зрелость личности» в настоящее время широко используется в психологии и других науках, но определяется по-разному. Существует понятие «зрелость психического развития человека» (Б. Г. Ананьев). В акмеологии зрелость понимается как такой этап развития человека, когда он достигает вершин своего творчества.

Можно выделить различные виды зрелости: хронологическую, физиологическую, личностную, социальную, интеллектуальную, профессиональную. И наиболее важная из них – личностная зрелость, так как именно она интегрирует все аспекты зрелости в единую систему. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста.

Б. Г. Ананьев поставил вопрос о необходимости изучения изменчивости психических функций у взрослых людей. Однако выполненные под его руководством исследования не касались многих личностных и индивидных особенностей взрослых, не затрагивали изучения тех социальных ролей, которые исполняет человек в период взрослой жизни.

Благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофизиологических функций взрослого человека такое мнение было заменено иным, но во многом тоже крайним мнением, согласно которому личностное развитие человека безгранично и развитие является основным способом существования. Согласно этой точке зрения, становление любой функции (физиологической, психофизиологической, психической) происходит непрерывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности. Если с культурной, политической и другими сторонами социального развития людей, а также развитием у них компенсаторных механизмов вплоть до глубокой старости можно согласиться, то в отношении развития большинства физиологических, психофизиологических и многих психических функций существуют возрастные ограничения, связанные с периодами зрелости и особенно старения.[1] Поэтому в отношении пожилых людей корректнее было бы говорить не об их развитии, а о видоизменениях, происходящих в организме и личности. Такой подход соответствует описанию У. Шекспиром жизненного пути человека, играющего от рождения до смерти различные роли и выполняющего сопутствующие им функции:

Информация о работе Кризис взрослости