Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все
актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва
младенец,
Ревущий громко на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с
книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой
грустной
В честь брови милой. А затем
солдат,
Чья речь всегда проклятьями
полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в
ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем
судья
С брюшком округлым, где каплун
запрятан,
Со строгим взором, стриженой
бородкой,
Шаблонных правил и сентенций
кладезь, —
Так он играет роль. Шестой же
возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса –
кошель,
В штанах, что с юности берег,
широких,
Для ног иссохших; мужественный
голос
Сменяется опять дискантом
детским:
Пищит, как флейта… А последний
акт,
Конец всей этой странной, сложной
пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса,
без всего.[2]
1.2психологические
особенности средней взрослости
Ряд исследователей, занимающихся
проблемами развития и самопознания, рассматривают
взрослость как время непрерывного изменения
и роста. Развитие человека в период взрослости
зависит от разрешения проблем предшествующих
периодов – обретения доверия и автономии,
инициативы и трудолюбия[1].
Б. Ливехуд. Он предлагал условную
диаграмму человеческой жизни, согласно
которой примерно до 20 лет психическое
и духовное развитие осуществляются прогрессивно
вслед за физической эволюцией. От 20 до
40 лет психическое и духовное развитие
также взаимосвязаны с физическим развитием.
Однако после 40 лет у человека возможны
два варианта пути: либо психическое развитие
будет угасать в соответствии с физической
инволюцией, либо продолжать развиваться
вслед за эволюцией духовной. Получается,
что к середине жизни должно быть накоплено
столько духовных сил, чтобы они могли
перевесить влияние инволюции сил физических
и повести за собой общее психическое
развитие человека. К сожалению, в нашей
культуре, ориентированной прежде всего
на освоение мира физического, мы слишком
часто наблюдаем именно первый путь, который
впоследствии приводит к тому, что поздние
годы жизни человека — старость — становятся
трагическими, наполненными разочарованиями
и тоской по прошлому[5] Близкую позицию
в отношении задач зрелости отстаивал
К. Юнг. Он считал, что в этот период человек
должен осуществить переход от экстенсивной
к интенсивной позиции, от стремления
к расширению и завоеванию жизненного
пространства к концентрации внимания
на своей «самости». И тогда вторая половина
жизни послужит для достижения мудрости,
кульминации творчества, а не невроза
и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть
мысль психолога о том, что душа человека
второй половины жизни глубинно, удивительно
изменяется[6]
Но, к сожалению, большинство
умных и образованных людей живут, не подозревая
о возможности этих изменений, и вступают
неподготовленными во вторую половину
жизни[4] .В этом возрасте появляется устремленность
в прошлое. Молодость кажется наполненной
радостью и удовольствием в отличие от
настоящего. Иногда наблюдается желание
вернуться в молодость, прожить жизнь
еще раз, не повторяя сделанных ошибок.
Если, к примеру, вечер встречи старых
друзей превращается лишь в вечер воспоминаний
о том, как раньше было хорошо, можно вспомнить
слова К. Юнга: «Только возвращаясь в прошлое,
к своему героическому студенческому
времени, они способны разжечь пламя жизни»[7]. Меняются взаимоотношения в
семье. Повышаются раздражительность,
конфликтность. Частыми становятся размышления
о собственной востребованности, которые
могут сопровождаться укорами в адрес
близких и вызыванием у них чувства вины.
Иногда возникает страх взросления собственных
детей, поскольку в связи с этим теряется
ощущение собственной нужности. Переживания по поводу своей
нужности действительно очень значимы
в этот период. Поэтому многие стремятся
подтвердить свою нужность через профессиональную
сферу[4]. Однако у некоторых переживание
кризиса происходит настолько остро, что
может послужить причиной суицида. Как
отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают
отсутствие истинного самоопределения,
разлука с детством и страх перед грядущей
старостью, «кто испытывает муку утраты
собственного Я, смерть может показаться
освобождением». И действительно, по его
свидетельству, уровень самоубийств в
40—45 лет повышается[16].Как отмечал С.Кратохвил,
с возрастом происходят изменения в половой
активности мужчин и женщин. Если же люди
плохо информированы о возможных изменениях,
у них могут возникнуть те или иные страхи,
неправильная оценка действий партнера[21]. Так, Э. Гроллман говорит, что
страх стать сексуально неполноценным
обычен для мужчин после 40 лет. И во многом
ответственны за этот страх как отсутствие
знаний у самих мужчин, так и средства
массовой информации, рекламирующие различные
лекарственные препараты от импотенции[16]. Нужно иметь в виду, что в зрелом
возрасте у мужчин могут снижаться интенсивность
и настоятельность полового инстинкта,
затрудняться эрекция, ослабевать уверенность
в ее наступлении. У некоторых женщин с
возрастом интерес к половой жизни может
повышаться, в особенности у тех, для которых
он компенсирует острое переживание снижения
своей внешней привлекательности. Хотя
стремление компенсировать через секс
неудовлетворенные несексуальные потребности
характерно и для мужчин. Так, нередко
уходом от переживания экзистенциального
кризиса середины жизни является у них
поиск сексуальной близости с очень молодыми
девушками. Интересно, что подобное явление
характерно не только для современного
общества, но и для более ранних культур.
Анализировавший этот вопрос В.В. Бочаров
писал, что в «традиционных обществах
внутренние психологические социально-возрастные
переживания мужчин часто связаны с возрастом
женщин, являющихся их сексуальными партнерами.
Именно поэтому в зрелом возрасте мужчины
стремятся иметь в качестве таких партнеров
молодых женщин. Мужчины же, обладающие
высоким социально-политическим статусом,
гораздо чаще, чем представители низших
классов, вступают с такими женщинами
в брак»[16]. Для большинства людей в
зрелости сохраняется значимость сексуальной
привлекательности. У женщин она во многом
основывается на привлекательности их
внешности. С возрастом меняются зоны
тела, влияющие на оценку женщиной ее внешности.
Уменьшается значение фигуры как показателя
внешности за счет повышения роли лица.
Поэтому порой женщины перестают следить
за фигурой, уделяя большое значение косметике,
прическе и т. п. Наблюдается такой интересный
эффект. При эмоционально-позитивной оценке
своей внешности ширина тела субъективно
недооценивается, при негативной — переоценивается.
Кроме того, существует зависимость между
успешностью самореализации и удовлетворенностью
телом. Человек, достигший успешной самореализации,
более высоко оценивает свое тело, чем
человек, имеющий трудности в самореализации[14]. Обычно в зрелом возрасте наблюдается
некоторое сужение круга общения, поскольку
много времени и энергии тратится на воспитание
детей, упрочение карьеры. Однако оно остается
необходимым аспектом развития как для
мужчин, так и для женщин. Можно выделить
четыре основные функции дружеского общения.
Первая — терапевтическая. В общении с
друзьями во многом отреагируются негативные
чувства, вызванные семейными или профессиональными
конфликтами. Друзья здесь необходимы,
чтобы выслушать и поддержать партнера.
Поэтому хотя бы один из членов пары должен
обладать способностью слушать другого.
Вторая — компенсирующая. Мы полагаем,
что эту функцию нужно развести с предыдущей,
хотя во многом они похожи. Здесь в общении
с партнером происходит компенсация неудовлетворенных
в браке несексуальных потребностей. Через
общение с партнером осуществляется удовлетворение
потребности в признании, симпатии, уважении,
чего нет в браке. Третья — это возможность
структурирования времени через дружеское
общение. При этом оно принимает характер
совместных развлечений, праздников. Четвертая
— развивающая, когда через близкие отношения
происходит взаимный обмен чувствами,
опытом, информацией и т.п. Общение в этом
случае — довольно существенный источник
развития обоих членов пары[13]. В середине жизни многие люди
проходят через период серьезной переоценки
профессиональной карьеры. К этому может
привести переживание несоответствия
своих ожиданий от нее, желаемых темпов
продвижения и реальной ситуации. Однако
добровольная смена профессиональной
деятельности происходит довольно редко,
только в ситуации, когда произошло резкое
изменение ценностных ориентации или
возвращение стремлений, идеалов молодости.
Смена работы возможна также,если результатом
экзистенциального кризиса станет появление
у человека стремления к самоактуализации.
Понятно, здесь не рассматривается вынужденная
смена работы, вызванная необходимостью
улучшить условия труда или материальное
положение.
Ситуацию вынужденной потери
работы следует рассмотреть особо. Имеется
в виду полная невозможность продолжения
работы по имеющейся специальности, например,
предприятие и такая специальность просто
перестают существовать вследствие развития
новых технологий. Если человек обладает
не очень сильным личным Я, то его реакция
на потерю работы может быть подобна реакции
горя, вызываемой смертью любимого человека[12]. Горестные переживания могут
начаться с потрясения и отказа верить
в случившееся, смениться гневом, протестом.
Затем следует депрессия и, что важно отметить,
появляются те или иные психосоматические
симптомы. Психосоматические заболевания,
развившиеся в результате этой ситуации,
могут быть очень серьезными и даже опасными
для жизни, если у человека в этот период
к разрушению профессионального добавляется
угроза разрушению семейного Я. А это вполне
возможно, потому что вследствие потери
работы человек часто подвергается регрессии,
становится конфликтным, раздражительным,
требует от окружающих повышенной заботы.
Семья же не всегда может понять и поддержать
человека должным образом. Потеря работы
особенно тяжело воспринимается людьми
среднего возраста, долго проработавшими
на одном месте и не имеющими поэтому опыта
поиска работы. Следует отметить, что обычно
труднее переносят потерю работы и проявляют
меньшую активность по ее поиску мужчины
.У них же долгая безработица может привести
к нарушению социальной идентичности,
создавать угрозу самооценке. Интересные
данные приводил Р. Зидер, анализирующий
последствия экономического кризиса в
Европе первой половины XX в. Он писал, что
в этот период жизнь семьи обеспечивалась
работой женщин, которые выполняли неквалифицированную
или малоквалифицированную работу. Они
также искали способы уменьшения расходов:
перелицовывали одежду, экономно расходовали
топливо и т.п. О безработных мужчинах
известно, что они «до обеда оставались
в постели, чтобы сэкономить на отоплении
и сберечь свою физическую энергию»[4].
Взрослый человек в период зрелости попадает
в ситуацию, когда окружающие склонны
воспринимать его как неменяющегося, то
есть статичного, как бы неживого, тогда
как он таковым не является. Создается
противоречие самовосприятия (собственной
изменчивости) и восприятия человека окружающими.
Это противоречие разрешается продуктивно
в тех случаях, если взрослый человек сумеет
отнестись к дискретности, законченности,частностям
своей жизни с точки зрения ее общих закономерностей,
то есть будет осуществлять свою ежедневную
активность в свете собственной миссии
(индивидуальной реализации своей сущности).Если
же этого не происходит в той или иной
форме, то у взрослого человека наблюдается
состояние, которое в свое время Гегель
называл «ипохондрией». Он говорил, и очень
справедливо, что жизнь взрослого человека
есть по преимуществу практическая жизнь,
которая неизбежно связана с разными житейскими
мелочами и частностями. Занятие ими может
восприниматься человеком достаточно
болезненно, а невозможность осуществления
идеалов способна вызвать уныние - ипохондрию.
Современные психологи описывают эти
переживания взрослого человека как кризис
идентичности, проявляющийся в чувстве
«отставания от жизни», в потере интереса
к жизни, в переживаниях усталости и жизненной
скуки, в отсутствии ощущения полноты
жизни. Точную возрастную дату таких переживаний
обозначить сложно, но она приходится
на период зрелости, когда, казалось бы,
объективно человек полон сил, занимает
прочное социальное и профессиональное
место, достиг профессиональной вершины
мастерства, но тем не менее...Похоже, что
начинают давать о себе знать несколько
важных, на мой взгляд, групп и факторов,
которые требуют к себе внимательного
отношения с точки зрения концепции жизни.
Это -изменения в физиологической активности
организма, в его соматических свойствах
(появление явных признаков старения)
и резкое изменение социального и психологического
пространства жизни человека, связанного
с тем, что выросшие дети покидают дом,
обзаводятся собственными семьями и вместе
с их уходом из семьи одновременно в пространстве
жизни появляется много чужих людей (новые
родственники).Это качественно новая ситуация
не только освоения новых социальных ролей
(дедушки и бабушки, свекра и свекрови,
тещи и тестя), но и нового отношения как
к собственной жизни, так и к жизни вообще.В
связи с этим вспоминается 43-летний дед,
который с нескрываемым удивлением рассматривал
своего первого внука, восклицая: «Откуда
ты взялся? Я что, уже дед, я уже дед?!Какой
я дед ?»Во весь рост встает проблема определения
своего нового места в системе социальных
отношений, в изменившемся психологическом
пространстве своей семьи, для этого требуются
силы - энергия. Что может быть источником
энергии в зрелом возрасте? Ответом может
стать - философия, осознанная концепция
жизни, осознанная концепция Человека,
осознанная как возможность ее осуществления
во всех мелочах жизни, которые не могут
(не должны) заслонить в ней главное - радость
от самой жизни. В переживании этой радости
и рождается энергия для осуществления
жизни, в переживании этой радости появляются
силы для принятия изменений, для восприятия
нового, для реагирования на новое в жизни
как на естественное ее проявление. Думаю,
что именно осознанная философия жизни
позволяет человеку отнестись к результатам
своего труда, своих усилий как к преходящим
- видеть в них не только абсолютную, но
и относительную ценность в историческом
времени[11].
Вывод к первой главе.
Взрослость – это период онтогенеза,
условно определяющийся возрастными границами
20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией
к достижению наивысшего развития духовных,
интеллектуальных и физических способностей
человека[1].
Ряд исследователей, занимающихся проблемами
развития и самопознания, рассматривают
взрослость как время непрерывного изменения
и роста. Развитие человека в период взрослости
зависит от разрешения проблем предшествующих
периодов – обретения доверия и автономии,
инициативы и трудолюбия[1].
Зрелость — самый длительный и самый
значимый период в жизни человека, когда
он должен раскрыть свой потенциал, реализовать
себя во всех сферах, исполнить свое предназначение.
В этом смысле зрелость — цель развития,
но эта цель не обязательно предполагает
его конец. Это достижение расцвета, за
которым может следовать не увядание,
а дальнейшее развитие. Со взрослостью принято связывать такие
новые личностные характеристики, как:
1) умение брать на себя ответственность,
принимать решения;
2) стремление к власти и организаторские
способности;
3) способность к эмоциональной
и интеллектуальной поддержке
других;
4) уверенность в себе и целеустремленность;
5) склонность к философским обобщениям;
6) защита системы собственных
принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам
реальности с помощью развитой
воли;
7) формирование индивидуального
жизненного стиля;
8) стремление оказывать влияние
на мир и "отдавать" индивидуальный
опыт молодому поколению;
9) реализм, рационализм, трезвость
в оценках и чувство "сделанности"
жизни;
10) стабилизация системы социальных
ролей и др. За счет этих
новоприобретений большинство взрослых
людей обретают к середине
периода – 40 годам – устойчивость
в жизни и уверенность в
себе[20].
Зрелость окончательно выявляет характер
различных линий онтогенеза, доводит их
до логического конца. Для одних людей
она является лишь чисто хронологическим
понятием, ничего не прибавляя к ранее
сложившемуся стереотипному существованию.
Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают
определенных целей и снижают свою жизненную
активность. Третьи продолжают развиваться,
постоянно расширяя свои жизненные перспективы.
У части людей в середине периода возникает
еще один кризис, происходит еще одна корректировка
жизненного пути.
Центральным возрастным новообразованием
зрелости является продуктивность — как
в профессиональном плане, так и в плане
воспитания следующего поколения[23]. Взрослый человек в период зрелости попадает
в ситуацию, когда окружающие склонны
воспринимать его как неменяющегося, то
есть статичного, как бы неживого, тогда
как он таковым не является. Создается
противоречие самовосприятия (собственной
изменчивости) и восприятия человека окружающими.
Это противоречие разрешается продуктивно
в тех случаях, если взрослый человек сумеет
отнестись к дискретности, законченности,
частностям своей жизни с точки зрения
ее общих закономерностей, то есть будет
осуществлять свою ежедневную активность
в свете собственной миссии (индивидуальной
реализации своей сущности)[11].
2Психологические
особенности кризиса среднего
возраста
2.1 Особенности и
динамика протекания кризиса средней
взрослости
Кризис середины жизни определяется
как психологический феномен, переживаемый
людьми, достигшими возраста 40–45 лет,
и заключающийся в критической оценке
и переоценке того, что было достигнуто
в жизни к этому времени. К сожалению, очень
часто эта переоценка приводит к пониманию
того, что «жизнь прошла бессмысленно
и время уже потеряно». В результате доминирующими
в общем фоне настроений становятся депрессивные
состояния. Это может быть снижение интереса
ко всем событиям или удовольствия от
них, апатия; человек может чувствовать
систематическое отсутствие или снижение
энергии, так что приходится заставлять
себя ходить на работу или выполнять домашние
дела. Часто встречаются переживания по
поводу собственной никчемности, беспомощности.
Особое место в депрессивных переживаниях
занимает тревога в отношении своего будущего,
которая зачастую маскируется тревогой
за детей или даже за страну в целом. Нередко
депрессивные переживания концентрируются
вокруг потери смысла и интереса к жизни.
Часто можно встретить проекцию внутриличностного
кризиса на свое окружение: социальную
обстановку в стране, семейную ситуацию.
Естественно, что проекция кризиса на
окружение приводит к попыткам, часто
хаотичным, изменить именно окружение:
страну, семью, работу. Как считал К.
Юнг, чем ближе середина жизни, тем сильнее
человеку кажется, что найдены правильные
идеалы, принципы поведения. Однако слишком
часто социальное утверждение происходит
за счет потери целостности личности,
гипертрофированного развития той или
иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются
перенести психологию фазы молодости
через порог зрелости. Поэтому в 35–40 лет
учащаются депрессии, те или иные невротические
расстройства, которые и свидетельствуют
о наступлении кризиса. По мнению Юнга,
сущностью этого кризиса является встреча
человека со своим бессознательным. Но
для того чтобы человек мог встретиться
со своим бессознательным, он должен осуществить
переход от экстенсивной позиции к интенсивной,
от стремления расширить и завоевать жизненное
пространство – к концентрации внимания
на своей самости. Тогда вторая половина
жизни послужит для достижения мудрости,
кульминации творчества, а не невроза
и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть
слова Юнга о том, что душа человека второй
половины жизни глубинно, удивительно
изменяется. Но, к сожалению, пишет Юнг,
большинство умных и образованных людей
не подозревают о возможности этих изменений
и вследствие этого вступают во вторую
половину жизни неподготовленными .Близкие
взгляды на сущность кризиса «середины
жизни» высказывал Б. Ливехуд. Он называл
возраст 35–45 лет своеобразной точкой
расходящихся путей. Один из путей – это
постепенная психическая инволюция человека
в соответствии с его физической инволюцией.
Другой – продолжение психической эволюции
несмотря на физическую инволюцию. Следование
первому или второму пути определяется
степенью развитости в нем духовного начала.
Поэтому итогом кризиса должно стать обращение
человека к своему духовному развитию,
и тогда по ту сторону кризиса он будет
продолжать интенсивно развиваться, черпая
силы из духовного источника. В противном
случае он становится «к середине пятого
десятка трагической личностью, испытывающей
грусть по старым добрым временам, чувствующим
угрозу для себя во всем новом». Большое
значение кризису «середины жизни» придавал
Э. Эриксон. Возраст 30 – 40 лет он называл
«десятилетием роковой черты», главными
проблемами которого являются убывание
физических сил, жизненной энергии и уменьшение
сексуальной привлекательности. К этому
возрасту, как правило, появляется осознание
расхождения между мечтами, жизненными
целями человека и его реальным положением.
И если двадцатилетний человек рассматривается
как многообещающий, то 40 лет – это время
исполнения данных когда-то обещаний.
Успешное разрешение кризиса, по Эриксону,
приводит к формированию у человека генеративности
(продуктивности, неуспокоенности), которая
включает стремление человека к росту,
заботу о следующем поколении и о собственном
вкладе в развитие жизни на Земле. В противном
случае формируется застой, которому могут
соответствовать чувство опустошения,
регрессия. Человек может начать потакать
собственным желаниям и удовольствиям,
как если бы был собственным ребенком.
М. Пек обращает особое внимание на болезненность
перехода от одной жизненной стадии к
другой. Причину этого он видит в трудности
расставания с выношенными идеями, привычными
методами работы, ракурсами, с которых
привычно смотреть на мир. Многие люди,
по мнению Пека, не хотят или не способны
выдерживать душевную боль, связанную
с процессом отказа от того, что они переросли.
Поэтому они цепляются за старые стереотипы
мышления и поведения, отказываясь разрешать
кризис. Страх изменений затрудняет или
даже делает невозможным успешное разрешение
кризиса. Убывание физических сил и привлекательности
– одна из главных проблем, с которыми
сталкивается человек и в годы кризиса
среднего возраста, и позже. Для тех, кто
в молодости полагался на свои физические
качества, средний возраст может стать
периодом тяжелой депрессии. Второй главный
вопрос среднего возраста – это сексуальность.
У человека среднего возраста часто изменяются
сексуальные интересы, потребности и возможности,
особенно по мере того, как подрастают
дети. Многие люди поражаются тому, сколь
большую роль играла сексуальность в их
отношениях с людьми, когда они были моложе.
Удачное достижение зрелости в среднем
возрасте требует значительной «эмоциональной
гибкости» – способности изменять эмоциональный
вклад в отношения с разными людьми и разными
видами деятельности. Эмоциональная гибкость
необходима в любом возрасте, но в среднем
возрасте, по мере того как умирают родители,
подрастают и покидают дом дети, она становится
особенно важной. Другой, тоже необходимый,
вид гибкости – это «духовная гибкость».
Среди людей зрелого возраста существует
тенденция к росту ригидности во взглядах
и действиях, к тому, чтобы сделать свои
умы закрытыми для новых идей. Эту умственную
закрытость следует преодолеть, иначе
она перерастает в нетерпимость или фанатизм.
Кроме того, жесткие установки ведут к
ошибкам и неспособности воспринимать
творческие решения проблем. Успешное
разрешение кризиса включает обычно переформулировку
идей в рамках более реалистичной и сдержанной
точки зрения и осознание ограниченности
времени жизни каждого человека. Супруг(а),
друзья и дети приобретают все большее
значение, тогда как собственное «Я» все
более лишается своего исключительного
положения. Все более усиливается тенденция
довольствоваться тем, что есть, и меньше
думать о вещах, которых скорее всего никогда
не удастся достичь[1].Некоторые данные
показывают, что большинство взрослых
переживает середину жизни как годы постепенного
перехода, наполненные и позитивными,
и негативными событиями, связанными с
процессом старения. Согласно модели перехода,
развитие человека характеризуется последовательностью
ожидаемых важных событий его жизни, которые
можно предвидеть и в отношении которых
можно строить планы. Период, связанный
с этими событиями, может вызывать немалые
трудности как в психологическом, так
и в социальном плане. Однако большинство
людей успешно к нему приспосабливаются
благодаря знанию того, что эти события
неуклонно приближаются. Таким образом,
люди, понимая, что середина их жизни будет
связана с переменами, скорее всего, не
станут дожидаться, пока они застанут
их врасплох, а начнут готовиться к ним
заблаговременно. Благодаря антиципации
они могут спланировать эти жизненные
события и избежать кризиса середины жизни
[22].При достаточно высоком уровне развития
рефлексии люди пытаются осмыслить свое
состояние, понимают, что причина кроется
не в окружении, а в них самих. В этом случае
характерны размышления о собственных
достижениях, сожаления о том, что не получилось,
но что хотелось бы иметь. Иногда происходит
переоценка ценностей. В некоторых случаях
переживание кризиса происходит настолько
остро, что может послужить причиной суицида.
Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого
опустошают отсутствие истинного самоопределения,
разлука с детством и страх перед грядущей
старостью, «кто испытывает муку утраты
собственного «Я», смерть может показаться
освобождением». И действительно, по его
данным, уровень самоубийств в 40–45 лет
повышается[1]. Особенности протекания
кризиса середины жизни у мужчин. Трагедия
возраста зрелости в том, что физическое
состояние мужчины не соответствует интеллектуальному
уровню. Физиологическое состояние, особенно
во второй половине периода зрелости,
вносит в переживания мужчины новый оттенок
- неуверенность в себе, которая может
быть разрушительной и при осуществлении
интеллектуальной деятельности. Мужчина,
особенно старше сорока лет, остается
ценным работником в своей профессиональной
сфере. Однако он работает уже иначе - умеет
отделять главное от второстепенного,
полностью концентрируется на необходимых
вопросах, и это дает высокие результаты.
Умение отделять главное от второстепенного
приходит как следствие формирования
обобщенной концепции жизни, с которой
соотносятся собственные переживания
в их конкретном проявлении. Исследователи
творчества отмечают, что к концу периода
зрелости у многих мужчин наблюдается
взлет творческой активности: лишь после
40 лет создал свои знаменитые пьесы Генрик
Ибсен, до 40 лет Тициан был никому не известным
художником. Есть даже часто описываемая
закономерность, что выдающиеся люди проявляются,
как бы освобождаясь от своей непосредственности,
после 40 лет. Мужчина к концу периода зрелости
должен переосмыслить свое место в изменившемся
социально-психологическом пространстве,
где он испытывает сильное влияние от
переживаний, идущих от физиологических
изменений в организме. Очень часто не
используется потенциал зрелого мужчины,
связанный с осознанием им границ собственного
Я. Это прежде всего потенциал наставничества,
руководства, учительства, как в семье,
так и в социальной, и в профессиональной
деятельности. Эти люди просто должны
(для сохранения своего психического здоровья)
обмениваться с другими людьми своими
знаниями и опытом, именно через это они
будут учиться новому в сфере своей специальности.
Именно это один из путей осуществления
мужчиной социальных ролей более высокого
порядка, чем это было в другие периоды
жизни. Он становится хозяином большой
семьи, где ему надо быть не только отцом,
но и дедом, и свекром (или тестем) и тому
подобное. Ему надо строить отношения
с людьми, которые принадлежат его семье,
но являются ей, по сути, чужими. Одновременно
возникает проблема изменения отношений
с супругой, которая вступает в период
климакса (или уже переживает его). Она
как никогда нуждается в моральной, психологической
поддержке, для осуществления этой поддержки
нужны знания и умения, которые можно назвать
психологическими и философскими. Как
это ни грустно говорить, но период зрелости
для мужчины - это открытая борьба со смертью,
которая признаками собственного старения
и старения близкого человека начинает
постоянно присутствовать в конкретных
проявлениях. Жизнь показывает, что к середине
периода зрелости нормальный мужчина
словно заново открывает для себя радости
жизни, самые простые и самые сложные -
от кулинарии до философии, - буквально
в один день принимая решение об изменении
образа жизни и осуществляя его с завидной
педантичностью. Если для женщины очень
значимыми ключевыми системами, определяющими
решение ею жизненных задач, являются
семья и работа, то для мужчины не меньшее
значение имеют друзья и общество в целом.
Появляется целая серия жизненных задач,
которую психологи обычно называют задачами
установления связей вне семьи. Именно
в среде друзей и людей, близких по профессиональной
(или иной) деятельности, он решает задачу
определения границ своего Я - идентификацию
в качественно новых, изменившихся условиях
физиологического состояния и социально-психологического.
Недаром врачи так много пишут о психологических
причинах импотенции мужчин именно зрелого
возраста. Нарастающая неуверенность
в своих главных мужских качествах должна
быть компенсирована возрастанием уверенности
в себе в других сферах жизни. Просто должен
быть сильно действующий фактор стабилизации
самоуважения, дополняющий (если такое
есть) психотерапевтические действия
супруги. Таким мощным фактором самоуважения
становятся друзья и общество, которые
дают мужчине признание его ценности,
основанное на отношении к его человеческим
качествам, тем, которые можно было бы
назвать качествами его индивидуальности.
О том, насколько это важно для жизни взрослого
зрелого человека, говорят многочисленные
факты разводов, когда мужчина находит
в новой партнерше искусного психотерапевта,
подтверждающего ценность его индивидуальности
во всех проявлениях. Психологи, занимающиеся
проблемами межличностного общения, неоднократно
в ходе разных исследований получали сходные
результаты, говорящие о том, что удовлетворенность
общением людей разных полов зависит от
уверенности человека в себе. Уверенный
в себе человек выглядит как энциклопедия
сплошных личных достоинств, так как именно
это чувство позволяет ему сгладить недостатки
и усилить имеющиеся достоинства. С неуверенным
в себе очень трудно общаться, он многого
боится, его мир заполнен фантомами, искажающими
реальность, в том числе и реальность собственного
Я. Уверенность в себе, или, как еще говорят,
самопринятие или наличие чувства собственного
достоинства, не только обеспечивает человеку
легкость в общении с другими людьми, но
и дает защиту от их чрезмерного воздействия.
Слова, обращенные окружающими к мужчине
зрелого возраста, становятся для него
не менее значимыми, чем все другие формы
выражения отношений. Слово, обращенное
к нему, становится для мужчины и источником
силы, той силы, которая связана с возможностью
осуществлять контроль, ответственность
и принимать решения - как относительно
себя, так и относительно другого человека.
Слова сказываются на самооценке, на его
представлении о своих возможностях и
в то же время по ним мужчина судит о самооценке
другого человека, его реакции на самого
себя и о возможностях этого человека.
Будем помнить при этом, что к концу периода
зрелости неуверенность мужчины в себе
резко возрастает[1].