Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:18, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность нашей курсовой работы заключается в том, что психологи уделяют больше внимания детству и старости, которые изучены довольно хорошо и глубоко. Средний же возраст является своеобразным вакуумом, "черной дырой", где проблемы по своей значимости ни сколько не уступают любому другому возрасту и требуют очень внимательного изучения и исследования. Часто люди не знают что происходит с ними в определенном возрасте а именно в средней взрослости и как сделать протекание кризиса середины жизни безболезненным для себя и окружающих его людей.
Оглавление
Введение …………………………………………………………..3стр 1Анализ теоретических положений и проблем ………………5-13стр 1.1 Различные подходы в понимании средней взрослости…5-8стр 1.2 Психологические особенности средней взрослости……8-13стр 2 Психологические особенности кризиса среднего возраста...14-24стр 2.1 Особенности и динамика протекания кризиса средней взрослости ……………………………………………14-20стр 2.2 Теоретические оценки выхода из кризиса………………20-24стр Заключение………………………………………………..25-28стр Список использованных источников…………………………
Особенности протекания
кризиса середины жизни у женщин. Период зрелости - это время,
когда женщина может найти в себе силы
для достижения значимости в обществе,
в семье, в собственных глазах за счет
обновления границ собственного Я, за
счет возвращения к смыслу своей жизни[11].Самая
главная жизненная задача, стоящая перед
женщиной, связана с оценкой ею взятых
жизненных обязательств как по отношению
к себе, так и по отношению к близким. К
этому ее побуждает множество реально
и сильно действующих факторов – изменение
собственного физиологического состояния
(и, соответственно, партнера по браку),
изменение состава семьи и своей роли
в семье (бабушка, теща, свекровь и тому
подобное), достижение высокого профессионального
уровня. Каждый из этих факторов в своем
конкретном проявлении может противоречить
всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое,
болезненное, патогенное противоречие,
женщине нужно подняться над буднями,
качественно в ином свете увидеть свою
собственную жизнь, заново обрести уверенность
в себе, в своей нужности, в своей ценности.
Так она становится домашним философом,
открывая для себя заново искусство жить,
обучаясь ему. Дифференциация ролей
для женщины связана с тем, что меняется
соотношение между разными ролями, особенно
между семейными ролями. Роль матери становится
качественно другой - взрослые дети сами
родители, больше сил остается для роли
хозяйки дома, для работы. К сожалению,
когда женщина тяготится ролью хозяйки
дома, - это лишь показатель недостатка
фантазии, воображения, того, что является
проявлением полной жизни, которую человек
может (если умеет) сознательно осуществлять
творчески, то есть ставить перед собой
цель творчества и следовать ей как стремлению
к обустройству жизни. В роль хозяйки дома
входит и забота о хозяине дома - своем
мужчине. Эта забота - занятие не менее
творческое, чем самая творческая из профессиональных
деятельностей. Изменившееся социально-психологическое
пространство семьи существенно влияет
на отношения между супругами, роль психотерапевта
в период зрелости переходит к женщине,
так как она более интенсивно, чем мужчина,
переживает изменения, происходящие в
ней, и у нее самый оптимальный выход из
жизненных ситуаций - это интеллектуализация
всех проявлений жизни[11].Наиболее частым
ролевым конфликтом женщин среднего возраста
является поиск времени и для семьи, и
для карьеры. Ролевое напряжение связано
с перегрузкой требованиями в рамках одной
роли, как в случае, когда мать пытается
уделить каждому из своих детей-подростков
требуемое им внимание, чувствуя при этом,
что она просто не в состоянии полностью
удовлетворить потребности в нем каждого
из них[22].Анализ структуры мотивационной
сферы женщин среднего возраста показывает
изменения в жизненных целях, установках
и ценностях, связанных прежде всего с
семейным циклом, а не с предсказуемыми
возрастными изменениями, а также с этапами
профессионального пути. Это означает,
что наступление ключевых событий именно
в семейном и профессиональном циклах
мотивирует выбор определенного статуса
и образа жизни женщин среднего возраста
– их основных занятий, радостей и горестей,
круга общения. Так, женщина, которая откладывает
рождение ребенка до сорока лет, часто
делает это для того, чтобы преуспеть в
карьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая
семью и имеющая выросших, достаточно
определившихся, возможно, уже вставших
на ноги детей, получает значительное
количество свободного времени, чтобы
заниматься собой, своим самосовершенствованием
в личном и профессиональном плане.Возрастные
изменения не являются столь определяющими
в формировании мотивационной структуры
женщины, как семья и работа. Тем не менее
для нее они представляются более значимыми,
чем для мужчины. Женщины сильнее, чем
мужчины, реагируют на физическое старение.
Поэтому сохранение внешней привлекательности
и поддержка физической формы также является
одной из основных потребностей многих
женщин после сорока лет[1].Период зрелости
приносит еще один постоянный источник
стресса, у которого даже есть название,
- «синдром опустевшего гнезда». Специалисты
чаще всего связывают этот синдром с состоянием
женщины, так как считают, что у нее в большей
степени, чем у отца, развито чувство сохранения
семьи, любви к детям, заботы о них. С этим
и связано более острое переживание пустоты,
утраты смысла жизни. Особенно сильно
синдром опустевшего гнезда сказывается
на женщине, у которой не было иных забот,
иных жизненных ценностей, кроме материнства.
Женщина часто просто не хочет понять,
что для нее наступил новый, очень интересный
период жизни, свободный от многих повседневных
обязанностей. Отношения с детьми теперь
могут (и должны) перерасти в качественно
новое чувство дружбы, основанное на прежней
любви друг к другу, взаимном доверии.
Это чувство удивительно тем, что оно обладает
поразительной стабильностью, сохраняясь
годами и даже десятилетиями .Надо готовить
себя к этому новому чувству, выращивая
его в отношениях со своими детьми, иначе
можно попасть под пресс гнетущего чувства
одиночества. Подготовка этого чувства
связана с передачей ответственности
за собственную жизнь взрослеющим и взрослым
детям, а также с развитием у себя уверенности
в себе и интереса к себе, который естественно
перерастает и в интерес к другому человеку,
не похожему на тебя. В этом синдроме опустевшего
гнезда женщина в полной мере сталкивается
с тем переживанием, которое позволяет
ей ощущать в себе свои собственные личностные
качества, обнаружить их наличие или их
отсутствие [11].
2.2 Теоретические оценки выхода из
кризиса
Начну, пожалуй, свое повествование
со следующих слов: «Не прожив, да не узнаешь,
не узнав — не проживешь».
Что это за кризис в сорок лет?
Это нечто большее, чем просто
кризис производительности против застоя,
даже больше, чем кризис ценностей, это
— кризис смысла жизни! Это время, когда
проверяется на прочность и универсальность
смысл жизни, существовавший до этой поры.
Как велик будет и как глубок, насколько
болезненно будет пережит подобный кризис
(как и любой другой кризис, в частности,
основа которого — тема ценностей и смысла
жизни), зависит от устойчивости и оправданности,
практичности и универсальности смысла
жизни на этот срок — сорок лет. Крепка
ли жизненная позиция и непоколебимы ли
принятые ранее ценности — вот что служит
основой для крепкой позиции и относительной
безболезненности прохождения кризиса
сорока лет. Но если все-таки под влиянием
каких-то обстоятельств, условий, явлений,
факторов и т.п. кризис наступил и тяготит
человека — как быть? Если все прошедшее
кажется никому не нужным, а будущее тусклым
— как быть? Если опускаются руки и нет
желания продолжать бороться с трудностями
и прокладывать дорогу вперед — как быть?
Кто знает, сколько этих «если»...
Но независимо от множества
и полисложности этих «если» и «как быть»
ответ остается один, решающий эти «если»:
найти себя во времени, т.е. себя-прошлого,
себя-настоящего и себя-будущего; найти
себя в пространстве, т.е. себя-здесь, себя-там,
себя-везде; найти себя в себе, в друзьях,
в родных, в окружающем пространстве, в
мире, наконец. Необходимы осмысление
своей жизни заново: прошлой, настоящей
и будущей, выбор самого прочного и перспективного,
личностно-значимого и ориентация на настоящую
и будущую жизнь с этим багажом социального
опыта. Соответственно чем больше багаж,
тем легче путь разрешения кризиса, чем
меньше багаж, тем больше требуется усилий
для прохождения стадии кризиса сорока
лет. Главное— не забывать слова бессмертного
барона Мюнхгаузена: «Безвыходных положений
не бывает» — и с этой мыслью, с багажом
знаний под мышкой, с любовью в сердце,
с силой в руках и с мудростью в голове
смело идти вперед — к новым испытаниям,
новым трудностям, горестям и новым радостям,
слезам и смеху, усталости и могуществу.
Помогут ли эти слова человеку,
переживающему кризис сорока лет? Ведь
здесь нет никаких четких рекомендаций
и алгоритма действий! В связи с этим вспоминается
фраза: «Готовых решений не бывает», и
это действительно так. Все, что написано
в этой творческой работе, — лишь общие
слова, но эти слова приносят реальный
результат, позитивный результат. Стоит
лишь задуматься, и горести кризиса отходят
на второй план, а первое место занимает
мысль о жизни, которая приносит пользу
себе, окружающим, да и вообще всем. Фактор,
облегчающий благополучное разрешение
кризиса, — это умение быть счастливым,
т. е. находить радость и получать удовольствие
от имеющейся ситуации. Как правило, основными
источниками счастья являются отношения
близости, а также возможность творчества.
При этом творчество может проявляться
как в семейной, так и в профессиональной
сфере. Важным фактором, способствующим
успешному разрешению кризиса, является
также способность поддерживать баланс
между устремленностью в будущее и жизнью
в настоящем, эта способность формируется
в юности при решении конфликта между
необходимостью думать о будущем и желанием
получать удовольствия от настоящего.
Хотя, безусловно, в течение последующей
жизни под влиянием тех или иных обстоятельств
он может нарушаться или, наоборот, формироваться. В позитивном варианте у человека
формируется генеративность, в негативном
— застой [4].Следует особо отметить, что
нередко неразрешенный кризис сопровождается
появлением тех или иных психосоматических
заболеваний, которые, с одной стороны,
снимают с человека ответственность за
не сложившуюся, по его мнению, жизнь, с
другой — предоставляют ему желаемые
внимание и поддержку окружения. Интересную
мысль по этому поводу высказал А. Адлер:
наша культура сродни детской комнате
— она предоставляет слабому особые привилегии[19]. Для людей среднего возраста
характерен еще один вариант ухода от
разрешения кризиса — это обращение к
религии. Многие люди обращаются к религии,
реализуя отнюдь не религиозную потребность,
а желание восполнить одиночество, получить
поддержку, утешение, уйти от ответственности
или решить какие-либо другие нерелигиозные
проблемы.
В заключение обсуждения проблемы
кризиса нужно еще раз сказать, что его
переживание обогащает человека, является
необходимой ступенью развития в зрелости[4]. Однако, как нам кажется, время
переживания кризиса не определяется
календарным возрастом человека. Он наступает
тогда, когда человек, с одной стороны,
накапливает достаточно жизненного опыта,
а с другой — достигает достаточно высокого
уровня рефлексии, необходимого для осмысления
этого опыта. Тогда у человека появляется
возможность постижения смысла своего
существования на земле. Таким образом,
кризис — это не кара за сделанные ошибки,
а возможность продолжения процесса развития.
Поэтому, может быть, более точно называть
его не кризисом середины жизни, а экзистенциальным
кризисом — нормативным кризисом периода
зрелости.
Рассмотрев особенности эмоциональных
реакций в периоды возрастных кризисов,
нужно отметить, что, безусловно, нельзя
сводить все течение жизни в зрелости
только к переживанию кризисов. Следует
остановиться на такой важнейшей проблеме,
как общий эмоциональный фон жизни человека
и его возрастная динамика. Понятно, что
удовлетворенность человека жизнью в
целом, ощущение счастья коррелируют с
достаточно частым переживанием радости.
Кроме того, способность человека к частому
переживанию радости повышает его стрессоустойчивость
и способность к познанию, облегчает социальные
взаимодействия, усиливает отзывчивость[18]. Радость выполняет и терапевтическую
функцию: успокаивает человека, находившегося
до этого в напряжении. Очень важно отметить,
что частота переживания радости коррелирует
с жизненной успешностью. Работа радующихся
людей является более последовательной,
целенаправленной и результативной. Они,
как правило, обладают чувством собственной
значимости, владеют навыками и умениями,
необходимыми для достижения своих целей,
и получают огромное удовлетворение от
самого процесса этого достижения. Понятно,
что способность к радости зависит от
генетических факторов. Так, К. Е. Изард
описывал исследования смеха у младенцев,
которые показали, что уже они существенно
отличаются по способности смеяться. Но
переживание радости имеет также возрастные
закономерности, т.е. во многом социально
обусловлено. У многих людей после 30 лет
наблюдается тенденция постепенного сокращения
источников получения радости, переживание
радости носит все более и более кратковременный
характер. К пожилому возрасту некоторые
совсем утрачивают эту способность. Отчего
зависит частота переживания радости?
Как писал К. Е. Изард, во многом не от актуальной
ситуации, а от наличия у человека оптимистического
взгляда на жизнь .Я. Мак-Дермотт и Дж. О'Коннор
рассматривали оптимизм и противоположность
ему — пессимизм как атрибутивные стили
или способы мышления человека. Под оптимизмом
понимается такой стиль мышления, когда
события не обобщаются, люди избегают
самообвинений. В стиле пессимиста ими
выделяются три составляющие:
люди, использующие этот стиль,
относятся к каждой неудаче как к собственной
ошибке и обвиняют себя в этом; они склонны
обобщать негативную ситуацию на всю оставшуюся
жизнь, т.е. предполагают ее повторение;
они переносят ситуацию на все сферы жизни,
т.е. ожидают неудачи не только во времени,
но и в пространстве[17]. Важно отметить, что следование
атрибутивному стилю пессимиста мешает
переживанию счастья со всеми вытекающими
последствиями и является серьезным фактором
риска заболеваний. Помимо атрибутивного
стиля на способность человека к переживанию
радости влияет степень контакта его со
своим «внутренним ребенком». Под «внутренним
ребенком» мы будем понимать качества
и проявления, традиционно приписываемые
детям: спонтанность, открытость, умение
играть. Сегодня понятие «внутренний ребенок»
довольно часто используется в психологии,
хотя различные авторы по-разному интерпретируют
его содержание. Так, К. Юнг придавал большое
значение архетипу ребенка. По его мнению,
он прокладывает путь будущему преображению
личности, воплощает жизненные силы, находящиеся
вне ограниченных пределов нашего сознательного
разума, выражает самое сильное и непреодолимое
стремление каждого существа — стремление
к самореализации. Именно «ребенок» синтезирует
противоположности (качества характера)
и высвобождает новые возможности, придающие
жизнеспособность человеку. Ребенок умеет
радоваться, бескорыстно любить, он оптимист,
умеет видеть сердцем, способствует активизации
творчества и продуктивности. Э. Берн выделял
«ребенка» как одно из состояний в структуре
личности вместе с «родителем» и «взрослым».
По Э. Берну, «ребенок» — это эмотивное
состояние личности, которому соответствуют
все импульсы, присущие ребенку (доброта,
нежность, непосредственность), благодаря
чему он приобретает большую ценность
независимо от возраста человека, придавая
ему обаяние и теплоту. Но есть и вторая
часть «ребенка» (адаптивная), а именно
состояние, которое, желая порадовать
«родителя» и боясь отвержения, не позволяет
себе поведения, не соответствующего их
ожиданиям, что проявляется в повышенной
конформности, неуверенности человека,
лишении его возможности чувствовать
радость жизни[4]. Таким образом, часть людей
еще с детства содержат в себе в основном
приспособившегося «ребенка», несущего
запрет на открытость и спонтанность проявлений.
А часть постепенно теряют контакт со
своим «ребенком» в течение жизни. И это
понятно, так как еще в процессе развития
человека проявление детских качеств
не поощряется значимыми людьми: родителями,
педагогами. Кроме того, в нашей культуре
существует мало возможностей для его
проявления: праздников, карнавалов и
т. п. Поэтому чаще всего взрослый человек
считает открытые проявления «детских
качеств» непозволительными для себя. Как следствие этого, перед
многими людьми в зрелости встает задача
восстановления контакта со своим «ребенком».
Ярко описывал свою собственную встречу
с ним К. Юнг. Находясь достаточно долго
в депрессивном состоянии, он решил предоставить
полную свободу своим бессознательным
импульсам. А затем вспомнил свои детские
ощущения от игры в кубики, построения
замков и домиков из бутылок. И наконец,
после длительного внутреннего сопротивления
сам стал играть: выстроил из камней несколько
домиков и замок — маленькую деревню.
И так он начинал играть всякий раз, когда
перед ним возникало жизненное затруднение.
К. Юнг писал, что все ценное, что он сделал
в тот период, было благодаря его работе
с камнем. Однако в реальной жизни люди
чаще всего не следуют своим импульсам,
как это сделал К. Юнг, хотя у некоторых
они и присутствуют. Американский психолог С.М.
Кидд предлагала для восстановления контакта
с «ребенком» учиться у детей, поскольку
именно они могут показать взрослым нечто,
что взрослые не видят из-за их серьезности.
А их открытость жизни может напомнить
взрослым, что особенно ценно в этом мире.
Подводя итоги обсуждению вопроса об общем
эмоциональном
фоне настроения в зрелости
и переживании радости как необходимом
компоненте
этого фона, нужно отметить,
что невозможно достичь радости тем же
путем, каким достигаются умения или успехи.
Радость — побочный продукт усилий,
направленных на другие цели,
служащие в основном достижению самореализации.
Только тогда возможно переживание радости
как «чувства тождества или сопричастности
с объектами радости и с миром в целом»
[9].
Вывод к второй главе.
Кризис середины жизни определяется
как психологический феномен, переживаемый
людьми, достигшими возраста 40–45 лет,
и заключающийся в критической оценке
и переоценке того, что было достигнуто
в жизни к этому времени. К сожалению, очень
часто эта переоценка приводит к пониманию
того, что «жизнь прошла бессмысленно
и время уже потеряно». В результате доминирующими
в общем фоне настроений становятся депрессивные
состояния. Это может быть снижение интереса
ко всем событиям или удовольствия от
них, апатия; человек может чувствовать
систематическое отсутствие или снижение
энергии, так что приходится заставлять
себя ходить на работу или выполнять домашние
дела. Часто встречаются переживания по
поводу собственной никчемности, беспомощности.
Особое место в депрессивных переживаниях
занимает тревога в отношении своего будущего,
которая зачастую маскируется тревогой
за детей или даже за страну в целом. Чтобы
кризис середины жизни прошел успешно,
необходимы осмысление своей жизни заново:
прошлой, настоящей и будущей, выбор самого
прочного и перспективного, личностно-значимого
и ориентация на настоящую и будущую жизнь
с этим багажом социального опыта. Соответственно
чем больше багаж, тем легче путь разрешения
кризиса, чем меньше багаж, тем больше
требуется усилий для прохождения стадии
кризиса сорока лет.Главное— не забывать
слова бессмертного барона Мюнхгаузена:
«Безвыходных положений не бывает» —
и с этой мыслью, с багажом знаний под мышкой,
с любовью в сердце, с силой в руках и с
мудростью в голове смело идти вперед
— к новым испытаниям, новым трудностям,
горестям и новым радостям, слезам и смеху,
усталости и могуществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, следует еще раз
отметит ,что взрослость – это
период онтогенеза, условно определяющийся
возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся
тенденцией к достижению наивысшего развития
духовных, интеллектуальных и физических
способностей человека.[1] В ходе работы
реализовалась поставленная цель, т.е.
были изучены психологические особенности
средней взрослости. В первой главе был
описан анализ теоретических положений
и проблем. А именно: различные подходы
в понимании средней взрослости и