Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 23:45, курсовая работа
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
4. Рефлексия занятия.По той же схеме. Прощание.
Занятие 08
Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания, наблюдательности
Задачи: развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания, на-блюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения, развитие языка жестов, мимики, пантомимики.
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра, на развитие наблюдательности «Колечко».
Выбирают водящего, ему дают «колечко»
- любой маленький предмет.
3.Основная часть
Упражнение на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Шесть квадратов».
В 6 квадратах изображены точки.
Психолог предлагает
Психолог предъявляет квадраты
по мере усложнения
Упражнение на развитие устойчивости внимания и логического мышления, зрительной памяти «Преобразование слова».
Психолог предлагает
Психогимнастическое упражнение.
Психолог: « Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Глубоко вдохните, сделайте выдох через рот. Снова вдохните и представьте, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделайте паузу и сосчитайте до 5. Снова вдохните, задержите дыхание, считая до 3, представляя внутри себя надутый шарик. Выдохните, почувствуйте, как тёплый воздух проходит через гор-ло, рот.»
Игра на развитие концентрации и устойчивости внимания «Бегемот».
Психолог называет любые слова,
Упражнение на развитие концентрации внимания, логического мышления «Думаем глазами».
Психолог предлагает
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на ряд фигур и продолжить его справа и слева.
Упражнение на развитие воображения, пантомимики, наблюдательности «Изобрази сказку».
Психолог делит участников на
две команды. Каждая команда
задумывает сюжет какой-либо
4. Рефлексия занятия. По той же схеме. Прощание.
Занятие 09
Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания, смысловой памяти, логического мышления.
Задачи: развитие концентрации, устойчивости, распределения, объёма внимания, смысловой памяти, логического мышления.
1.
Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра на развитие концентрации внимания «Голова, пол, потолок».
Психолог: « Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны.»
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие объёма внимания, смысловой памяти «6 пар».
Психолог зачитывает участникам
6 пар слов, связанных между собой
по смыслу. Необходимо к каждой
паре подобрать по смыслу
Слова:
1) яйцо – курица –
2) лес – дерево –
3) дом – город –
4) река – озеро –
5) шуба – холод –
6) птица – полёт –
Затем,
по третьему записанному слову, участники
воспроизводят пары слов, предложенных
психологом.
Игра на развитие распределения внимания «Шалун».
Один из участников пишет на
доске предложение. «Шалун»
Примеры предложений:
• Вам прислали сто рублей.
• Якорь зацепился за сундук.
• Семеро одного не ждут.
Упражнение на развитие устойчивости внимания, логического мышления «Реши анаграммы».
Психолог предлагает
ЕУЗНКЦ ООСВЛ АИЦПТ
Психогимнастическое упражнение.
Психолог: « Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе), Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывайте пальцы (выдох), песок высыпается из ваших рук. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.»
Упражнение на развитие объёма, распределения внимания «Фигурный ряд».
Психолог предлагает
Психолог:
1) Поставьте «крестик» во 2-ом треугольнике слева и знак «минус» в любом кружочке.
2) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
3) Подчеркните квадратики, стоящие перед треугольниками, но не после кружочков.
Упражнение на развитие концентрации внимания, логического мышления «Правильный вывод».
Психолог предлагает
Выводы:
• Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
• Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
• Когда идёт дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь.
4. Рефлексия занятия. По той же схеме. Прощание.
Занятие 10
Задачи: развитие концентрации, устойчивости, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Разминка.Игра на развитие коммуникативных способностей, выразительных движений «Незнайка».
Выбирают ведущего «незнайку». О чём его ни спросят, он ничего не знает. Дети по очереди задают вопросы, а он молчит, разводит руками, при помощи мимики и жестов показывает, что он ничего «не знает», «ничего не видел».
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие концентрации, устойчивости внимания, зрительной памяти «Запомнить рисунок».
Психолог предлагает
Дети зарисовывают рисунки в своих тетрадях по памяти.
Упражнение на развитие переключения внимания, логического мышления «Придумай сам».
Психолог: « Я буду перечислять утверждения. Вы будете должны, завершить их одним словом. Для этого следует определить, что лежит в основе смысловой связи между предметами первой пары, а затем подобрать к предмету второй пары такой предмет, чтобы между ними была та же смысловая связь, что и в первой паре.»
Например: Карандаш – грифель, шариковая ручка – паста.
Утверждения:
1) Шайба – клюшка, воланчик - …
2) Коньки – лёд, лыжи -…
3) Дом – кирпич, стакан - …
4) Платье – ткань, гвоздь – …
5) Игла – ткань, фломастер - …
6) Овца – шерсть, рыба - …
7) Орёл – клюв, волк - …
8) Растение – семя, птица - …
9) Свет – глаза, запах - …
10) Река – лодка, дорога -…
11) Хлеб – пекарь, дом - …
12) Вода – жажда, пища - …
Психогимнастическое упражнение.
Психолог: « Сейчас мы будем поднимать «тяжёлую штангу». Вдох. Поднимаем штангу вверх. Задержка дыхания. Держим штангу на вытянутых руках. Потом бросаем её. Выдох. Отдыхаем.»
Игра на развитие наблюдательности, умения чувствовать друг друга «Гомеостат». См. занятие 13.
Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления, зрительной памяти «Закодированные примеры».
Психолог предлагает
Ключ:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
А М В Е К О С И П Т