Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 23:45, курсовая работа
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Пояснительная записка
Актуальность проблем, связанных с нарушениями внимания
Общая характеристика внимания
Условия формирования и развития внимания
Нарушения внимания
Описание коррекционной программы
Психолог организует детей в
группу. Участники замирают по
сигналу в какой-либо позе. Водящий
в течение 30 секунд рассматривает
эту скульптурную группу, затем
отворачивается. В «картинку» вносится
строго оговорённое количество
изменений (например, двое участников
меняются местами, третий –
опускает поднятую руку, четвёртый
поворачивается в другую
Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова – невидимки».
Психолог пишет на доске (или
в воздухе) пальцем слово по
одной букве. Дети записывают
буквы по мере их изображения
в тетрадях или пытаются их
запомнить. Затем обсуждается,
какое слово получилось у
Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».
Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций
(+, -). Затем дети первой команды
называют по очереди цифры,
психолог называет
Упражнение на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»
Психолог: «Послушайте внимательно.Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?»
4. Рефлексия занятия
Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия. Предлагает участникам ритуал прощания.
Занятие 02
Развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти.
Задачи: развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения.
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Разминка
Упражнение на активизацию «
Участники становятся в круг.
Кидают друг другу мячик. «
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Кто внимательнее?»
Психолог предлагает детям
Игра на развитие распределения внимания, логического мышле-ния «Анаграммы».
Психолог предлагает
Психолог: « В этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.»
Психогимнастическое упражнение: «Дождик».
Психолог: «Посмотрите, что-то падает с неба. Вытяните левую руку, от-кройте ладошку. Вытяните правую руку, откройте ладошку. Пой-майте ладошками капельки дождя. Потянитесь вверх. Глубоко вдох-ните. Опустите руки вниз, стряхните капельки с ладошек. Выдохните. Повторим ещё раз.»
Игра на развитие распределения внимания, кинестетического восприятия «Опаздывающее зеркало».
Участники стоят в полукруге.
Психолог: «Первый слева (ведущий), представь себе, что ты стоишь перед зер-калом и прихорашиваешься не спеша. Сделал одно движение – задер-жался на секунду, посмотри в зеркало. Другое движение – пауза, третье движение – снова пауза. Левый сосед должен начать повто-рять первое движение ведущего только тогда, когда он начнёт вы-полнять второе движение. Третий слева повторит первое движение ведущего, когда его правый сосед начнёт воспроизводить второе дви-жение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье движение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми стоящими в полукруге с отставанием на одно движение.»
Упражнение, направленное на развитие распределение внимания и ковергентного мышления «Переструктурирование слова».
Психолог: « Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.»
Слово: ПЕРЕЛЕСОК
Упражнение, направленное на развитие объёма и переключения внимания «Придумай предмет».
Психолог предлагает детям
4. Рефлексия занятия. По той же схеме. Прощание.
Занятие 03
Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания.
Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, пространственной ориентации, гибкости мышления, воображения.
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра на развитие объёма, распределения и переключения внимания: «Небо – земля – вода».
Психолог: «Попробуйте перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «небо», «земля» или «птица». Если вы называете: «небо», то тот, кому вы бросаете мяч, должен назвать какую-либо птицу, если – «земля» - название зверя, «воды» - название какой-нибудь рыбы. Будьте внимательны, постарайтесь не повторять названия животных.»
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».
( См. занятие 1.)
Упражнение на развитие устойчивости внимания, гибкости мышления «Заполнить пропуски в словах».
Психолог предлагает
Дерво
Внимние
Восмь
Помидр
Психогимнастическое упражнение.
Психолог: «Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз».
Игра, направленная на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации «Муха».
Психолог раздаёт участникам
таблицы и диктует «перелёт
мухи» внутри таблицы вправо
– влево, вверх – вниз, но
не по диагонали. Перелёт «
Упражнение на развитие воображения «Дорисуй».
Психолог предлагает
4. Рефлексия занятия. По той же схеме. Прощание.
Занятие 04
Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения.
Задачи: развитие концентрации, распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения.
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Разминка. Игра, направленная на активизацию участников, развитие объё-ма внимания, слуховой памяти «Путешествие сказочных героев».
Участники сидят в кругу,
3. Основная часть
Упражнение на развитие распределение внимания «Каждой руке своё дело».
Психолог раздаёт участникам книги с иллюстрациями.
Психолог: «Левой рукой перелистывайте листы книги, внимательно рассмат-ривая иллюстрации, а правой рукой чертите геометрические фигуры по приведённому образцу:
Работа продолжается в течение минуты.
Упражнение, направленное на развитие устойчивости внима-ния, умения устанавливать закономерности «Числовые ряды».
Психолог предлагает
Например:
2 4 6 8 10 _ _
5 1 8 1 11 _ _
9 2 7 2 5 _ _
Психогимнастическое упражнение.
Поднимаем руки вверх. Делаем
глубокий вдох. Задерживаем дыха-ние.
Тянемся вверх, пытаемся
Игра на развитие концентрации внимания, наблюдательности, воображения «Испорченный телефон».
Группа участников становится
в ряд, спиной к водящему. Водящий
поворачивает к себе лицом
участника, стоящего рядом с
ним и показы-вает жестом