Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:50, контрольная работа
1. Основные этапы развития социальной психологии как науки.
2. Характеристика делового общения.
3. Ассертивное поведение.
4. Понятие и составляющие организационной культуры.
5. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
Бологовский
аграрный колледж
Контрольная работа
по
социальной психологии
2
вариант
студентки 34 группы заочного отделения
специальности менеджмент
Матвеевой
Елены Николаевны
Бологое.
Вариант №2.
1. Основные этапы развития социальной психологии как науки.
2. Характеристика делового общения.
3. Ассертивное поведение.
4. Понятие и составляющие организационной культуры.
5. Индивидуальные
факторы эффективного
1. Основные этапы
развития социальной
психологии как науки.
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. Мак Дугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин “социальная психология” в начале своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психологических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне “созрела” для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.
Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали “материнскими” дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.
С конца XIX века появляются работы, посвящённые социально-психологическим проблемам, исходя из современного определения предмета социальной психологии как науки. Эти исследования оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом ещё более пристального внимания в связи с попыткой социально-психологического анализа многих исторических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э. Дюркгейм “Метод социологии” (1899); Г. Лебон “Психология народов и масс”(1895); Г. Тард “Законы подражания” (1892), “Общественное мнение и толпа” (1892); М. Вебер “О категориях понимающей социологии” (1913); В. Вундт “Психология народов” (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как “социальная философия” и “историческая социология”. В начале XX века термин “социальная психология” становится общеупотребительным и служит для обозначения нового направления в науке.
Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки.
Первый этап – становление социальной психологии как науки – охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство вышеперечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает своё развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и являются одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями стабилизации и совершенствованию общественных отношений на всех уровнях общественной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.
Следует отметить, что развитие социальной психологии как науки осуществлялось от общих теоретических вопросов к более частым, практическим. Первые теоретические концепции в области социальной психологии разрабатывалась во второй половине XIX – первой трети XX века. В 1859 году в Германии выходит в свет новое издание: “Журнал психологии народов и языкознания”. Его авторы, языковед Штейнталь и философ Лацарус, заявили о психологии народов или народной психологии как о науке. В первом номере журнала они сделали попытку раскрыть сущность новой науки, заключающейся в открытии тех законов человеческого духа, которые проявляются там, где живёт и действует много людей. Это было началом разработки одной из первых социально-психологических концепций – психологии народов. Позднее концепцию психологии народов разрабатывал Вундт, написавший десятитомный труд с соответствующим названием.
Почти одновременно с разработкой концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или концепция психологии масс, исследующие проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г. Тард рассматривал народ как гигантскую аудиторию, воспринимающую определённую информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации.
Г. Лебон – один из родоначальников социальной психологии полагал – что вслед за промышленной революцией, ростом городов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь всё больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу.
Одной
из наиболее консервативных первых концепций
в области социальной психологии
считается концепция инстинктов
и социального поведения Мак-
Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внёс функционализм, или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.
2. Характеристика
делового общения.
Деловое
общение - это сложный многоплановый
процесс развития контактов между
людьми в служебной сфере. Его
участники выступают в
Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, члена-ми одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим
требованием считается
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т.д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают кон-такт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
Обсуждение интересующей проблемы;
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги. Знание делового этикета - залог успеха в ведении дел. Главный показатель успеха в бизнесе - достижение реальных результатов, т.е. получение прибыли, рост производства, профессиональное удовлетворение, создание положительного имиджа в обществе, уважение партнеров по бизнесу, надежность фирмы или предприятия.
Известно, что только 10-15% открывших свое дело, добиваются настоящего успеха.
Чтобы попасть в их число, мало быть целеустремленным, необходимо быть порядочным человеком и хорошим профессионалом.
Кроме того, необходимо знать технологию деловых отношений, уметь вести переговоры, соблюдать этику коммерческого общения, постоянно заниматься маркетингом, развивать эффективную рекламу, изучать вопросы спроса и сбыта, преодолевать языковые трудности, разбираться в банковском деле, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, следить за своим положительным имиджем и многое другое.
3. Ассертивное поведение.
Ассертивное поведение, уверенное неагрессивное поведение (от англ. assertive), когда человек четко осознает собственные права и цели, но при этом также учитывает права и цели других людей.
Термин происходит от английского «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
Это понятие близко принципу гештальт-терапии: «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям...»
По определению Ренни Фричи (Fritchie, 1990) ассертивный человек — тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.
«Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.
Информация о работе Контрольная работа по "Социальная психология"