Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, контрольная работа
Генезис и развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутанкину, Такмену).
Методика социометрического исследования неформальной структуры группы.
Страница
Введение……………………………………………... 3 -4
Генезис и развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутошкину, Такмену)……………………………………………………
5 - 10
Модель развития Б. Такмена………………………. 5 – 6
Модель развития по А.В. Петровскому…………… 7 – 9
Модель развития по А.Н. Лутошкину……………... 9
Методика социометрического исследования неформальной структуры группы………………………..
10 - 12
Библиография………………………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский
государственный университет
факультет
психологии
практическая
психология
заочное
отделение, 4 курс
по
курсу «Социальная психология»
Преподаватель:
Корнелович Мария Михайловна
г. Гродно, 2008
Вопрос:
План:
Страница | ||
Введение……………………………………………... | 3 -4 | |
Генезис и развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутошкину, Такмену)…………………………………………………… | 5 - 10 | |
Модель развития Б. Такмена………………………. | 5 – 6 | |
Модель развития по А.В. Петровскому…………… | 7 – 9 | |
Модель развития по А.Н. Лутошкину……………... | 9 | |
Методика социометрического исследования неформальной структуры группы……………………….. | 10 - 12 | |
Библиография……………………………………….. | 13 |
Введение
Вопрос, рассматриваемый в данной работе, относится к области знаний социальной психологии, которая является одной из самых молодых отраслей психологического знания. Ее возникновение связано с появлением уникальной познавательной ниши, определяемой обращением внимания на класс явлений, которые не могли быть объяснены ресурсами прародительниц – психологии и социологии. Например, в рамках традиционной психологии крайне сложно объяснит феноменологию малой группы как простую сумму психологических особенностей составляющих ее индивидов.
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа.
Итак,
первый вопрос, который необходимо решить,
приступая к исследованию малых групп,
это вопрос о том, что же такое малая группа,
каковы ее признаки и границы? По отношению
к малой группе это сделать весьма не просто
ввиду, во-первых, относительно длительной
истории ее исследований и, во-вторых,
весьма многообразных подходов и трактовок
к ее определению. Если выбрать из бесчисленных
определений малых групп наиболее "синтетическое",
то оно сводится примерно к следующему:
"Под малой группой понимается немногочисленная
по составу группа, члены которой объединены
общей социальной деятельностью и находятся
в непосредственном личном общении, что
является основой для возникновения эмоциональных
отношений, групповых норм и групповых
процессов".
Генезис и развитие
малой группы (уровни
развития группы по
Петровскому, Лутошкину,
Такмену)
Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений. Рассмотрение вопроса о функционировании малой группы предполагает выяснение того, как она складывается и развивается, какие механизмы лежат в основании, каковы причины и мотивы вступления людей в отношения взаимозависимости. Такого рода рассмотрение предполагает представления существенного спектра позиций и подходов.
Сформировавшись, малая группа начинает свою жизнь со всеми свойственными ей особенностями. В социальной психологии представлен широкий спектр подходов и моделей рассмотрения процессов развития группы. Тем не менее при всем разнообразии имеющихся точек зрения на характер развития малой группы в них обнаруживается и ряд общих моментов, а главное – в совокупности своей они позволяют составить довольно широкую, хотя и весьма пеструю, картину динамики реально разворачивающего действия.
Наиболее широкую известность получила двухмерная, или двухфакторная, модель Б. Такмена. Он описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа: наличия двух сфер групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры); положения группы в гипотетической последовательности развития, то есть в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов. В сфере межличностной активности к ним относятся:
В сфере деловой активности он выделяет:
1) стадию «ориентировки в задачи», то есть поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
2) стадию
«эмоционального ответа на
3) стадию
«открытого обмена
4) стадию «принятия решений» - этап, характеризующийся попытками успешного решения задачи.
Одна из наиболее развернутых попыток описания развития групп содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским. Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Последующая
разработка как теоретических
Второй
слой групповой структуры
Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы. Не следует упрощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии какой- либо конкретной группы как присутствие в ней одного какого-то слоя отношений. Напротив, развитие группы не означает, что более низкие слои отношений здесь исчезают, но означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает невозможным объяснение групповых процессов только с точки зрения процессов, происходящих в низшем слое.
Предложенный подход к вопросу содержит в себе реализацию, с одной стороны, определенного "ответа" на идеологический норматив (коллектив — специфический вид группы в социалистическом обществе). Но вместе с тем, содержит попытку дать дальнейшую разработку проблемы группы в социально-психологическом знании.
Свой
вариант параметрической
Информация о работе Контрольная работа по «Социальная психология»