Контрольная работа по «Социальная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Генезис и развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутанкину, Такмену).
Методика социометрического исследования неформальной структуры группы.

Оглавление

Страница
Введение……………………………………………... 3 -4
Генезис и развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутошкину, Такмену)……………………………………………………

5 - 10
Модель развития Б. Такмена………………………. 5 – 6
Модель развития по А.В. Петровскому…………… 7 – 9
Модель развития по А.Н. Лутошкину……………... 9
Методика социометрического исследования неформальной структуры группы………………………..
10 - 12
Библиография………………………

Файлы: 1 файл

К.Р. по соц. психологии.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Гродненский  государственный университет имени  Янки Купалы» 
 
 

факультет психологии 

практическая  психология 

заочное отделение, 4 курс 

Гаевая  Ольга Анатольевна

Контрольная работа

 

по  курсу «Социальная психология» 
 
 
 
 
 
 
 

                        Преподаватель:

                       

                          

             Корнелович  Мария Михайловна

                                        
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

г. Гродно, 2008

 

Вопрос: 

  1. Генезис и  развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутанкину, Такмену).
  2. Методика социометрического исследования неформальной структуры группы.
 

План: 

    Страница
  Введение……………………………………………... 3 -4
Генезис и развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутошкину, Такмену)……………………………………………………  
 
5 - 10
  Модель развития Б. Такмена………………………. 5 – 6
  Модель развития по А.В. Петровскому…………… 7 – 9
  Модель развития по А.Н. Лутошкину……………... 9
Методика  социометрического исследования неформальной структуры группы………………………..  
10 - 12
  Библиография……………………………………….. 13
 

 

Введение 
 

     Вопрос, рассматриваемый в данной работе, относится к области  знаний социальной психологии, которая является одной  из самых молодых отраслей психологического знания. Ее возникновение связано с появлением уникальной познавательной ниши, определяемой обращением внимания на класс явлений, которые не могли быть объяснены ресурсами прародительниц – психологии и социологии. Например, в рамках традиционной психологии крайне сложно объяснит феноменологию малой группы как простую сумму психологических особенностей составляющих ее индивидов.

     Проблема  малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой  социальной психологии. Интерес к  исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа.

     Итак, первый вопрос, который необходимо решить, приступая к исследованию малых групп, это вопрос о том, что же такое малая группа, каковы ее признаки и границы? По отношению к малой группе это сделать весьма не просто ввиду, во-первых, относительно длительной истории ее исследований и, во-вторых, весьма многообразных подходов и трактовок к ее определению. Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее "синтетическое", то оно сводится примерно к следующему: "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов". 

 

      Генезис и развитие малой группы (уровни развития группы по Петровскому, Лутошкину, Такмену) 

     Проблема  развития группы никогда не ставилась  с целью  выяснить  разные уровни этого развития, и,  далее,  вскрыть  специфику  различных  параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода  картина  развития  группы   не   может   быть   полной.   Целостное представление  о  развитии  группы  по  характеристике  групповых  процессов допускает и  более  дробный  анализ,  когда  отдельно  исследуется  развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений. Рассмотрение вопроса о функционировании малой группы предполагает выяснение того, как она складывается и развивается, какие механизмы лежат в основании, каковы причины и мотивы вступления людей в отношения взаимозависимости. Такого рода рассмотрение предполагает представления существенного спектра позиций и подходов.

     Сформировавшись, малая группа начинает  свою жизнь  со всеми свойственными ей особенностями. В социальной психологии представлен  широкий спектр подходов и моделей рассмотрения процессов развития группы. Тем не менее при всем разнообразии имеющихся точек зрения на характер развития малой группы в них обнаруживается и ряд общих моментов, а главное – в совокупности своей они позволяют составить довольно широкую, хотя и весьма пеструю, картину динамики реально разворачивающего действия.

     Наиболее широкую известность получила двухмерная, или двухфакторная, модель Б. Такмена. Он описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа: наличия двух сфер групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры); положения группы в гипотетической последовательности развития, то есть в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов. В сфере межличностной активности к ним относятся:

      1. стадия «проверки зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
      2. стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
      3. стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
      4. стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача.

    В сфере  деловой активности он выделяет:

1) стадию  «ориентировки в задачи», то  есть поиск членами группы  оптимального способа решения  задачи;

2) стадию  «эмоционального ответа на требования  задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием  задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

3) стадию  «открытого обмена релевантными  интерпритациями», понимаемую автором  как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4) стадию  «принятия решений» - этап, характеризующийся  попытками успешного решения задачи.

     Одна  из наиболее развернутых попыток  описания развития групп содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским. Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

     Последующая разработка как теоретических представлений, так и экспериментальной практики позволила более четко выявить  главную идею всей концепции, а именно положение о том, что "деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива". С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого строения группы, главным образом с целью иерархизировать различные процессы, происходящие в группе. Авторы предпочитают в последней редакции рассматривать уровни групповой структуры в обратном порядке, начиная с характеристики ядерных отношений. Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы. Она задана той более широкой социальной структурой, в которую данная группа включена. Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивная деятельность (если анализируется именно коллектив). Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1)оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2)оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности. Диагностика уровня развития группы предполагает качественно-количественную оценку каждого из этих параметров. В ряде экспериментальных исследований прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать с психологическими процессами, проявляющимися на следующих стратах, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует.

     Второй  слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Названный ранее ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство), этот слой позже описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр. Принципиально важным является, таким образом, рассечение всей системы групповых отношений этого уровня на два слоя: на только что охарактеризованный слой, где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью. Именно этот слой описан наиболее подробно: в экспериментальных исследованиях вскрыт целый ряд специфических феноменов, которые отсутствуют в тех группах, где это деятельностное опосредование не развито. Наконец, выделяется четвертый слой групповой структуры, где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы. Хотя полного отсутствия какого бы то ни было опосредования не удалось установить, тем не менее преобладающий здесь способ отношений в наименьшей степени связан с общей деятельностью группы.

     Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений  позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы. Не следует упрощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии какой- либо конкретной группы как присутствие в ней одного какого-то слоя отношений. Напротив, развитие группы не означает, что более низкие слои отношений здесь исчезают, но означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает невозможным объяснение групповых процессов только с точки зрения процессов, происходящих в низшем слое.

     Предложенный  подход к вопросу содержит в себе реализацию, с одной стороны, определенного "ответа" на идеологический норматив (коллектив — специфический вид группы в социалистическом обществе). Но вместе с тем, содержит попытку дать дальнейшую разработку проблемы группы в социально-психологическом знании.

     Свой  вариант параметрической классификации  коллективообразования предложил  А.Н. Лутошкин, использовавший нетрадиционные образно-символические приемы –  номинальная группа представлена в образе «песчаной россыпи», группа-кооперация – в образе «мерцающего маяка», группа-автономия – в образе «алого паруса».

Информация о работе Контрольная работа по «Социальная психология»