Консультирование при переживании утраты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:16, реферат

Краткое описание

Горе - универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или что-либо другое. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта - специфический психический процесс, развивающийся по своим законам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
КЛАССИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ГОРЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ 3
Психоаналитическая теория 3
Экзистенциальный подход 5
Гештальт-терапия 6
Концепция Эриха Линдеманна 8
Концепция Д.В. Вордена в консультировании горюющих клиентов 10
«РАБОТА СКОРБИ» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 24

Файлы: 1 файл

РАБОТА СКОРБИ.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

   И какими непереносимыми не были бы чувства  вины, ощущения несправедливости и  невозможности дальнейшего существования, все это - естественный процесс переживания  утраты. Для некоторых людей выход  из этого состояния становится практически  невозможным, однако большинство клиентов, спустя определенное время способны начать восстанавливать свою жизнь, приняв случившееся. По-видимому, именно на эту стадию приходится большая часть работы горя, потому что человек, столкнувшийся со смертью, имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с умершим, прощать его и себя. В этом смысле депрессия является продолжением творческого процесса поиска себя и своей жизни.

   Пятая стадия горевания - это стадия принятия смерти. Существует несколько уровней принятия. Одним из распространенных уровней является покорность, как называет ее С. Левин «коммуникативная разновидность депрессии»; «еще один побег от страха, смерть перед смертью», тихое отчаяние и безнадежный застой.

   Другим  уровнем является понимание, что  со смертью близкого человека собственная  жизнь не потеряла смысл, - она продолжает иметь свою ценность и остается такой  же значимой и важной, не смотря на потерю. Человек на этой стадии может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность  за свою жизнь, - происходит возвращение  себе себя самого. Переживания такого характера могут нести в себе новую идею собственной жизни, переосмысление ценности бытия и, в конечном итоге, признание мудрости и глубокого  смысла во всем происходящем. С этой точки зрения смерть может дать нам не только страдание, но и более полное ощущение жизни; подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе. 

   Проводя человека через различные стадии переживания потери, горевание, тем не менее, выполняет ряд «психотерапевтических» задач: 

   1. Принять реальность потери. Причем  не только разумом, но и чувствами. 

   2. Пережить боль потери. Как мы говорили выше, боль высвобождается только через боль, а это значит, что пережитая боль потери рано или поздно все равно проявиться в каких-либо симптомах, в частности в психосоматических. 

   3. Создать новую идентичность, то  есть найти свое место в  мире, в котором уже есть потеря. Это значит, что человек должен  пересмотреть свои взаимоотношения  сумершим, найти для них новую форму и новое место внутри себя. 

   4. Перенести энергию с потери  на другие аспекты жизни. Во  время горевания человек поглощен умершим; ему кажется, что забыть о нем или перестать скорбеть равносильно предательству. На самом деле возможность отпустить свое горе дарует человеку чувство обновления, духовного преображения, переживание связи с собственной жизнью.

   Рассмотренные выше задачи горевания могут являться также и стадиями психотерапевтического процесса. Говоря о психологической помощи, следует отметить также некоторые принципы работы горя (по Г. Уайтеду):

   1.Ритуал  называния. Исцеление предполагает, что у потери есть имя, название; только в этом случае ее можно оплакать. Этот принцип говорит также о том, что ситуацию горя важно рассказывать, так как в ней много деталей и много энергии. Как говорил Г. Уайтед, только рассказывая историю, можно создать контекст для сострадания.

   2. Горевание - это, во-первых, процесс, а во-вторых, - нелинейный процесс. Важно помнить о том, что в ходе этого процесса внутренняя жизнь меняется: в начале человек переживает душевный хаос с преобладающими негативными чувствами, а в конце возникает ощущение, что некоторые части внутреннего мира как будто перестроились, сложились в новую структуру. В связи с нелинейностью процесса нужно сказать о том, что прощание с потерей может застать в любом месте; очень часто горевание «выныривает» совершенно непредсказуемо. Человеку кажется, что он уже вполне справился с горем и может продолжать нормальную жизнь, но болезненные переживания могут застать врасплох. Воспоминания о потере неожиданно нахлынут в течение ответственных переговоров на работе, заставят плакать во время поездки на природу или вдруг погрузиться в себя посередине всеобщего веселья. Эта особенность горевания еще раз подчеркивает то, что душевная жизнь протекает по своим законам, не подчиняясь сознательной логике, и имеет собственную динамику.

   3. Работа с горем  должна всегда  признавать наличие  во внутреннем  опыте как клиента, так и терапевта негативного, темного. Как писал К.Г. Юнг, судьба души - это «небеса и ад» и «без переживания этой противоречивости нет опыта целостности, а тем самым нет и внутреннего доступа к священным образам». Работа со смертью - это всегда обращение сначала к темному, а лишь затем - к светлому, поэтому в терапевтическом процессе должно быть пространство для выражения негативных эмоций и темных субличностей. Однако и психотерапевт, работая с горем клиента, должен быть готов к встрече со своей тенью - чувствами досады, раздражения, разочарования и злости. Как мы говорили выше, наше отношение к смерти, по большей части, основано на страхе и страх - это то, с чем придется столкнуться и клиенту, находящемуся в горе, и терапевту, находящемуся с клиентом. И если не испугаться этих страхов, а пойти им навстречу, то, проходя через пугающие переживания, можно преобразовать их в любящее сострадание, вернув тем самым силу страха себе. Например, отношение клиента к своей темной части, представлявшейся в виде Демона - огромного, обладающего нечеловеческой силой, злого, агрессивного и безжалостного, имеющего отвратительную внешность (открытые раны; части тела, лишенные кожи; торчащие из мышц кости), постепенно меняется. Вместо страха перед могуществом Демона и его безжалостностью у клиента появляется сочувствие к его страданиям и ранам. Демон перестает быть пугающим и опасным, потому что клиент начинает видеть в нем израненное существо, нуждающееся в помощи, поддержке и заботе; существо, которое устало от борьбы и боли и которое злиться, так как чувствует себя отчаявшимся и беспомощным. Такое преобразование страха в сострадание является целительным, так как позволяет человеку по-новому взглянуть на себя и на потерю, соприкоснуться со своей глубинной болью, увидеть ее и принять. Как сказал Эммануэль, «страх - это когда просто смотришь в зеркало и корчишь гримасы самому себе».

   4. В работе с горем,  по словам Г.  Уайтеда, всегда есть точка прорыва. Если человек отдался процессу горевания полностью и прошел через все его аспекты, то в конечном итоге он выйдет к чувству светлой радости и прощения. На уровне образов точка прорыва в терапевтическом процессе - это как будто в темной комнате открыли окно и в нее ворвался солнечный свет. Иногда в ходе терапии таких точек может быть несколько, поэтому важно внимательно отмечать их появление.

   5. Горевание требует разрешения. Если у горя есть точка начала, значит у него должно быть и окончание, но для того, чтобы этот процесс завершился эффективно, клиенту нужно чувствовать понимание и принятие со стороны консультанта. В рамках психологической помощи должно быть создано психотерапевтическое пространство, которое позволило бы горю разрешиться, вылиться, выразиться, вырваться наружу, а так как горе, по большей части, - это страх, гнев, вина, обида, страдание, боль и слезы, то все эти чувства должны иметь возможность быть принятыми - бережно, осторожно и со вниманием.

   6. А для этого  консультанту очень  важно работать  с собой и со  своим горем. Это важно потому, что обращение к психологической реальности, к тончайшим оттенкам переживаний, к сфере духовной и душевной жизни, соприкосновение с неизведанными тайнами бессознательного и глубиной человеческих страданий, то есть каждое наше взаимодействие с судьбой и внутренним миром другого человека, требует от нас собственной внутренней работы, неустанного поиска гармонии с собой и с миром, постоянного обращения не только к профессиональной, но и к личной ответственности, честности, открытости и этике. А это значит, что психотерапевту надо неустанно работать с собой, шаг за шагом осваивая пространство души (и, в первую очередь, своей), где все происходящее наполнено жизнью и непрерывным движением.

   7. Еще одним принципом,  который выделил  Г. Уайтед, является связь между горем и сообществом. Он говорил о том, что горевание всегда приходит к сообществу, питает его и зависит от него.  Этот принцип проявляется в поиске горюющим человеком новой идентичности, своего нового места в сообществе (в семье, на работе, в стране, на планете, в мире). Горевание действительно всегда в том или ином смысле приходит к сообществу, так как переживание потери требует, с одной стороны, поддержки, а с другой, - осознания того, «что я делаю в этом мире?». Поэтому, проходя через потерю и одинокость, человек больше начинает ценить связь с другими людьми, с сообществом, которая, в свою очередь, помогает ему отгоревать.

   8. И последний принцип,  который можно  выделить при работе  с горем - это  помнить не только  об ограниченности, конечности и смертности, но и о безграничности, вечности и цикличности. Говоря словами С. Левина, «возможно, это самое трудное искусство, которым мы можем овладеть - искусство доверять не только радости, но и страданию; умение открываться горю, каким бы оно ни было, не теряя из виду совершенство вселенной».

   В трауре очень существенны  ритуалы. Они нужны скорбящему, как воздух и вода. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби. Ритуалы необходимы живым, а не умершим, и они не могут быть упрощены до потери своего назначения.

   "Работу  скорби" иногда тормозят или  осложняют сочувствующие люди, которые  не понимают важности постепенного  изживания несчастья. Трудный духовный процесс отделения от умершего происходит в субъективном мире понесшего утрату, и вмешательство в него окружающих неуместно.

   Консультант тоже не должен заглушать процесс  скорби. Если он разрушит психологическую  защиту клиента, то не сможет оказать  эффективную помощь. Клиент нуждается в защитных механизмах, особенно на ранней стадии траура, когда он не готов принять смерть и реалистично думать о ней. В условиях дефицита рациональности включаются защитные механизмы. В процессе траура их роль функциональна и сводится к тому, чтобы выиграть время и заново оценить себя и окружающий мир. Поэтому консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие механизмы психологической защиты.

   Следует отметить, что "работа скорби" не для всех людей является эффективной  стратегией преодоления утраты. Многое зависит от стиля реагирования. Человеку, склонному заглушать болезненные  воспоминания другой деятельностью, "работа скорби" мало помогает. Например, согласно Nolen-Hoekseman (1987; цит. по:Stroebe, 1992), женщины во время депрессии склонны к навязчивым раздумьям, что только углубляет упадок настроения. Мужчины, наоборот проявляют активность, и это облегчает и укорачивает депрессию.

   С окончанием "работы скорби" происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается.

   Понесшего утрату человека начинают занимать новые люди и события. Исчезает желание соединиться с умершим, уменьшается зависимость от утраты. В некотором смысле можно сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с умершим. Это не означает забвения. Просто умерший человек уже предстает не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Вопрос отношения с ним решается теперь символическим образом — умерший своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Таким образом чувство идентичности успешно модифицируется.

   В период утраты страдание облегчается  присутствием родственников, друзей, причем существенна не их действенная помощь, а легкая доступность в течение  нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Понесшего утрату не надо оставлять одного, однако его не следует "перегружать" опекой —  большое горе преодолевается только со временем. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.

   Роль  слушателя в некоторых  случаях может  выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему — главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Замешательство и формальные фразы лишь создают неудобное положение. Клиенту надо предоставить возможность выражать любые чувства, и все они должны быть восприняты без предубеждения. Другая очень важная задача консультанта — помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать на его скорбь.

   Консультативная помощь строящаяся, на принципах, предложенных в экзистенциально-гуманистической психотерапии выделяет некоторые клише, которых рекомендуется избегать в работе с людьми, переживающими горе:

   «На все воля Божья».Не настолько всеведущ человек, чтобы определять Божью волю, к тому же это не слишком утешительно.

   «Мне  знакомы ваши чувства». Каждый человек уникален, и каждое взаимоотношение единственное в мире. Мы не можем знать, что чувствует другой человек, столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пережить его чувства.

   «Уже  прошло три недели с его (ее) смерти. Вы еще не успокоились?». Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Принято считать, что переживание горя может длиться от шести месяцев до двух лет, хотя не исключены отклонения и в ту, и в другую сторону.

   «Благодарите  Бога, что у вас есть еще дети (ребенок)». Даже если в семье есть другие дети, родители тяжело переносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к оставшимся детям, а просто отражает потерю того конкретного взаимоотношения.

   «Бог  выбирает лучших». Это означает, что все живущие на земле, включая и этого конкретного человека, не столь хороши в глазах Бога, кроме того, получается, что Бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким.

Информация о работе Консультирование при переживании утраты