Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:16, реферат
Горе - универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или что-либо другое. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта - специфический психический процесс, развивающийся по своим законам.
ВВЕДЕНИЕ 3
КЛАССИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ГОРЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ 3
Психоаналитическая теория 3
Экзистенциальный подход 5
Гештальт-терапия 6
Концепция Эриха Линдеманна 8
Концепция Д.В. Вордена в консультировании горюющих клиентов 10
«РАБОТА СКОРБИ» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 24
Утрата – это неотъемлемая часть жизни, будь то смерть родственника, отрыв от семьи или друзей, инвалидность, болезнь, потеря работы, развод, эмиграция, любая сепарация от личности, места или активности, которой мы привязаны и которую мы рассматриваем как важную часть нашей идентичности и чувства селф.
Утрата – это потеря кого-то или чего-то к чему сформировалась привязанность. Это первоначальное осознавание отсутствия. И другой человек, и часть себя, связанная с этим другим переживается как исчезнувшая, отсутствующая. Чувства, которые человек испытывает, это одиночество, пустота, фрустрация, депривация, тоска, страстное желание и, часто, заброшенность и отвержение.
Горе переживается как тяжесть, оно давит вниз. Это субъективное переживание потери. Горе влияет на разных уровнях переживания. На уровне тела оно воспринимается как слезы, плач, сдавление в горле, тяжесть в груди, пустота в области желудка, усталость, слабость, утомляемость и физическая боль. Эмоционально горе переживается как печаль, гнев, страх, тревога, расстройства настроения, стыд или вина. На когнитивном уровне – это первоначальное неверие в случившееся и невозможность ассимилировать реальность потери, постоянные мысли о смерти. Ментальное функционирование нарушено – расстройства концентрации внимания, легкая отвлекаемость, забывчивость, общая дезорганизованность мышления. Социально имеется тенденция к диссоциации, уходу и изоляции и, в то же время, парадоксально, потребность в другом человеке и его поддержке. В духовном аспекте – это вызов собственным иллюзиям безопасности и защищенности, иллюзии справедливого устройства мира. В религиозном плане – это вопрос о существовании Бога, его доброте, власти и милосердии.
Скорбь
(траур) – это внешняя сторона горя,
оно включает поле вокруг. Это общественный
процесс включающий распознавание
горя другими, наличие поддержки семьи
и сообщества, социальные, культуральные,
и религиозные действия и ритуалы. Все
это может облегчить процесс похождения
личности через горе.
Гештальт-терапия и задачи горя
Это пять основных задач:
1.восприятие реальности потери
2.переживание боли утраты
3.приспособление к среде, в которой что-то потеряно
4.перенаправление
эмоциональной энергии в
5.найти возможность для поддержания постоянной связи с тем, кого мы потеряли
Релевантными
(подходящими) для работы с горем
являются рассматриваемые в гештальт-
Есть важные вещи в осуществлении помощи переживающим горе со стороны гештальт-подхода:
• Говорение об умершем – это не дефлексия, а отражение важной и большой потребности горюющего говорить о потере. Это форма ассимиляции утраты, которая дает возможность привнести чувства в осознавание и выразить их.
• Гештальт-терапевты уважают сопротивление и различные стили контакта. Это уважение помогает клиенту быть там, где он или она есть, настолько долго, насколько это необходимо.
Следующая концепция - это исследование феноменов горя с точки зрения немецко-американского учёного Э. Линдеманна, которое незначительно отличается от вышеизложенных взглядов на проблему.
Концепция Эриха Линдеманна
Э. Линдеманн в своей работе выделяет следующие основные положения:
Также Э. Линдеманн выделяет 5 признаков, которые являются патогномическими для горя:
· физическое страдание
· поглощённость образом умершего
· вина
· враждебные реакции
· утрата моделей поведения
Можно,
впрочем, указать ещё на шестую характеристику,
проявляющуюся у пациентов, находящихся
на границе патологического
В исследованиях, проводимых Э. Линдеманном, разделяется течение реакций горя на нормальные и болезненные, которые, в свою очередь, делятся на отсроченные и искажённые реакции.
Болезненные реакции горя являются искажениями нормального горя. Трансформируясь в нормальные реакции, они находят своё разрешение. Если тяжёлая утрата застаёт человека во время решения каких-то очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше. Отсроченные реакции могут начаться после некоторого интервала, во время которого не отмечается никакого аномального поведения или страдания, но в котором развиваются определённые изменения поведения пациента, обычно не столь серьёзные, чтобы служить поводом для обращения за помощью. Эти изменения могут рассматриваться как поверхностные проявления неразрешившейся реакции горя. Э. Линдеманн выделяет следующие виды таких изменений:
Наблюдения Э. Линдеманна показывают, что в известных пределах тип и острота реакции горя могут быть предсказаны. У пациентов, склонных к навязчивым состояниям или страдавших ранее от депрессии, вероятнее всего, разовьётся ажитированная депрессия. Острой реакции следует ждать у матери, потерявшей маленького ребёнка. Наиболее явные формы болезненной идентификации были обнаружены у лиц, не склонных к невротическим реакциям.
Э. Линдеманн отдельно выделил предвосхищяющие реакции горя, когда столкнулся с самой настоящей реакцией горя у пациентов, перенесших не смерть близкого, а лишь разлуку с ним, связанную, например, с призывом сына, брата или отца в армию. Приводится в пример случай пациентки, которая была так сосредоточена на том, как она будет переживать смерть сына, если его убьют, что прошла через все стадии горя - депрессию, поглощённость образом сына, перебор всех форм смерти, которая могла постичь его, предвосхищение всех способов приспособления, которые оказались бы необходимыми в случае смерти. Хотя такого рода реакции могут хорошо предохранить человека от удара неожиданного известия о смерти, они могут стать помехой восстановлению отношений с вернувшимся человеком. Известны случаи, когда солдаты, возвратившиеся с фронта, жаловались, что жёны больше их не любят и требуют немедленного развода. В такой ситуации предвосхищающая работа горя, очевидно, проделывается так эффективно, что женщина внутренне освобождается от мужа.
Таким образом, Э. Линдеманн в своей работе «Клиника острого горя» выделил целый симптомокомплекс. Это изменения, чаще всего обратимые, в психосоматической и поведенческой сферах.
По мнению Э.Линдеманна, продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения. Такую же точку зрения можно увидеть и в работе В.Ю.Сидоровой, которая ссылается на концепцию зарубежного учёного Д.В.Вордена и считает её наиболее продуктивной при работе с горюющим клиентом.
В
последнее время широкое
Д.В. Ворден предложил вариант описания реакции горя не по стадиям или фазам, а через четыре задачи, которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении горя. Д.В. Ворден считает этот подход наиболее удобным для клиницистов и наиболее близким к теории Фрейда о работе горя.
Д.В. Ворден полагает, что хотя формы течения горя и их проявления очень индивидуальны, любая реакция утраты будет всегда развиваться сходным образом по содержанию, разнится лишь длительность и интенсивность; неизменность содержания процесса позволяет выделить те универсальные шаги, которые должен сделать горюющий, чтобы вернуться к нормальной жизни, и на выполнение которых должно быть направлено внимание терапевта. Задачи горя неизменны, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личностных и социальных особенностей горюющего человека. Четыре задачи горя решаются субъектом последовательно. Считается, что это удобно для диагностики, так как понять, по мнению Д.В. Вордена, какая психологическая задача решена, а какая - нет, намного проще, чем определить плохо выраженную стадию горя. Поскольку понятно, что есть решение данной задачи, будет ясно, куда должен быть направлен психотерапевтический процесс.
Итак, произошла утрата, первая задача для горюющего - это признание факта потери. Как только горюющий признаёт для себя реальность потери, считается, что он выполнил эту задачу и переходит к решению второй, которая состоит в том, чтобы пережить боль потери. Имеется в виду, что нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате.
Если горюющий не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть абсолютно всегда, она должна быть выявлена и проработана с помощью терапевта, иначе боль проявит себя в других формах, например, через психосоматику или расстройства поведения. Реакции боли индивидуальны и не все испытывают боль одинаковой силы. Также боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается как апатия, отсутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана.
Следующая задача, с которой должен справиться горюющий, это наладка окружения, где ощущается отсутствие объекта утраты. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определённого уклада жизни, поведения, исполнения каких-то ролей и обязанностей. Эта пустота должна быть восполнена и жизнь организована на новый лад.