Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:16, реферат
Горе - универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. В течение жизни временами мы все что-то теряем, будет это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или что-либо другое. Общеизвестно, что реакция на утрату значимого объекта - специфический психический процесс, развивающийся по своим законам.
ВВЕДЕНИЕ 3
КЛАССИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ГОРЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ 3
Психоаналитическая теория 3
Экзистенциальный подход 5
Гештальт-терапия 6
Концепция Эриха Линдеманна 8
Концепция Д.В. Вордена в консультировании горюющих клиентов 10
«РАБОТА СКОРБИ» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 24
Последняя, четвёртая задача - это выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить. Решение этой задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку.
Признаком того, что эта задача не решается, горе не стихает и не завершается период траура, по мнению Д.В. Вордена, часто бывает ощущение, что «жизнь стоит на месте», нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение ощущения, что можно любить другого человека, хотя любовь к умершему мужу, например, не стала от этого меньше.
С точки зрения Д.В. Вордена, утрату можно считать завершённой при условии, что человек, переживший потерю, сделает все четыре шага, решит все четыре задачи горя. Признаком этого считается способность направлять большую часть чувств не объекту утраты, а другим людям. Работа горя завершена, когда горюющий вновь способен вести нормальную жизнь, чувствовать себя адаптированным, проявлять интерес к жизни.
Просмотрев
все направления по изучению феномена
и процесса горя и на основе вышеизложенного
литературного анализа, можно выделить
и подробно рассмотреть особенности
фаз горя, составляющих основу общепринятой
классификации по работе с горем, на которую
опираются многие авторы, занимающиеся
этой проблемой.
«РАБОТА
СКОРБИ»
В статье "Скорбь и меланхолия" (1917) S. Freud назвал процесс адаптации к несчастью "работой скорби". Современные исследователи "работу скорби" характеризуют как когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утраты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах. Этот процесс не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Имеется в виду очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Консультант способен доставить облегчение, однако его вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.
Типичное проявление скорби — тоска по умершему. Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание недостаточно осознается, что делает его еще глубже. Навязчивые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Его лицо видится в толпе; пропадает интерес к событиям, которые прежде казались важными, к своей внешности. Места и ситуации, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Консультанту следует разобраться в символической природе тоски. Поиск умершего не бесцелен — он явно направлен на воссоздание утраченного человека. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего. В случае патологической скорби нужна помощь психотерапевта.
В
жизни утраты более или менее
ощутимы, но во всех случаях человек
испытывает душевную боль, переживает
горе. Утраты, как и многие события
нашей жизни, не только болезненны,
они предоставляют и
Столкновение со смертью является амбивалентным. Оно оказывает двойственное влияние на человека: с одной стороны, такая встреча может вселить ужас перед небытием и конечностью, то есть выразиться в усилившемся страхе смерти и оказать разрушительное действие на человека, а с другой - придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. Таким образом, личность по-разному может реагировать на критическую ситуацию столкновения со смертью физической или психологической, - все зависит от ее отношения и адаптационных возможностей.
Зарубежные
психологи и психотерапевты, разрабатывавшие
основы экзистенциально - гуманистического
направления (Р. Ассаджиоли, Дж. Бьюдженталь,
Т. и Э. Йоманс, С. Левин, А. Маслоу, Р. Мэй,
Дж. Рейнуотер, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом
и др.), очень часто рассматривали столкновение
со смертью как одну из значимых возможностей
для личностного роста. Однако каким бы
исходом не разрешилась подобная встреча,
несомненно, что любые ее последствия
оказывают на личность сильное воздействие.
Рассмотрим различные варианты столкновения
со смертью с точки зрения экзистенциально-
Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором от утраченного человека "отказываются" постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и ему не надо мешать. Никто не должен вселять искусственный оптимизм в скорбящего, пытаться его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого — это тяжелое испытание, и несчастный имеет право на скорбь.
Интенсивность
и продолжительность чувства
скорби у различных людей неодинаковы.
Все зависит от характера отношений
с потерянным человеком, от выраженности
вины, от длительности траурного периода
в конкретной культуре. Принято
считать, что нормальная
работа скорби может
длиться до года.
Рассмотрим теперь более подробно процесс горевания, его принципы, задачи и, соответственно, особенности психологической помощи людям в этот период их жизни.
Переживание смерти близкого человека наполнено очень сильными, порой разрушительными эмоциями и поэтому часто приводит к длительным или кратковременным изменениям в структуре личности.
Острое горе - это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, длящийся примерно 3-4 месяца. Он может возникать сразу же после потери (кризиса), может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет собой какой-нибудь особый аспект горя. Эти искаженные картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением.
Одним из наиболее важных показателей, определяющих продолжительность горевания, является то, насколько успешно клиент осуществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.
Картина острого горя схожа у разных людей. Психологу-консультанту стоит знать типичные, так называемые нормальные проявления горя и симптомы патологические, аномальные. Если с первыми нужно и можно работать в консультативном ключе, то вторые требуют медицинской помощи — клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой.
Итак, для нормального горевания характерны следующие 5 признаков:
1. физическое страдание;
2. поглощенность образом умершего;
3. чувство вины («я не все сделал для умершего, что мог», «я был невнимателен к нему при «жизни», «если бы не мои действия (мысли, чувства, поступки), он бы жил» и т.д.);
4. враждебные
реакции (утрата теплоты в
5. утрата
моделей поведения (
К типичным симптомам горя так же обычно относятся следующие проявления:
Болезненные реакции горя являются искажениями нормального горя. Однако, трансформируясь в нормальное горе, они находят свое разрешение. К болезненным реакциям можно отнести следующие:
1- отсрочка реакции (в результате определенных причин человек может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели, а иногда даже и нескольких лет);
2- повышенная активность без чувства утраты (экспансивная или авантюрная деятельность на фоне хорошего самочувствия и вкуса к жизни);
3- появление у клиента симптомов последнего заболевания умершего (эти симптомы являются выражением невротической идентификации, либо психосоматики);
4- ряд психосоматических заболеваний;
5- изменения в отношениях к друзьям и родственникам (избегание общения, социальная изоляция);
6- яростная враждебность против определенных лиц, жажда мести (часто направлена на лечащего врача, представителей власти, силовых структур и др.);
7- дальнейшая утрата форм социальной активности (утрата решительности и инициативы, невозможность выполнить даже простейшую деятельность самостоятельно);
Так же сюда относят:
После смерти близкого человека обычно наступает период тяжелейших эмоциональных сдвигов. В 60-е г.г. Е. Кублер-Росс пришла к выводу о том, что воздействие на личность известия о смерти имеет несколько стадий.
Первая стадия этого периода, как правило, стадия шока: трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии клиента может ускоряться или останавливаться, пространство - сужаться. Иногда человек в этом состоянии проходит механически через все положенные ритуалы.
На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует попытка отрицать реальность ситуации. Шоковая реакция иногда проявляется в неожиданном исчезновении чувств, "охлаждении", словно чувства проваливаются куда-то вглубь. Это происходит, даже если смерть близкого человека не была внезапной, а ожидалась долгое время. Отрицается сам факт смерти — "Он не умер (она не умерла)", "Этого не может быть", "Я не верю этому" и т. п. Об умершем нередко говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего.
В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедиться в том, что все осталось как прежде. Отрицание - это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, следуя за нашими «да» и «нет», а еще лучше - оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль, - как будто до того пустое внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями.
И тогда приходит вторая стадия - стадия агрессии, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим; обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, Бога и др. Находясь на этой стадии столкновения со смертью, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину за произошедшее. В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в случившемся вплоть до обвинения умершего. Вдова может обвинять умершего мужа за то, что он оставил ее. Речь идет о настоящей злости. Если она остается внутри человека, то "подпитывает" депрессию. Поэтому консультант должен не дискутировать с клиентом и не корректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу. Только в таком случае уменьшится вероятность ее разрядки на случайных объектах.
Третья стадия работы скорби – компромисс. Человек уже начинает осознавать потерю близкого, при этом пытаясь «сторговаться» с судьбой задним числом. В его голове появляются мысли «А что если бы он не выходил в тот день из дома?», « А что если бы мы раньше обнаружили у него симптомы болезни», «Все можно было бы исправить», эти мысли перемежается с чувствами вины или злости на людей которые могли бы все исправить, так что она сливается со стадией злости.
После первой реакции на смерть близкого человека — шока, отрицания, злобы — происходит осознание утраты и смирение с ней. Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает четвертая стадия депрессии - тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.