Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:52, контрольная работа
Большинство руководителей, относятся к самому понятию «конфликта» сугубо отрицательно. Ведь при одном упоминании этого слова в голове нестройной чередой проносятся склоки скандалы, слезы, сплетни, и прочие «выяснения отношений». И кому же хочется наблюдать подобное безобразие в родном коллективе? Но - жизнь устроена таким странным образом, что именно он - конфликт - в широком смысле слова - лежит в основе всякого движения.
Введение. 3
Конфликты конструктивные и деструктивные. 4
Этапы развития конфликта. 6
Технологии разрешения конфликтов. 8
Стратегия поведения. 10
Динамика конфликта. 12
Типичные коммуникативные ошибки. 13
Заключение. 17
Список литературы. 18
Если невозможно погасить конфликт с подчиненным на уровне рационального обсуждения и устранения причин, то увы – вам лучше расстаться. Иначе вечно недовольный сотрудник, подрывающий ваш авторитет превратиться в бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвет ваш коллектив.
Стратегия поведения.
Всего выделяют пять типовых
стратегий поведения в
Первая стратегия «угасания
конфликта» применима, когда участники
демонстрируют низкое стремление к
отстаиванию собственных
Вторая стратегия может быть названа «войной до последнего патрона». Она реализуется как правило, при остром желании защитить свои интересы любой ценой, и минимальном стремлении учесть интересы группы. Девизом такого поведения могут стать слова "В борьбе обретем мы счастье свое!". Здесь способы реализации преимущественно силовые: прямое давление на оппонента, использование служебного положения или любой другой зависимости от вас.
Третья стратегия выглядит
иллюстрацией призыва «Давайте будем
жить дружно». Ее проведение возможно
при низком стремлении к отстаиванию
собственных интересов, и высоком
внимании к интересам других участников
конфликта. Целью такого поведения
является сохранение благоприятного климата
и хороших отношений в
Четвертая стратегия может быть описана словами «и вашим и нашим». При среднем сочетании напористости участников конфликта и их уважении к интересам другой стороны, они будут стремиться к обмену взаимными уступками. Реализуется эта стратегия через выработку среднего, компромиссного решения, при котором стороны не достигают всего желаемого, но и не обременяются большими уступками.
И, наконец, последняя пятая
стратегия – «совместного деяния»
- возможна лишь при высокой степени
убежденности в своей правоте
и одновременно глубоком внимании к
интересам группы. Цель такой стратегии
- выработка действительно
Эффективность выбираемой стратегии зависит от самой ситуации. Наиболее эффективно решают конфликтные ситуации те менеджеры, которые гибко, в зависимости от обстоятельств, используют на прак В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.
1. Познавательные компоненты.
Взаимное восприятие
2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.
3. Волевые компоненты
проявляются как совокупность
усилий, направленных на преодоление
разногласий и иных трудностей,
возникающих в результате
4. Мотивационные компоненты
конфликта образуют его ядро
и характеризуют сущность
Кроме того, в структуру
конфликта включают и предмет
конфликта, под которым понимается
всё то, по поводу чего возникло противоборство.
Предмет конфликта
Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим.
Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.
В-третьих, с практической
точки зрения преодоление значительных
трудностей при определения предмета
в реальном конфликте обычно оправдывается
и компенсируется возможностью относительно
точно спрогнозировать
Динамика конфликта.
В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития:
1) предконфликтная стадия;
2) стадия, связанная с
возникновением объективной
3) интеллектуальный этап развития;
4) критический этап развития;
5) спад напряжённости в противодействии;
6) сопоставление официальных
и неофициальных оценок
7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
Дело в том, что для успешного применения этих технологий большинству людей не хватает двух очень важных вещей. В первую очередь, им не хватает коммуникативной стрессоустойчивости, а во вторую - навыков управления конфликтом. Ведь даже в спокойной обстановке угроза конфликта ощутимо влияет на ход коммуникации, вися дамокловым мечом над собеседниками. И тот из них, кто не готов к жесткому сценарию переговоров, будет скован, напряжен и, соответственно, не эффективен. Исключения есть, но чаще всего это следствие характера отдельных субъектов и условий среды, в которых формировалась их личность. Начать стоит с того, чтобы не делать ошибок, разрушающих коммуникацию.
Типичные коммуникативные ошибки.
Поскольку простейшая структура коммуникации состоит из трех элементов (Я, Он, Коммуникативный канал), то и основных коммуникативных ошибок тоже три, каждая из которых соответствует одному из этих элементов. Назовём их Использование, Соглашательство и Дистанциирование.
1. Использование –
это игнорирование позиции
2. Соглашательство –
это игнорирование своей
Как правило, партнер это чувствует и испытывает фрустрацию. Он либо разрывает коммуникацию, либо инициирует более выраженный конфликт. Худший вариант «повестись» и начать считать, что «мы договорились». Такие договора выполняются редко.
3. Дистанциирование - это
отдаление сторон друг от
Внешнее дистанциирование – возможно в трех основных вариантах:
А) «Отдаление в пространстве» - общение через посредников или использование средств дистантной связи.
Б) «Отдаление во
времени» – большие паузы
В) «Снижение плотности
общения» – запрет на
Внутреннее дистанциирование
- очень эффективный способ разрушить
коммуникацию изнутри, защитившись
таким образом от коммуникативного
конфликта. Это хорошо известно тем,
кто много общаются, в частности
современным коммуникабельным подросткам.
Не случайно они нашли точные меткие
названия, отражающие суть всех основных
вариантов внутреннего
Первый вариант – это «бычиться», т.е. будучи не согласным с позицией партнера, впрямую на нее не нападать, а тихо «кипеть» внутри себя. Второй вариант внутреннего дистанциирования – это «гнать волну», т.е. работать в основном на выход энергии и информации, не «втягивать» то, что транслирует партнер, «забалтывать», «засмеивать». Третий вариант – это «тормозить», т.е. замирать, надолго задумываться, впадать в ступор, уходить в себя. Четвертый вариант – это «тупить», т.е. игнорировать очевидные факты, путать факты, переспрашивать и т.д. Пятый вариант – это «истерить», т.е. впадать в чрезмерно эмоциональное, неадекватное состояния, лишь бы не разбираться в неудобной для себя ситуации.
Хотя и дистанциирование,
и все остальные виды
Что же делать, чтобы повысить эффективность коммуникации? Как использовать энергию конфликта в мирных целях? Как не превращать коммуникацию ни в «марлезонский балет», ни в «ледовое побоище»?
Предлогается следующий алгоритм:
1. Признать и согласовать с партнером тот факт, что мы с ним разные (у каждого есть свой интерес), и что наш конфликт неизбежен (ведь пространство общее).
2. Выяснить, в чем разность наших позиций – в чем конфликтность ситуации.
3. Найти общую цель,
которая будет включать наши
индивидуальные цели, но при этом
наш конфликт будет
4. Дальше остается
выработать правила
5. И после этого
уже можно смело
6. При этом желательно
отслеживать «разброд и
Но, к сожалению (а может и к счастью) этот алгоритм действует только в том случае, если договаривающиеся стороны:
А) Хорошо знают и понимают его (алгоритм).
Б) Действительно хотят
сделать свою коммуникацию
В) Способны тонко чувствовать, быстро, точно, креативно мыслить в условиях стресса, который всегда возникает при конфликте.
В стремлении стать эффективным
камуникатором можно
1. Повышать свою
неспецифическую
2. Освоить базовые
навыки самозащиты. Как ни странно,
они нужны не для того, чтобы
их применять, а для того, чтобы
уверенно себя чувствовать во
время общения (принцип
3. Почаще участвовать
в учебных конфликтах. Причем
в ярко выраженных. Причем как
в конструктивных, так и в деструктивных,
поскольку до момента
Информация о работе Конструктивный и деструктивный конфликт. Технологии разрешения