Конфликты, возникающие внутри организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Оглавление

Введение………………………………………………..…………………………3
1. Природа конфликта в организации …………….……..........................4
1.1Что такое конфликт ………………………………………..........................4
1.2 Типы конфликта…………………………………….……………………...5
 Внутреличностный конфликт …………………………………….5
 Межличностный конфликт ……………………………………….6
 Межгрупповой конфликт …………………………………………6
1.3 Причины конфликта ………………………………………………………8
 Распределение ресурсов ………………………………………….8
 Взаимозависимость задач ………………………………………...8
 Различия в целях …………………………………………………..9
 Различия в представлениях и ценностях ………………………...9
 Различия в манере поведения и жизненном опыте ……………..9
 Неудовлетворительные коммуникации ………………………...10
1.4 Последствия конфликта …………….……………………………………10
 Функциональные последствия …………………………………...10
 Дисфункциональные последствия ……………………………...11
2. Управление конфликтной ситуацией ………….……………………...12
2.1 Структурные методы ……...…………………………………...................12
 Разъяснения требований к работе ………………………………12
 Координационные и интеграционные механизмы …………….12
 Общеорганизационные комплексные цели …………………….13
 Структура системы вознаграждений ……………………………13
2.2 Критерии конфликта ………………………..……………………………14
3. Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте трудового коллектива ……………..……………………………………..........19
3.1 Формирование выборки и описание этапов исследования ..………......19
3.2 Описание используемых методов и методик …………………………...20
3.3 Обработка и интерпретация полученных данных ……………………...21
 Результаты диагностики по методике Томаса ………………..24
 Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна …….24
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

— конфликт — способ самоутверждения личности, осо­бенно у подростка конфликт — необходимая форма пове­дения для поддержания статуса в группе;

— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;

— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;

— необходимость решения конфликта приводит к коо­перации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

3.1 Формирование выборки и описание этапов исследования

Исследование социально-психологического климата в первичном трудовом коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.

На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

Исследование проводилось в организации ООО «Новогор-Прикамье» в первичном трудовом коллективе отдела бухгалтерии, состоящем из 10 человек, из них 7 женщин и 3 мужчины.

Возрастной состав членов коллектива: от 25 до 52 лет.

Образование: среднее специальное и высшее.

Выборка была ограничена социальным заказом. (табл. 1)

Описание выборки

Табл. 1

№ п/п

пол

Возраст

должность

Образование

1

жен

50

Гл. бухгалтер

Высшее

2

муж

47

Заместитель гл. бухгалтера

Высшее

3

жен

42

Ведущий бухгалтер

Высшее

4

жен

41

Старший бухгалтер

Высшее

5

жен

38

Бухгалтер по основным средствам

Среднее

6

жен

29

Бухгалтер по материалам

Среднее

7

жен

52

Бухгалтер-кассир

Среднее

8

жен

25

Бухгалтер по заработной плате

Среднее

9

муж

32

Бухгалтер по заработной плате

Высшее

10

муж

27

Бухгалтер МОЛ

Среднее

 

3.2 Описание используемых методов и методик

Для проверки выдвинутых гипотез были применены: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.             

1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.

В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти  перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе. ( Практическая психодиагностика. Методики и тесты).

3.3 Обработка и интерпретация полученных данных

В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном первичном трудовом коллективе напряженный. Персонал среднего звена считает, что делает некоторые виды работ, которые не входят в их функциональные  обязанности, но недовольство этим проявляют только в своем кругу. Обращаться в вышестоящие инстанции считают неперспективным, бесполезным. Отсюда зреет недовольство,  которое  накапливается  и  периодически  выплескивается друг на друга.

              Для  изучения  стратегии  поведения,  которые  используют  члены  данного  первичного  трудового  коллектива,  был  применен  тест  описания  поведения  К. Томаса.  В  результате  было  установлено,  что  респонденты используют  в  своей  деятельности  практически  все  стратегии  поведения. 

               Наибольшее  количество  баллов  у  большинства  респондентов (6  из  10)  приходится  на  тактику  избегания - тактика субъекта таким стилем поведения сводится к уменьшению или значимости событий, вызвавших конфликт. Существует еще один способ поведения индивидов с этим доминирующим стилем, который сводиться к способности ускользнуть, уйти из конфликтной ситуации. Естественно, что этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Этот стиль свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же, как и другие, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов.

            У  двух  респондентов  преобладает  тактика  приспособления - субъект с этим стилем поведения осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик, в том числе с участием какой-то психологической защиты. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим из этого последствиям.

            У одного  тактика  компромисса - стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, естественно, не разрешается, а маскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта. Тактика этого стиля — постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Наименее активен в конфликтной ситуации способ поведения, когда один из партнеров демонстрирует стиль соперничества. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта и адекватной высокой самооценки.

            Тактика сотрудничества (1чел.)- стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в  основе конфликта. Характеризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей. Человек с таким ведущим стилем разрешения конфликтных ситуаций способен пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации.

             Наименьшее  количество  баллов  набрала  тактика  соперничества — вызывает часто максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования определенных форм психологической защиты.(табл. 2)

 

 

 

Результаты диагностики по методике Томаса

Табл. 2

№ испытуемого

Соперни-чество

Сотрудни-чество

Компромисс

Избегание

Приспособ- ление

1.       

3

10

4

8

5

2.       

2

6

10

9

4

3.       

4

6

6

10

4

4.       

1

7

4

10

6

5.       

5

1

7

11

6

6.       

5

1

9

10

5

7.       

2

4

8

11

5

8.       

4

6

5

12

3

9.       

0

5

8

8

9

10.  

4

6

4

6

10

 

             

          Полученные  данные  позволили  предположить,  что  использование  тактики  избегания  может  быть  вызвано  потребностью  в  признании,  стремлением  соответствовать  одобряемому  авторитетом  образцу  поведения.  В  связи  с  этим  респондентам  был  предложен  тест  Д.  Марлоу  и  Д. Крауна  «Диагностики  самооценки  мотивации  одобрения».

              Результаты  этого  теста  показали,  что  у  5-ти  человек  высокие  показатели  (от  13  до  18  баллов), у одного (10 баллов ), у  3-х  человек  (9  баллов), у  1-го  (8  баллов).  (табл.3) Это  говорит  о  довольно  высокой  потребности  в  одобрении  у  большинства  респондентов. 

Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна

Табл. 3

№ испытуемого

Мотивация одобрения (баллы)

1.       

8

2.       

9

3.       

10

4.       

18

5.       

15

6.       

16

7.       

14

8.       

13

9.       

9

10.  

9

Информация о работе Конфликты, возникающие внутри организации