Конфликты, возникающие внутри организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Оглавление

Введение………………………………………………..…………………………3
1. Природа конфликта в организации …………….……..........................4
1.1Что такое конфликт ………………………………………..........................4
1.2 Типы конфликта…………………………………….……………………...5
 Внутреличностный конфликт …………………………………….5
 Межличностный конфликт ……………………………………….6
 Межгрупповой конфликт …………………………………………6
1.3 Причины конфликта ………………………………………………………8
 Распределение ресурсов ………………………………………….8
 Взаимозависимость задач ………………………………………...8
 Различия в целях …………………………………………………..9
 Различия в представлениях и ценностях ………………………...9
 Различия в манере поведения и жизненном опыте ……………..9
 Неудовлетворительные коммуникации ………………………...10
1.4 Последствия конфликта …………….……………………………………10
 Функциональные последствия …………………………………...10
 Дисфункциональные последствия ……………………………...11
2. Управление конфликтной ситуацией ………….……………………...12
2.1 Структурные методы ……...…………………………………...................12
 Разъяснения требований к работе ………………………………12
 Координационные и интеграционные механизмы …………….12
 Общеорганизационные комплексные цели …………………….13
 Структура системы вознаграждений ……………………………13
2.2 Критерии конфликта ………………………..……………………………14
3. Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте трудового коллектива ……………..……………………………………..........19
3.1 Формирование выборки и описание этапов исследования ..………......19
3.2 Описание используемых методов и методик …………………………...20
3.3 Обработка и интерпретация полученных данных ……………………...21
 Результаты диагностики по методике Томаса ………………..24
 Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна …….24
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 184.00 Кб (Скачать)


Конфликты, возникающие внутри организации

Содержание:

Введение………………………………………………..…………………………3

1.  Природа конфликта в организации  …………….……..........................4

1.1Что такое конфликт ………………………………………..........................4

1.2 Типы конфликта…………………………………….……………………...5

      Внутреличностный конфликт …………………………………….5

      Межличностный конфликт ……………………………………….6

      Межгрупповой конфликт …………………………………………6

1.3 Причины конфликта ………………………………………………………8

      Распределение ресурсов ………………………………………….8

      Взаимозависимость задач ………………………………………...8

      Различия в целях …………………………………………………..9

      Различия в представлениях и ценностях ………………………...9

      Различия в манере поведения и жизненном опыте ……………..9

      Неудовлетворительные коммуникации ………………………...10

1.4 Последствия конфликта …………….……………………………………10

      Функциональные последствия …………………………………...10

      Дисфункциональные  последствия ……………………………...11

    2.  Управление конфликтной ситуацией ………….……………………...12

    2.1 Структурные методы ……...…………………………………...................12

      Разъяснения требований к работе ………………………………12

      Координационные и интеграционные механизмы …………….12

      Общеорганизационные комплексные цели …………………….13

      Структура системы вознаграждений ……………………………13

    2.2 Критерии конфликта ………………………..……………………………14

    3. Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте                       трудового коллектива ……………..……………………………………..........19

    3.1 Формирование выборки и описание этапов исследования ..………......19

    3.2 Описание используемых методов и методик …………………………...20

    3.3 Обработка и интерпретация полученных данных ……………………...21

      Результаты диагностики по методике Томаса ………………..24

      Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна …….24

Заключение ……………………………………………………………………..26

Список литературы ……………………………………………………………28

Введение.

         Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

         Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

          Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его социальных отношениях.

          Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.

            В данной курсовой работе попытаемся раскрыть природу конфликтов в организациях, а также описать методы управления им.

 

 

 

 

 

 

 

 

              1. ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ.

1.1 Что такое конфликт.

Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей  отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании  комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех, связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения  тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

1.2 Типы конфликта.

Существуют три основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между личностью и груп­пой ; межгрупповой.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: пот­ребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, ког­да различные роли человека предъявляют к нему противо­речивые требования. Например, будучи хорошим семьяни­ном (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное коли­чество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а вто­рого -- нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследст­вие перегруженности работой или, напротив, отсутст­вия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт. Это самый распространен­ный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единствен­ной его причиной является несходство характеров. Дей­ствительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ пока­зывает, что в основе таких конфликтов, как правило, ле­жат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производ­ственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуж­дается именно он, а не другой. Конфликты возникают меж­ду руководителем и подчиненным, например, когда под­чиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что под­чиненный не желает работать в полную силу.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из мно­жества формальных и неформальных групп, между кото­рыми могут возникать конфликты. Например, между ру­ководством и исполнителями, между работниками различ­ных подразделений, между неформальными группами внут­ри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

К сожалению, частым примером межгруппового кон­фликта служат разногласия между высшим и более низ­ким уровнями управления, т. е. между линейным и штаб­ным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.

Межгрупповые конфликты обусловлены несовмести­мостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновени­ем социальной конкуренции.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

— проявлениями “деиндивидуализации”, т. е. члены груп­пы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное пове­дение.

Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивнос­ти к другим группам;

—                      проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отри­цательную оценку (“они злодеи, они глупые, они отста­лые” и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, “оправдывать себя” в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как “положительную группу, которая правильно поступает” и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от ин­формации с чужой стороны о чужой группе (“железный занавес”); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен об­мен реальной информацией друг о друге;

—                      проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны счи­тать, что именно “чужая группа ответственна за негатив­ные события”. Объяснение причин событий резко разли­чается для своей и чужой группы: 1) так положительному поведению своей группы и негативному поведению чу­жой группы приписываются внутренние причины (“мы поступаем правильно, потому что мы хорошие”, “они пос­тупают плохо, потому что они плохие”); 2) негативное по­ведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними об­стоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами (“нас вынудили обстоятельства”), а нападения противни­ков объясняют внутренними причинами (“они плохие люди”). Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешне обусловленные (“у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на “мировую”) или порой воспринимаются как подвох, “ военная хитрость” (“что-то здесь не так, нельзя доверять их “миролюбивым” предложениям”). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями “чужой группы”, которые “вредят нам, строят заговоры против нас”.

1.3 Причины конфликта.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Распределение ресурсов.

Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение- люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач.

Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях.

Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может  настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты - эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.

Различия в представлениях и ценностях.

Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и жизненном опыте.

Информация о работе Конфликты, возникающие внутри организации