Конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:49, реферат

Краткое описание

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Файлы: 1 файл

КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

-       участники приобретают способность  к профилактическим решениям, предотвращающим  перерастание конфликтной ситуации  в конфликт. 

Целью ролевой  игры «Инцидент» является формирование умений конструктивно разрешать  конфликтные ситуации, прогнозировать педагогические последствия решений  различных конфликтных ситуаций, углубление опыта анализа ситуаций взаимоотношений и выработка  стандартных стратегий поведения. 

Подготовка игры. Все участники разбиваются на 4 группы (принцип разбивки не имеет  значения, т. к. ход игры не зависит  от количества участников в каждой из четырех групп). В течение 10 минут  каждая группа продумывает и разыгрывает (в общих чертах) конфликтную ситуацию для разрешения другой группе. Каждый участник получает ролевую установку, которой следует в игре. По необходимости подготавливается реквизит. В период подготовки каждая группа продумывает также и помеху для разрешения конфликтной ситуации, которая пишется на листке и отдается ведущему игры. 

Ход ролевой  игры представлен на схеме: 

 

ГРУППА / ЭТАП I II 

III IV 

Первая 

КС 

Э 

Р 

П 

Вторая 

П 

КС 

Э 

Р 

Третья 

Р 

П 

КС 

Э 

Четвертая 

Э 

Р 

П 

КС 
 

  

Условные обозначения: 

КС – конфликтная  ситуация, П – «помеха», Э –  эксперты, Р – разрешение конфликтной  ситуации. 

Обратная связь (анализ решений) осуществляется по методике так называемого «аквариума», когда  каждая группа по очереди выступает  в роли экспертов предложенных решений, образуя внешний круг. 

  

Критерии игры: 

1.    Время,  потраченное на разрешение конфликтной  ситуации. 

2.    Форма  его разрешения: соблюдение такта,  уважения, учет интересов участников  конфликтной ситуации. 

3.    Характер  разрешения конфликтной ситуации: конструктивной или деструктивной, зависящей от стратегии поведения его участников, возможные последствия предлагаемых решений. 

  

Очень часто  в транспорте, в магазине, на улице  и в учреждениях мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями, из которых подчас не можем найти правильного выхода. Игровая группа, которая получила это задание, проиграет нам два варианта поведения в такой ситуации: как не надо себя вести и как надо себя вести. Мы со своей стороны оценим оба варианта и определим, какой из них является лучшим (инсценировка игровой ситуации). 

Комментарий при  случайно вспыхнувшей ссоре: где  бы то ни было, постарайтесь сдержать себя в любом случае, правы или нет, спокойно произнесите «извините» и  замолчите, переключив свое внимание на что-нибудь другое, пока обвиняющий вас в чем-то человек не исчерпает всех своих аргументов и не замолчит сам, не встретив с вашей стороны возражений, которые могли бы «подлить масла в огонь». Вспомните, как некрасиво выглядят люди, взаимно унижающие и оскорбляющие друг друга буквально из-за какого-нибудь пустяка. Постоянно, везде воспитывайте в себе выдержку и хладнокровие. 

  

Не забывая  об особенностях поведения личности в конфликтных ситуациях, мы рекомендуем  следующий поэтапный путь проведения (преодоления конфликтов), если предотвратить его все же не удалось. 

1.        Признайте наличие конфликта.  В характере человека, по мнению  психологов, есть странная черта:  «терпеть нетерпимое и не признавать  очевидное». Поэтому – заявить  о конфликте, тем самым открыть  дорогу к переговорам. 

2.        Договориться о процедуре разрешения  конфликта: где, когда и как  Вы начнете с Вашим оппонентом  совместную работу по преодолению  конфликта. 

3.        Очертите конфликт, тем самым  будут сняты скрытые интересы, личные обиды и т.д. 

4.        Исследуйте возможные варианты  решения конфликта, здесь хорош  метод «мозговой атаки». 

5.        Добейтесь соглашения – это  означает, что необходимо выбрать  решение, приемлемое для обеих  сторон. 

6.        Немедленно воплощайте план в  жизнь. 

7.        Сделайте анализ, оцените принятое решение. 

  

К. Томас выделяет следующие способы регулирования  конфликтов: 

1.   соревнование (конкуренция) как стремление  добиться удовлетворения своих  интересов в ущерб другому; 

2.   приспособление, означающее в противоположность соперничеству- принесение в жертву собственных интересов ради другого; 

3.   компромисс: 

4.   избегание,  для которого характерно как  отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции  к достижению собственных цепей: 

5.   сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе- полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 

В своем опроснике  по выявлению типичных форм поведения  К Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. 

Методика используется как диагностический инструмент при анализе деятельности человека в условиях конфликта. Позволяет выявить основные стратегии поведения человека в этих условиях. 

Может быть использована при прогнозировании успешности поведения человека в малых группах. 

Прогностичность методики не доказана, ее целесообразно использовать в тестовых батареях, связанных с изучением коммуникативных особенностей. 

Автором методики является американский психолог К. Томас. Одной из конструктивных объяснительных моделей, описывающих стили поведения людей в конфликтных ситуациях, является двумерная модель К. Томаса, впервые опубликованная в пособии по промышленной и организационной психологии / Под. ред. М. Д. Даннет, Чикаго, 1976 г. 

Методика широко используется в отечественных исследованиях  и опубликована в целом ряде источников: 

1. Лучшие психологические  тесты. Петрозаводск. Петро-ком 1992 

2. Гришина Н.В.  О предрасположенности к конфликтному  поведению. Психические состояния. 1981. 

3. Марищук В.Л.  Методика психодиагностики в  спорте. М. Просвещение. 1984. 

4. Сборник методик  социально-психологической и личностной  диагностики для практических  занятий по социальной психологии. Под. ред. Реньге Р.Э. 1983. 

Ремарка. Автор  дополнительной интерпретации к  тесту – Козлова А.А. 

 

Типичные «конфликтные привычки» участников конфликта 

  

Наиболее полное представление о стратегиях и  тактиках поведения в конфликте  можно получить, зная типичные «конфликтные привычки» (психологические реакции  поведения), которые свойственны  всем людям, вступающим в конфликтные отношения. 

Рассматривая  одну и ту же конфликтную ситуацию, можно проследить, как меняются психологические  реакции поведения участников конфликта  в зависимости от выбранной стратегии  поведения. 

Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит  человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить. 

Стратегия поведения  – Уклонение. 

«Конфликтные  привычки»: 

-       прекращаете разговаривать с  этим человеком; 

-       подавляете в себе несогласие  с ним; 

-       становитесь в позу обиженного; 

-       ощущаете подавленность от непонимания  с его стороны; 

-       переходите на сдержанный тон  в обращении с ним и формальные  отношения; 

-       скажете неприятные слова о  нем, но не ему; 

-       намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний; 

-       мысленно вычеркиваете его из  списка друзей или партнеров  общего дела. 

  

Стратегия поведения  – Улаживание. 

«Конфликтные  привычки»: 

-       делаете вид, будто ничего не  произошло; 

-       предпочитаете пойти на его условия ради мира; 

-       ругаете себя впоследствии за  то, что не смогли ничего противопоставить; 

-       употребляете все свое личное  обаяние, чтобы достичь цели; 

-       ничего не предложите для решения  проблемы, но подумаете, как организовать интригу; 

-       сделаете все, чтобы скрыть  свое раздражение, огорчение и  бессилие. 

  

Стратегия поведения  – Конкуренция. 

«Конфликтные  привычки»: 

-       продолжаете доказывать человеку  ошибочность его точки зрения; 

-       выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет Вашу точку зрения; 

-       пробуете его перехитрить; 

-       предпочитаете криком решить  проблему; 

-       станете искать союзников с  цепью оказать на противника  должное воздействие; 

-       твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил; 

-       можете прибегнуть к физическому  или моральному насилию. 

  

Стратегия поведения  – Компромисс. 

«Конфликтные  привычки»: 

-       предложите делить «конфликтный  пирог» поровну; 

-       Вам прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс); 

-       Вы немного уступите, но для  того, чтобы получить чуть-чуть  больше (деляческий компромисс). 

  

Стратегия поведения  – Сотрудничество. 

«Конфликтные  привычки»: 

-       признаете реально существующий  конфликт без иллюзий, без недомолвок; 

-       не скрываете своих интересов,  претензий и требуете этого  от своего партнера; 

-       отказываетесь от своих имеющихся  преимуществ, не злоупотребляете своим силовым потенциалом, так как предполагаете действовать с партнером на равных (паритетные социальные отношения); 

-       приглашаете партнера к совместному  поиску решений конфликтной проблемы; 

-       честно принимаете на себя  ответственность за удачу и неудачу в разрешении конфликта; 

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения