Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:49, реферат
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
-
участники приобретают
Целью ролевой
игры «Инцидент» является формирование
умений конструктивно разрешать
конфликтные ситуации, прогнозировать
педагогические последствия решений
различных конфликтных
Подготовка игры.
Все участники разбиваются на
4 группы (принцип разбивки не имеет
значения, т. к. ход игры не зависит
от количества участников в каждой
из четырех групп). В течение 10 минут
каждая группа продумывает и разыгрывает
(в общих чертах) конфликтную ситуацию
для разрешения другой группе. Каждый
участник получает ролевую установку,
которой следует в игре. По необходимости
подготавливается реквизит. В период подготовки
каждая группа продумывает также и помеху
для разрешения конфликтной ситуации,
которая пишется на листке и отдается
ведущему игры.
Ход ролевой
игры представлен на схеме:
ГРУППА / ЭТАП I II
III IV
Первая
КС
Э
Р
П
Вторая
П
КС
Э
Р
Третья
Р
П
КС
Э
Четвертая
Э
Р
П
КС
Условные обозначения:
КС – конфликтная
ситуация, П – «помеха», Э –
эксперты, Р – разрешение конфликтной
ситуации.
Обратная связь
(анализ решений) осуществляется по методике
так называемого «аквариума», когда
каждая группа по очереди выступает
в роли экспертов предложенных решений,
образуя внешний круг.
Критерии игры:
1. Время,
потраченное на разрешение
2. Форма
его разрешения: соблюдение такта,
уважения, учет интересов участников
конфликтной ситуации.
3. Характер
разрешения конфликтной ситуации: конструктивной
или деструктивной, зависящей от стратегии
поведения его участников, возможные последствия
предлагаемых решений.
Очень часто
в транспорте, в магазине, на улице
и в учреждениях мы сталкиваемся
с конфликтными ситуациями, из которых
подчас не можем найти правильного выхода.
Игровая группа, которая получила это
задание, проиграет нам два варианта поведения
в такой ситуации: как не надо себя вести
и как надо себя вести. Мы со своей стороны
оценим оба варианта и определим, какой
из них является лучшим (инсценировка
игровой ситуации).
Комментарий при
случайно вспыхнувшей ссоре: где
бы то ни было, постарайтесь сдержать себя
в любом случае, правы или нет,
спокойно произнесите «извините» и
замолчите, переключив свое внимание на
что-нибудь другое, пока обвиняющий вас
в чем-то человек не исчерпает всех своих
аргументов и не замолчит сам, не встретив
с вашей стороны возражений, которые могли
бы «подлить масла в огонь». Вспомните,
как некрасиво выглядят люди, взаимно
унижающие и оскорбляющие друг друга буквально
из-за какого-нибудь пустяка. Постоянно,
везде воспитывайте в себе выдержку и
хладнокровие.
Не забывая
об особенностях поведения личности
в конфликтных ситуациях, мы рекомендуем
следующий поэтапный путь проведения
(преодоления конфликтов), если предотвратить
его все же не удалось.
1.
Признайте наличие конфликта.
В характере человека, по мнению
психологов, есть странная черта:
«терпеть нетерпимое и не
2.
Договориться о процедуре
3.
Очертите конфликт, тем самым
будут сняты скрытые интересы,
личные обиды и т.д.
4.
Исследуйте возможные варианты
решения конфликта, здесь
5.
Добейтесь соглашения – это
означает, что необходимо выбрать
решение, приемлемое для обеих
сторон.
6.
Немедленно воплощайте план в
жизнь.
7.
Сделайте анализ, оцените принятое решение.
К. Томас выделяет
следующие способы
1. соревнование
(конкуренция) как стремление
добиться удовлетворения своих
интересов в ущерб другому;
2. приспособление,
означающее в противоположность
соперничеству- принесение в жертву собственных
интересов ради другого;
3. компромисс:
4. избегание,
для которого характерно как
отсутствие стремления к
5. сотрудничество,
когда участники ситуации приходят к альтернативе-
полностью удовлетворяющей интересы обеих
сторон.
В своем опроснике
по выявлению типичных форм поведения
К Томас описывает каждый из пяти
перечисленных возможных
Методика используется
как диагностический инструмент при
анализе деятельности человека в условиях
конфликта. Позволяет выявить основные
стратегии поведения человека в этих условиях.
Может быть использована
при прогнозировании успешности
поведения человека в малых группах.
Прогностичность
методики не доказана, ее целесообразно
использовать в тестовых батареях, связанных
с изучением коммуникативных особенностей.
Автором методики
является американский психолог К. Томас.
Одной из конструктивных объяснительных
моделей, описывающих стили поведения
людей в конфликтных ситуациях, является
двумерная модель К. Томаса, впервые опубликованная
в пособии по промышленной и организационной
психологии / Под. ред. М. Д. Даннет, Чикаго,
1976 г.
Методика широко
используется в отечественных исследованиях
и опубликована в целом ряде источников:
1. Лучшие психологические
тесты. Петрозаводск. Петро-ком 1992
2. Гришина Н.В.
О предрасположенности к
3. Марищук В.Л.
Методика психодиагностики в
спорте. М. Просвещение. 1984.
4. Сборник методик
социально-психологической и
Ремарка. Автор
дополнительной интерпретации к
тесту – Козлова А.А.
Типичные «конфликтные
привычки» участников конфликта
Наиболее полное
представление о стратегиях и
тактиках поведения в конфликте
можно получить, зная типичные «конфликтные
привычки» (психологические реакции
поведения), которые свойственны
всем людям, вступающим в конфликтные
отношения.
Рассматривая
одну и ту же конфликтную ситуацию,
можно проследить, как меняются психологические
реакции поведения участников конфликта
в зависимости от выбранной стратегии
поведения.
Ситуация. Вы твердо
не согласны с тем, что вам говорит
человек. Вы готовы защищать свою точку
зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить.
Стратегия поведения
– Уклонение.
«Конфликтные
привычки»:
-
прекращаете разговаривать с
этим человеком;
-
подавляете в себе несогласие
с ним;
-
становитесь в позу обиженного;
-
ощущаете подавленность от
-
переходите на сдержанный тон
в обращении с ним и
-
скажете неприятные слова о
нем, но не ему;
-
намерены прекратить заботу о нем,
поддержку действий, начинаний;
-
мысленно вычеркиваете его из
списка друзей или партнеров
общего дела.
Стратегия поведения
– Улаживание.
«Конфликтные
привычки»:
-
делаете вид, будто ничего не
произошло;
-
предпочитаете пойти на его условия
ради мира;
-
ругаете себя впоследствии за
то, что не смогли ничего
-
употребляете все свое личное
обаяние, чтобы достичь цели;
-
ничего не предложите для
-
сделаете все, чтобы скрыть
свое раздражение, огорчение и
бессилие.
Стратегия поведения
– Конкуренция.
«Конфликтные
привычки»:
-
продолжаете доказывать
-
выражаете ему свое раздражение
и демонстрируете его, пока человек не
примет Вашу точку зрения;
-
пробуете его перехитрить;
-
предпочитаете криком решить
проблему;
-
станете искать союзников с
цепью оказать на противника
должное воздействие;
-
твердо потребуете, чтобы ради соглашения
противник уступил;
-
можете прибегнуть к
Стратегия поведения
– Компромисс.
«Конфликтные
привычки»:
-
предложите делить «
-
Вам прежде всего нужны нормальные
отношения на будущее (боязнь попасть
под пресс давления своего противника
дает выход на компромисс);
-
Вы немного уступите, но для
того, чтобы получить чуть-чуть
больше (деляческий компромисс).
Стратегия поведения
– Сотрудничество.
«Конфликтные
привычки»:
-
признаете реально
-
не скрываете своих интересов,
претензий и требуете этого
от своего партнера;
-
отказываетесь от своих
-
приглашаете партнера к
-
честно принимаете на себя
ответственность за удачу и неудачу в
разрешении конфликта;