Компетентность в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

Выбор путей и средств совершенствования компетентности в общении во многом определяется пониманием природы последней. Мы затронем некоторые характеристики компетентного общения, принципиальные с точки зрения его развития, а также рассмотрим ряд методологических проблем, значимых для практики совершенствования общения.
Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Так, преимущественно репрессивная направленность общения в нашем обществе, преобладание в нем стратегий противостояния, борьбы складывались во многом под влиянием революционной идеологии и практики. С этой точки зрения развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации.

Оглавление

Компетентность в общении…………………………………………….3
Некоторые принципиальные ориентиры практики совершенствования общения…………………………………………………….6
Формирующая и коррекционная стратегии………………………….12
4. Нормативная и личностно-творческая тенденции в общении………16
Список литературы………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Компетентность в общении.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание: 

     
  1. Компетентность  в общении…………………………………………….3
  2. Некоторые принципиальные ориентиры практики совершенствования общения…………………………………………………….6
  1. Формирующая и коррекционная стратегии………………………….12

     4. Нормативная и личностно-творческая тенденции в общении………16

       Список литературы………………………………………………………19

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Компетентность  в общении.
 

     Выбор путей и средств совершенствования  компетентности в общении во многом определяется пониманием природы последней. Мы затронем некоторые характеристики компетентного общения, принципиальные с точки зрения его развития, а также рассмотрим ряд методологических проблем, значимых для практики совершенствования общения.

     Компетентность  в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Так, преимущественно репрессивная направленность общения в нашем обществе, преобладание в нем стратегий противостояния, борьбы складывались во многом под влиянием революционной идеологии и практики. С этой точки зрения развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации.

     Палитра общения весьма богата разнообразием  видов, форм, используемых средств. И  это понятно: в социально-психологическом смысле саму суть человеческой жизни можно определить как общение, ибо все пространство жизнедеятельности человека межличностно по своему характеру. Человек всегда дан в контакте с другим — партнером реальным, воображаемым, выбранным, навязанным и т. п. С этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом. Вероятно, не случайно в становлении практической социальной психологии направление оказания помощи в развитии коммуникативной компетентности (В данном тексте понятия “коммуникативная компетентность” и “компетентность в общении” употребляются как тождественные.) — одно из первоначальных.

     В многообразных случаях общения  инвариантными составляющими оказываются  такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера (характеристик) самих составляющих — кто партнер, какова ситуация или задача — и своеобразием связей между ними. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом — собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

     Практические  циклы индивидуальной и/или групповой  работы по совершенствованию общения  могут быть инициированы заказом клиента, непосредственно обратившегося за помощью к психологу, например в консультацию. Подобные курсы могут также проводиться по инициативе организации, заинтересованной, например, в повышении квалификации своих сотрудников. Как показывает практика, в первом случае это будет работа в основном с опытом интимно-личностного общения: по собственной инициативе человек обращается за помощью чаще всего (по статистике психологической консультации) именно в связи с трудностями общения с близкими людьми. Во втором случае речь идет преимущественно, или по крайней мере прежде всего, о совершенствовании профессионально-делового общения.

     Таким образом, с точки зрения практики развития коммуникативной компетентности важно разграничить такие виды общения, как служебно-деловое, или ролевое, и интимно-личностное. Основанием для различения является обычно психологическая дистанция между партнерами. Служебно-деловое общение — психологически отстраненное, это “Я—Вы” контакт. Для интимно-личностного общения характерна близкая психологическая дистанция между партнерами, это “Я—Ты” контакт. Здесь другой человек обретает психологический статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком, сокровенном смысле, поскольку речь идет о доверии партнеру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

     Компетентность  в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции —  и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции — владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации.

     В дальнейшем изложении акцент будет  сделан в основном на сфере интимно-личностного общения, во-первых, в силу своеобразия практического опыта автора данной статьи. Во-вторых, сфера интимно-личностного общения оказалась заметно пострадавшей в нашем недавнем прошлом — в условиях тоталитарного режима в стране. Попытки сделать ее незначимой, принизить, сузить, отдавая неизменный приоритет служебно-деловым, общественным контактам появились в самых разных направлениях и идеологических формах. Например, они нашли отражение в массовых песнях того времени. Вот характерные слова одной из них: “Жила бы страна родная — и нету других забот”. Жизнь страны утверждалась как первичная ценность в сравнении с жизнью отдельного человека.

     В связи с этим в современных  условиях стоит задача приватизации не только в экономическом, но и в  психологическом смысле. Мы имеем в виду повышение уровня значимости приватной, частной жизни человека, ценности его отношений с близкими людьми. Известно, что именно в круге общения с близкими людьми происходит полноценное психологическое становление человека, удовлетворение его сущностных социально-психологических потребностей. Нарушение этого общения располагает к различного рода психологическим неадекватностям, отклонениям, невротическим в частности.

     Другой  гранью той же психологической задачи приватизации является повышение ценностей такой реальности, как внутренняя, сокровенная жизнь человека. Она была явно принижена на фоне акцентирования значимости объективных обстоятельств и культивирования преобразующего отношения к ним. В этом смысле развитие чувствительности, бережности к личному опыту, умений прислушиваться к нему, доверять ему как ориентиру, по значимости сопоставимому с различными внешними стимулами, весьма актуально в нынешних условиях.

 

2. Некоторые принципиальные  ориентиры практики  совершенствования общения.

     К определению стратегических ориентиров в практической работе психолога  по совершенствованию общения можно  подходить с разных точек зрения. Одна из них в качестве ориентира  выделяет обогащение, полноту, полифоничность. В этом случае основным в развитии компетентного общения является направленность на обретение богатой, многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения (самоподачи) партнеров, всем граням их адекватности — перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

     В целом компетентность в общении  обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к  их спектру. Умение вовлекать, использовать всю палитру возможностей, как  бы играя на всех психологических инструментах, — один из возможных показателей психологической зрелости. Существует много классификаций возможных позиций в общении. Например, известен следующий перечень: пристройка к партнеру свысока, пристройка к нему на равных (“пристройка наравне”), пристройка снизу и отстраненная от партнера позиция ( Ершов П. М. Технология актерского искусства. — М., 1992. — С. 93.)

     Естественно, ни одна из названных позиций не является заведомо хорошей или плохой. Суждение о продуктивности той или  иной из них можно составить только на основе ее соотнесения с возникшей ситуацией, поставленной задачей, репертуаром возможностей партнеров. Вот как об этом пишет, например, П. М. Ершов: “”Пристраивается” ли данный человек для воздействия на данного партнера, с данной целью и в данных конкретных условиях “сверху”, “снизу” или “наравне” — это определяется его представлением в данный момент о соотношении сил его и партнера”.(Первые три из названных позиций воспроизведены по книгам П. М. Ершова “Режиссура как практическая психология” (М., 1972) и “Технология актерского искусства”. Они, кстати, созвучны с выделяемыми Э. Берном состояниями “Я” — родитель, взрослый, ребенок.)

     Возможны  издержки крайностей той или иной позиции. Так, пристройка “снизу”, уместная в некоторых случаях, например когда необходимо принести извинения, может трансформироваться в неискреннюю угодливость; а невмешательство, адекватное, когда умение оставаться в стороне оказывается единственным уместным, может в крайнем его выражении становится отчуждением. И неизменная позиция равенства может вызывать неудовлетворенность. Например, дочь не удовлетворена неизменной позицией матери как подруги — ей в этом случае недостает позиции родительского авторитета.

     Сегодня по большей части речь идет о смене  преобладающей авторитарно-манипулятивной тенденции повседневных контактов, о ее замене диалогом, предполагающим равное партнерство. При этом имеется в виду основная, стратегическая направленность контакта, что вовсе не исключает богатства палитры позиций, а, напротив, предполагает ее. Гибкость в адекватной смене психологических позиций — один из существенных показателей компетентного, зрелого общения.

     Примеры можно умножить, обратившись к  сфере конфликтных ситуаций. Известны такие возможные стратегии поведения  сторон в конфликтной ситуации, как уход, сотрудничество, соперничество, приспособление, компромисс (по К. У. Томасу). В качестве основания здесь берутся характер, степень следования участника собственным интересам и учета интереса другой стороны. Опять же априори невозможно говорить о единственно правильно, как и единственно ошибочной линии поведения в конфликтной ситуации. Это определяется анализом комплекса составляющих, поэтому желательно владеть набором возможностей в данном отношении. Сотрудничающее партнерство — наиболее адекватно гуманистической ориентации контакта, однако богатство реального общения вряд ли можно исчерпать одной-единственной позицией. Конфликтная компетентность сегодня — это прежде всего освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже. В этом смысле можно обратить внимание на развитие потенциала плюрализма, сопутствующее приобщению к практической психологической культуре, столь актуальному в современных условиях социальной нестабильности.

     В психологическом понимании природы  общения могут быть выделены разные подходы: как бы крайними среди них  являются бихевиористский и гуманистический. В первом случае акцентируется богатство  поведенческого репертуара как показатель, эквивалент компетентности, а во втором — соответствующий гуманистический ценностный потенциал участников. В практике в настоящее время распространены не только, а подчас не столько “чистые” подходы, сколько смешанные, дополняющие друг друга. Типичный пример тому — когнитивно-поведенческий подход. Тенденция практики к комплексности становится понятной, если учесть, что последовательная реализация здесь методологического принципа монизма затруднена. Практическая работа может оказаться просто обедненной, если к многогранной живой реальности прикладывается концепт, строго следующий единственному объяснительному принципу, как правило продуктивному в определенных границах, но ни в коей мере не являющемуся всеохватывающим и исчерпывающим реальность. Это может быть отнесено ко всем существующим сегодня в психологии объяснительным теоретическим конструкциям — психоаналитической, бихевиористской, когнитивистской, гуманистической и др.

     Подобная  методологическая плюралистичность практики отнюдь не синоним беспринципности. В большинстве случаев речь идет об интеграции под эгидой определенных ценностей психологических средств, “наработанных” в различных теоретических традициях, школах. Характер этих ценностей и степень осознанности следования им, естественно, могут быть у психологов-практиков разными. Наиболее адекватным нашему времени в качестве стратегического ориентира выступает комплекс гуманистических ценностей.

     Выбор гуманистической направленности в  качестве стратегической в развитии компетентного общения определяется не столько его соответствием современной рыночной социальной ориентации (хотя в некотором смысле и об этом можно говорить), сколько с точки зрения принципа эколого-психологической защиты и компенсации. Гуманистическая направленность общения — это забота о психологической экологии: об экологических условиях сохранности человека как целостной гармоничной психологической реальности. Это противовес чрезмерной активизации в повседневной жизни жесткой конкурентной борьбы и вытеснения друг друга. Минимизация гуманистической практики человеческих контактов, истончения этого слоя человеческих отношений может вести к весьма неблагоприятным психологическим последствиям.

     Другой  подход к определению принципиальных ориентиров для практики развития компетентного  общения возможен со стороны трудностей, наиболее часто встречающихся психологических проблем, с которыми обращаются за помощью. Подобные трудности можно определить как базовые трудности общения. Они составляют как бы общий психологический знаменатель многих конкретных запросов к психологу. Их истоки коренятся, с одной стороны, в особенностях психологической природы человека и человеческих отношений, а с другой — могут быть связаны со своеобразием социального контекста, например, со спецификой национальной культуры, идеологических форм, спецификой социальной ситуации. Последние могут так или иначе акцентировать психологические предпосылки возможных затруднений в межличностном общении.

     Перевод с помощью психолога базовых  трудностей общения в категорию  известных, осознаваемых, их персонификация, ассоциирование с личным опытом позволяют вырабатывать позицию осмысленной готовности к возможным сбоям в значимых контактах. В свою очередь, это помогает во многом нейтрализовать, уменьшить масштаб, разрушительность переживаемого дискомфорта. Иначе говоря, с психологической точки зрения адекватной заменой недавно распространенному в нашем обществе лозунгу “В жизни всегда есть место подвигу” может быть установка на то, что в жизни, в общении всегда есть место трудностям, кризисам, и готовность к ним — несомненно существенный компонент социально-психологической компетентности.

Информация о работе Компетентность в общении