Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа
«Коммуникация» - собирательный термин, обозначающий взаимодействие субъектов на основе информации. Естественно считать, что информационные процессы составляют ядро коммуникации. Однако было бы слишком просто сводить коммуникацию только к процессам передачи и приема информации, ибо при этом упускается из виду много важных моментов. К ним относятся: поведенческая активность субъектов, сложным образом зависящая от характера передаваемой информации; способности индивидов и их возможности участвовать в информационных процессах; мотивация; самоконтроль; внешние факторы, влияющие на эти процессы, и др.
1.3. Барьеры в коммуникации и способы их преодоления
1). Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное внимание, искажение, запоминание.
2). К невербальным барьерам коммуникаций относят:
3).Барьеры социально-культурных различий - это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.
В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
4). Барьеры отношения - это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию.
Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.
5).Казалось бы, близких понятий: "слушать" и "слышать". К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. В научном плане мы можем говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создаёт у говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника, считают его переживания смешными, незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению.
6). Физические барьеры – помехи, создаваемые людьми, предметами или явлениями (например, шум, заглушающий речь, значительная дистанция или препятствия между участниками общения).
7). Организационные барьеры – ситуации, отражающие недостатки и ошибки в управлении фирмой (громоздкость структуры, избыточность управленческих звеньев, неопределенность полномочий и ответственности, крайний централизм, демократизм и либерализм в управлении), а также негативное влияние факторов внешней среды (конкурентов, государства).
Иными разновидностями коммуникативных барьеров выступают информационные перегрузки персонала, а также сокрытие информации должностными лицами и нежелание информировать подчиненных.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.
Существует множество
приёмов повышения
Существует десять заповедей успешной коммуникации:
Правила эффективного слушания:
Для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию.
Таким образом, в теоретической части я отразила такие важные пункты как понятие коммуникации, виды коммуникаций, коммуникационный процесс, этапы и элементы коммуникационного процесса, барьеры коммуникации и способы их преодоления. Без данных пунктов нельзя полноценно изучить коммуникации в организации.
Глава 2. Практические основы исследования коммуникативности в организации
2.1.Характеристика предприятия
Анализировать коммуникации в управлении персоналом я буду на предприятии ОАО «Птицефабрика Ермаково», где в данный момент я работаю.
Птицефабрика «Ермаково» образована в декабре 1965 года. Она расположена в Вологодском районе, Вологодской области в поселке Ермаково.
Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Ермаково» учреждено в соответствии с постановлением Губернатора от 05.07.200 1 г. К 660, Указом Президента РФ от 29.01.92 г. № 66 «0б ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Устав ОАО «Птицефабрика Ермаково» утвержден распоряжением комитета по управлению имуществом Вологодской области от 28.09.2001 г. Т 1391-р и зарегистрирован Администрацией Вологодского района Комитетом по управлению имуществом 05.10.2001г., регистрационный № 250.
Уставный капитал — 119 281,5 тыс. руб. В государственной собственности Вологодской области находится 49 процентов акций.
Основная специализация предприятия — это производство пищевых яиц кур и мяса птицы. ОАО «Птицефабрика Ермаково» - предприятие яичного направления, её мощность 873 тысячи кур - несушек, годовое производство яйца 160 млн. штук.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
ОАО «Птицефабрика Ермаково» входит в состав в ООО «Вологодский центр птицеводства», который координирует, анализирует и управляет работой птицефабрик. Так же в состав ООО «ВЦП» входят и другие фабрики: ЗАО Вологодская птицефабрика», ЗАО «Великоустюгская птицефабрика», ЗАО «Малечкино», ООО «Птицефабрика Парфеново». Своей продукцией птицефабрики снабжают не только Вологодскую область, но и весь Северо-запад, и часть Центральной России.
На ОАО «Птицефабрике «Ермаково» списочная численность составляет 307 человек, из них рабочие 256, специалисты и служащие 51. (Приложение 1)
Деятельность предприятия реализуется в процессе взаимодействия зоотехнической службы (основное производство), ветеринарной и инженерной службы (вспомогательные и обслуживающие основное производство подразделения), отдела маркетинга (материальное обеспечение и реализация продукции), непрофильных производств (амбулатория, ЖКХ, ДК) и обслуживающих подразделений (отдел кадров, бухгалтерия, администрация, внутренние службы). (Приложение 2)