Коммуникации в управлении уперсоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

«Коммуникация» - собирательный термин, обозначающий взаимодействие субъектов на основе информации. Естественно считать, что информационные процессы составляют ядро коммуникации. Однако было бы слишком просто сводить коммуникацию только к процессам передачи и приема информации, ибо при этом упускается из виду много важных моментов. К ним относятся: поведенческая активность субъектов, сложным образом зависящая от характера передаваемой информации; способности индивидов и их возможности участвовать в информационных процессах; мотивация; самоконтроль; внешние факторы, влияющие на эти процессы, и др.

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

1.3. Барьеры в коммуникации и способы их преодоления

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.

К ним  относятся:

  • барьеры понимания или непонимания;
  • барьеры социально - культурных различий;
  • невербальные барьеры;
  • барьеры отношений;
  • Плохое слушание (неумение слушать);
  • Физические барьеры;
  • Организационные барьеры.

1). Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное внимание, искажение, запоминание.

    • первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).

    • предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка).

    • эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.

Кроме того, барьер понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации - это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Не  меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может  сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Существует  также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики, о детской “логике” и других.

2). К невербальным барьерам коммуникаций относят:

    • визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
    • акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);
    • тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);
    • ольфакторные барьеры (запахи).

3).Барьеры социально-культурных различий - это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может  выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

4). Барьеры отношения - это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию.

Любая поступающая к  реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

5).Казалось бы, близких понятий: "слушать" и "слышать". К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. В научном плане мы можем говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создаёт у говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника, считают его переживания смешными, незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению.

6). Физические барьеры – помехи, создаваемые людьми, предметами или явлениями (например, шум, заглушающий речь, значительная дистанция или препятствия между участниками общения).

7). Организационные барьеры  – ситуации, отражающие недостатки и ошибки в управлении фирмой (громоздкость структуры, избыточность управленческих звеньев, неопределенность полномочий и ответственности, крайний централизм, демократизм и либерализм в управлении), а также негативное влияние факторов внешней среды (конкурентов, государства).

Иными разновидностями  коммуникативных барьеров выступают  информационные перегрузки персонала, а также сокрытие информации должностными лицами и нежелание информировать  подчиненных.

Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе  общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.

Существует множество  приёмов повышения эффективности  общения, преодоления коммуникативных  барьеров. Назовем некоторые из них.

  • Приём "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.
  • Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.
  • Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.
  • Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.
  • Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

Существует десять заповедей  успешной коммуникации:

    1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.
    2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
    3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
    4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
    5. Обратите пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
    6. воспользуйтесь возможностями, когда они предоставляются, включить в сообщение нечто  полезное и ценное для его получателя или адресата.
    7. постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
    8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
    9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам
    10. Учитесь умению слушать другого.

 

Правила эффективного слушания:

  • перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая;
  • помогите говорящему раскрепоститься;
  • покажите готовность слушать;
  • устраните раздражающие моменты;
  • сопереживайте говорящему;
  • сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам;
  • не допускайте спора или критики;
  • не перебивайте;
  • задавайте вопросы.

Для того чтобы быть правильно  понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий  улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в теоретической части я отразила такие важные пункты как понятие коммуникации, виды коммуникаций, коммуникационный процесс, этапы и элементы коммуникационного процесса, барьеры коммуникации и способы их преодоления. Без данных пунктов нельзя полноценно изучить коммуникации в организации.

 

 

Глава 2. Практические основы исследования коммуникативности в организации

2.1.Характеристика предприятия

Анализировать коммуникации в управлении персоналом я буду на предприятии  ОАО «Птицефабрика Ермаково», где в данный момент я работаю.

Птицефабрика «Ермаково» образована в декабре 1965 года. Она расположена в Вологодском районе, Вологодской области в поселке Ермаково.

Открытое акционерное  общество «Птицефабрика «Ермаково» учреждено в соответствии с постановлением Губернатора от 05.07.200 1 г. К 660, Указом Президента РФ от 29.01.92 г. № 66 «0б ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Устав ОАО «Птицефабрика Ермаково» утвержден распоряжением комитета по управлению имуществом Вологодской области от 28.09.2001 г. Т 1391-р и зарегистрирован Администрацией Вологодского района Комитетом по управлению имуществом 05.10.2001г., регистрационный № 250.

Уставный капитал — 119 281,5 тыс. руб. В государственной собственности Вологодской области находится 49 процентов акций.

Основная специализация  предприятия — это производство пищевых яиц кур и мяса птицы. ОАО «Птицефабрика Ермаково» - предприятие  яичного направления, её мощность 873 тысячи кур - несушек, годовое производство яйца 160 млн. штук.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

    • Разведение сельскохозяйственной птицы;
    • Оптовая торговля мясом птицы, включая субпродукты;
    • Оптовая торговля яйцами;
    • Физкультурно-оздоровительная деятельность;
    • Предоставление прочих персональных услуг;
    • Розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты;
    • Розничная торговля яйцами.

ОАО «Птицефабрика Ермаково»  входит в состав в ООО «Вологодский центр птицеводства», который координирует, анализирует и управляет работой птицефабрик. Так же в состав ООО «ВЦП» входят и другие фабрики: ЗАО Вологодская птицефабрика», ЗАО «Великоустюгская птицефабрика», ЗАО «Малечкино», ООО «Птицефабрика Парфеново». Своей продукцией птицефабрики снабжают не только Вологодскую область, но и весь Северо-запад, и часть Центральной России.

На ОАО «Птицефабрике  «Ермаково»  списочная численность  составляет 307 человек, из них рабочие 256, специалисты и служащие 51.  (Приложение 1)

Деятельность предприятия реализуется в процессе взаимодействия зоотехнической службы (основное производство), ветеринарной и инженерной службы (вспомогательные и обслуживающие основное производство подразделения), отдела маркетинга (материальное обеспечение и реализация продукции), непрофильных производств (амбулатория, ЖКХ, ДК) и обслуживающих подразделений (отдел кадров, бухгалтерия, администрация, внутренние службы). (Приложение 2)

Информация о работе Коммуникации в управлении уперсоналом