Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа
«Коммуникация» - собирательный термин, обозначающий взаимодействие субъектов на основе информации. Естественно считать, что информационные процессы составляют ядро коммуникации. Однако было бы слишком просто сводить коммуникацию только к процессам передачи и приема информации, ибо при этом упускается из виду много важных моментов. К ним относятся: поведенческая активность субъектов, сложным образом зависящая от характера передаваемой информации; способности индивидов и их возможности участвовать в информационных процессах; мотивация; самоконтроль; внешние факторы, влияющие на эти процессы, и др.
ВВЕДЕНИЕ
«Коммуникация» - собирательный термин, обозначающий взаимодействие субъектов на основе информации. Естественно считать, что информационные процессы составляют ядро коммуникации. Однако было бы слишком просто сводить коммуникацию только к процессам передачи и приема информации, ибо при этом упускается из виду много важных моментов. К ним относятся: поведенческая активность субъектов, сложным образом зависящая от характера передаваемой информации; способности индивидов и их возможности участвовать в информационных процессах; мотивация; самоконтроль; внешние факторы, влияющие на эти процессы, и др.
Тема моей курсовой работы очень актуальна в современном мире, так как едва ли не все, что делают руководители, для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информацией, т.е. коммуникаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование.
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Не менее важным для осуществления функций управления является обмен информацией внутри организации, т.е. в системе управления персоналом. Западные исследователи давно заметили, что современный руководитель от 50 до 90% своего рабочего времени тратит на коммуникации. И что успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% -профессиональными знаниями.
Объектом исследования является ОАО «Птицефабрика Ермаково».
Предметом исследования является коммуникационные процессы в управлении персоналом организации.
Главная цель, поставленная передо мной – это исследование управления внутренними и внешними коммуникациями в ОАО «Птицефабрика Ермаково»
Основные цели:
Для достижения данных целей я поставила такие задачи:
Глава 1.Теоретическая часть
1.1.Коммуникация в организации
Коммуникация в организации – сложная многоуровневая система связей, охватывающая как саму организацию (внутренняя коммуникация между ее подразделениями), так и внешнее окружение (коммуникация с агентами извне – конкурентами, клиентами, кредиторами, налоговой службой и др.) Внутренняя коммуникация в свою очередь делится на вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная коммуникация идет по нисходящей – сверху вниз: высшие уровни иерархии сообщают своим подчиненным о стратегических, тактических целях, а также конкретных задачах, изменении приоритетов, стандартов деятельности. Одновременно осуществляется передача информации в обратном направлении – с низших уровней иерархии к высшим, или по восходящей. С ее помощью руководству сообщают о реальном положении дел, результатах выполнения принятых решений, возникающих трудностях и соображениях по их решению.
Горизонтальная коммуникация служит необходимым дополнением к вертикальной. Но в отличии от вертикальной, основанной на отношениях руководства и подчинения, горизонтальная коммуникация устанавливается между равноправными (одноуровневыми) сотрудниками и подразделениями организации. В последнем случае облегчается соединение сотрудников путем преодоления существующих между различными функциями барьеров. Горизонтальные связи с сильными иерархическими традициями мотивируют развитие сотрудничества между различными подразделениями организации и координацию их деятельности. Практика свидетельствует: чем больше прав делегирует руководитель на низшие уровни иерархии управления, тем шире перспективы и выше эффективность горизонтальной коммуникации.
Чаще всего коммуникационные проблемы возникают у организации в функциональном общении с внешней средой. Внешняя коммуникация неизбежна, поскольку всякая организация взаимодействует с окружением – с контролирующими государственными органами, своими поставщиками и потребителями, общественностью. Качество подобных связей (в особенности деятельность специальных отделов по связи с общественностью) играют здесь большую роль.
Внутренняя коммуникация существует в виде обмена информации между подразделениями организации и имеет приоритетное значение для ее успешного функционирования.
На практике подчас взаимодействие
между разными структурами
Внутренняя организационная коммуникация чаще всего служит для информационного обмена между руководителем и подчиненными. Эта коммуникация, будучи формально вертикальной, во многом относится к сфере межличностных отношений, и ее принято рассматривать отдельно.
Межличностные коммуникации предполагают прямой межличностный обмен информацией, в котором преимущественно используется канал устной речи. При множестве методов коммуникации почти все свое время руководитель тратит на прямой межличностный обмен информацией. Изучение межличностных коммуникаций с целью их управляемости имеет большую значимость.
В межличностных коммуникациях главным является передача информации от одного лица к другому. Межличностные коммуникации обладают рядом отличительных характеристик, которые необходимо учитывать менеджерам в профессиональной деятельности. Во-первых, межличностная коммуникация практически всегда более оперативна и достигает своего адресата при минимуме помех. Во-вторых, она всегда изобретательна, так как межличностный канал оперативно формируется в наиболее подходящий для передачи информации момент и способен выходить на нужного респондента. Межличностная коммуникация более свободна от формальных, регламентирующих форму и стиль сообщения рамок, что делает ее более доступной и доходчивой. Кроме того, при личном общении эффект восприятия может быть усилен за счет обаяния говорящего, тембра его голоса, интонации, мимики, жестов, ориентированных исключительно на конкретного собеседника. И последнее, в межличностной коммуникации открывается огромные неограниченные возможности для использования эффекта обратно связи.
Межличностные коммуникации делятся на формальные и неформальные
коммуникации. Формальные коммуникации
отражают связи, необходимые для выполнения
функций и полномочий, связи, определяемые
характером и системой распределения
функций. Такие коммуникации обычно бывают
в виде письменного сообщения. Письменные
сообщения имеют определенные преимущества.
Они могут быть сохранены как записи и
источники ссылок, они часто более тщательно
сформулированы, чем устные сообщения,
и иногда могут сэкономить и время и деньги.
Они используются для осуществления огромного
объема бумажной работы при заключении
сделок и соглашений, изложения организационных
схем и правил, составления уставов корпораций
и других юридических документов, для
публикации бюллетеней, меморандумов,
составления контрактов и рекламаций,
рекламы и сообщений печати, изложения
курса деятельности, делегирования полномочий,
описания должностей и многих других вещей.
Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого
общения по различным интересам: житейским,
психологическим, ситуационным. Это коммуникации,
не зафиксированные ни в каких организационных
документах или официальных требованиях.
Такие коммуникации существуют в любой
организации, они играют важную роль в
деятельности человека, определяют социально-психологическую
атмосферу работы. Главное достоинство
таких устных коммуникаций состоит в возможности
быстрого и полного обмена информацией.
Можно задавать вопросы и даже получать
на них ответ. Говорящие вовлечены в непосредственный
контакт со слушающими и должны добиться,
чтобы их поняли.
1.2. Коммуникационный процесс.
Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникаторов. Коммуникативный процесс – процесс взаимодействия различных субъектов коммуникации, при котором осуществляется обмен информации. Понятие «коммуникативный процесс» в большей мере используется для обозначения функции взаимодействия в процессе коммуникации.
Основа процесса коммуникации – информация. Социальная информация создается человеком, она сопровождает и отражает все формы человеческой деятельности (в том числе политику, экономику, религию, мораль и пр.)
Процесс оперирования социальной информации, именуемой информационной деятельностью, включает в себя:
Коммуникация в рамках информационной деятельности осуществляется через три фазы:
Для обозначения собственно процесса передачи самой информации используется понятие «коммуникационный процесс», при этом в меньшей мере обращается внимание на сам процесс взаимодействия. «Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)
Способ передачи информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общей для сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, символьной системы). Язык общения характеризуется жанрами устной и письменной речи, которые должны быть формализованы для каждого канала коммуникации. Стандартизация языка коммуникации осуществляется исходя из стандартов стиля, механизма передачи информации. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства. Такие коммуникативные факторы, как выбор языкового кода, правила и нормы их использования и способы актуализации частных коммуникативных функций, формируют коммуникативную установку. Языковой код выбирается исходя из объема, частности, существующих коммуникативных средств и каналов коммуникации.
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
И отправитель, и получатель в процессе обмена информацией взаимодействуют между собой на нескольких этапах. Их задачами являются состояние сообщения, выбор канала передачи сообщения таким образом, чтобы обе стороны поняли, восприняли и разделили исходную идею. Трудность заключается в том, сто на каждом этапе смысл информации может быть искажен или полностью утрачен. В практике управления процесс коммуникаций часто завершается в несколько секунд. Однако на каждом этапе могут возникать свои проблемы. Сам факт обмена ещё не гарантирует эффективности общения, т.е. достижения взаимопонимания людей, принимающих участие в коммуникации. Достаточно часто передаваемое сообщение бывает неправильно понятым или искаженным. Соответственно в таком случае коммуникации являются неэффективными. Для оценки сущности процесса обмена информацией и условий эффективности необходимо более детально рассмотреть стадии процесса коммуникаций.
Коммуникационный процесс состоит из ряда стадий и этапов, значение роли и содержания которых позволяет эффективно управлять процессом коммуникации. Традиционно выделяются следующие этапы.