Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:05, курсовая работа
Актуальность исследования. Стремительно меняющиеся условия действительности заставляют пересматривать роль и значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить.
Мужчины
и женщины с различной
Большее разнообразие способов выражения эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у мальчиков. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий [8]. В дальнейшем у мужчин по-прежнему преобладает прямая агрессия, у женщин – вербальная и косвенная «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) [3].
Гендерные
стереотипы ограничивают выражение
эмоций, «не свойственных»
Ассимиляция
эмоций в мышлении (использование
эмоций для повышения эффективности
мышления и деятельности), или фасилитация
мышления. В житейском обиходе
устоялось представление о
Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола [1, 4]. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.
Выраженные
гендерные различия в сфере обработки
эмоциональной информации обнаруживаются
уже в подростковом возрасте. Так,
девочки-подростки в целом
Результаты
исследований показывают, что мужчины
и женщины различаются в
Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии [8].
Конкуренция
в предметной и в широкой социальной
сферах требует от мужчины умения
регулировать собственное возбуждение,
ограничивать выражение «немужских» эмоций
(и, тем самым, не демонстрировать сопернику
собственные слабости). В условиях конкурентной
борьбы в случае необходимости, естественно,
допустимо агрессивное давление – отсюда
социальное «разрешение» для мужчин на
выражение гнева. Поощрение мальчиков
к выражению агрессии, гнева и неодобрение
по отношению к выражению печали, тревоги
и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных
добытчиков, стремящихся к индивидуальным
достижениям, власти, статусу [7]. Напротив,
в соответствии со стереотипными представлениями
о гендерных ролях агрессивное поведение
совершенно не приветствуется у лиц женского
пола. Это связано с тем, что в сфере семейных
взаимоотношений более продуктивной стратегией
поведения является проявление женщинами
позитивных эмоций и контроль внешних
проявлений агрессии.