Эмоциональный интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Стремительно меняющиеся условия действительности заставляют пересматривать роль и значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь эмоционального интеелекта с исследовательскими умениями и навыками.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Глава 1

Исследовательские умения и навыки. 

    Актуальность  исследования. Стремительно меняющиеся условия действительности заставляют пересматривать роль и значение исследовательских  способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить.

    Проблема  исследовательских способностей актуализировалась  в работах И.П. Павлова по изучению ориентировочно-исследовательских реакций. Его работы выявили сущность ориентировочно-исследовательского рефлекса, его значение в жизни человека и животных.

    В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования ориентировочно-исследовательской деятельности. Данная проблема разрабатывалась П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко. Работы этих ученых позволили выявить сущность, структуру, закономерности протекания, а также, значение ориентировочно-исследовательской деятельности для познавательного развития ребенка.

    Проблема  детерминации, структуры, возрастных особенностей исследовательского поведения отражена в трудах отечественных (Поддъяков А.Н., Ротенберг B.C., Савенков А.И.) и зарубежных (Берлайн Д., Хатт К., Клар Д., Фэй А. и Дунбар К., Шаубл JI. и Глейзер Р., Восс Г. и Хеллер К. и другие) ученых. Перечисленные работы позволяют ответить на вопрос о психологической сущности исследовательской деятельности и поведения, особенностях их детерминации внешними и внутренними условиями, роли исследовательского поведения в познавательном развитии человека. Часть работ посвящена изучению вопроса о психических свойствах и качествах, необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности. 

    Что такое умения и  навыки 

До сих  пор не уточнены соотношения между  понятиями <умения> и <навыки>. Большинство  психологов и педагогов считают, что умение-более высокая психологическая  категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни  авторы под умениями понимают возможность  осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Другие  авторы под умениями понимают возможность  осуществлять какое-либо действие, операцию. У них умения предшествуют навыку, который рассматривается как  более совершенная стадия овладения действиями.

Признаком сформированности навыка (или умения) является качество действия, а не его  автоматизация: ведь автоматизировать можно и неправильно выполняемое  действие. - Имеется два вида контроля за осуществлением действия: динамический (при интенсивном внимании) и тонический (при минимальной интенсивности внимания). Первый контроль больше связан с функцией осмысления действия, второй - с функцией слежения за программой действия.

Знание  человеком того, что и как надо сделать, образование динамического стереотипа и возникновение чувства уверенности делает не обязательным тщательный и постоянный динамический контроль при сформированном навыке. Автоматизация действий состоит в возможности переключения контроля за действием в контроль за результатом действия и в возможности переключения внимания на внешнюю ситуацию.

Умение (навык)-это действие, выполняемое  определенным способом и с определенным качеством.

Когда человек читает книгу, контролируя  смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже па восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но и в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Навыки-это  автоматизированные компоненты-сознательного  действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.  
 

Исследовательская деятельность учащихся

Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить!

В настоящее  время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:        

развитие  творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;       

1ормирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе 2ворческого поиска и выполнения учебных исследований;       

3 выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;    

4   воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;      

5 помощь в профессиональной ориентации;     

6  самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне  развитой личности. Творчество немыслимо  без познавательной активности. Организацию  исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.

Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИССЕДОВАТЕЛЬСКОГО  ОБУЧЕНИЯ

Исследовательское обучение в эпоху  становления европейской цивилизации

Одним из первых, известных нам учёных, но вполне вероятно не первым в действительности, активно внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Делал это он ещё в V веке до Рождества Христова. Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Сейчас этот метод предстаёт перед нами в несколько модернизированном виде, его обычно именуют в современной литературе «частично поисковым» или «эвристическим».

На улицах, площадях, рынках Афин Сократ собирал  большую аудиторию и вёл со слушателями свои знаменитые беседы. Он задавал вопросы о том, что  такое красота, справедливость, дружба, храбрость, и всегда стремился выявить суть предмета. Его беседы не были простой репродуктивной трансляцией философских сентенций, он побуждал слушателей самих находить истину. От примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к обобщениям и понятиям. Уделяя большое внимание самопознанию человека, Сократ считал, что истинное образование должно побуждать человека к самодеятельному размышлению. Образование должно помочь человеку самому формировать свои знания. Его знаменитые беседы характеризовались двумя специфическими чертами, безусловно, роднящими их с методами исследовательского обучения:

первая  – метод собеседования, состоящий  из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник сам постепенно убеждался в неверности собственных  положений;

вторая  – шутливо искажённая позиция  учителя, подчёркивающего своё мнимое незнание обсуждаемого вопроса.

Это прямой аналог того, что в наше время  называют «эвристической беседой». Наше внимание к слову «эврика» (нашёл), от которого произошло это название, приковано с того времени, как согласно древней легенде Архимед выкрикнул его, решив сложную задачу. А широко распространённый сегодня термин «эвристика» – название науки о творчестве, искусстве делать открытия, предложил значительно позже известный чешский философ и математик Бернард Больцано (1781-1848).

Восемь  лет рядом с Сократом провёл его  верный ученик Платон. Он высоко оценивал общественную значимость образования, отмечая, что если дурным мастером будет  башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

Платон  основал свою знаменитую школу, получившую название Академия. Он создавал свою Академию как союз мудрецов, служивших Апполону и музам. Свой дом, расположенный там же, он при этом называл «домом музы» – муссейоном. Помещение для занятий размещалось в старом здании бывшего гимнасия. Перед входом красовалась надпись – «Негеометр да не войдёт». Это было данью уважения обитателей Академии к математике и, в особенности, к геометрии, как к науке «о самых прекрасных мысленных фигурах». Основными предметами занятий были математика и астрономия. Кроме того, изучали законодательства различных государств, литературу, естественные науки. Наряду с учителями в процессе преподавания активно участвовали наиболее талантливые ученики.

Занятия были двух типов: общие – для широкого круга и специальные – для  избранных, посвящённых в тайны  философии. Основа методики занятий – мудрые беседы. Платон заимствовал это у своего учителя Сократа. Свои беседы Платон проводил, прогуливаясь поддеревьями, в роще. Иногда делал это, находясь в доме, где он устроил «святилище муз» и экседеру – зал для занятий.

Однажды, будучи уже стариком, Платон ненадолго  уехал. И один из его самых талантливых  учеников – Аристотель – стал проводить  собственные занятия в том  самом месте, где любил беседовать Платон. Когда глава Академии вернулся, ему с большим трудом удалось  выгнать оттуда честолюбивого юношу.

Аристотель  был одним из самых талантливых  учеников Платона. Учитель ценил  своего ученика, хотя, по свидетельству  историков, их отношения не были безоблачными. Они пишут о том, что Платон не одобрял многословия и надменности Аристотеля, его тяги к украшениям и красивой одежде. Говорят также, что юноша обладал дурным нравом и не стеснялся не только противоречить учителю, но даже выказывать своё превосходство. Но всё это не помешало талантливому юноше не только учиться, но впоследствии и преподавать в академии. Таковы были такт и педагогический талант Платона.

После смерти Платона руководить Академией  стал его племянник Спевсипп. Аристотель не ладил с ним и покинул  Академию. После долгих скитаний ученик Платона вернулся в Афины. Там он создал учебное заведение по типу платоновской Академии. Названо оно было – Ликей. Название происходило от имени храма Апполона Ликейского, вблизи которого находилось. При Ликее, так же как и в платоновской Академии, был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos). Поэтому философская школа Аристотеля получила название «перипатетической», а те, кто к ней принадлежал, – «перипатетиками».

Но в  нашей стране популярность слова  «лицей» (ликей) связана не столько  с педагогической деятельностью  великого Аристотеля, сколько с именем выдающегося русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и замечательным учебным заведением – Царскосельским Императорским лицеем, открытым под Санкт–Петербургом 19 октября 1811 года.

Исследовательское обучение во времена  Средневековья и Возрождения

Почитавшие  как гениев Аристотеля и Платона, мыслители Средневековья, тем не менее, не были замечены в склонности к построению обучения на основе собственных  изысканий учащегося. В средневековых  образовательных системах сложно найти следы исследовательского обучения. Эта весьма продолжительная эпоха была временем монархов и монархических режимов, непрерывных завоевательных походов, религиозных войн за господство над умами и сердцами людей. В монастырских школах и даже в средневековых университетах образование рассматривали как исключительно репродуктивную деятельность. Правда, нельзя не отметить, что одновременно средневековые университеты были подлинными центрами научной мысли, создавали лаборатории, в которых делались открытия и рождались новые знания.

Утвердившая новые жизненные идеалы эпоха  Возрождения привнесла в европейскую  культуру собственный интерес к  земному миру и к его неотъемлемой части – человеку. Это время  великих научных открытий, время  подлинных титанов мысли. Отказ  идеологов эпохи Возрождения от господствовавшего в средневековье религиозного аскетизма и живой интерес к изучению окружающего мира не могли не сказаться на образовании и, в первую очередь, на повышении внимания педагогов к поисковой активности ребёнка, как естественной особенности детской природы и важном образовательном инструменте.

Информация о работе Эмоциональный интеллект