Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:05, курсовая работа
Актуальность исследования. Стремительно меняющиеся условия действительности заставляют пересматривать роль и значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить.
Можно
выделить следующие причины трудностей
в понимании индивидуальных различий
эмоций других людей:
• сосредоточенность на собственной личности
приводит к неспособности замечать и правильно
оценивать эмоциональное состояние других
людей;
• чувство собственного превосходства;
• чувство тревоги, связанное с эмоциями
других людей или собственными; тревога
побуждает избегать всего того, что могло
бы вызвать эмоции;
• какая-либо выгода от непонимания эмоций
других людей (Я. Рейковский, 1979).
Таким
образом, эмоциональный интеллект представляет
собой совокупность эмоциональных и социальных
способностей, таких, как способности
к пониманию собственных эмоций и эмоций
других людей, к управлению эмоциональной
сферой и самомотивации. Все структурные
компоненты эмоционального интеллекта
взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость
способствует эффективному межличностному
взаимодействию.
Понятие
социального интеллекта как раз
и явилось звеном, связывающим
воедино аффективную и
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.
Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.
Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.
Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд» с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях). Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды. В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.
Ревен
Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный
интеллект в трактовке Бар-Она
это все некогнитивные
Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».
Итак,
если обобщить все вышесказанное, получается,
что люди с высоким уровнем
эмоционального интеллекта хорошо понимают
свои эмоции и чувства других людей,
могут управлять своей эмоциональной
сферой, и поэтому в обществе их поведение
более адаптивно и они легче добиваются
своих целей во взаимодействии с окружающими.
Модель Люсина
Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ (ВЭИ и МЭИ, соответственно). Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.
С точки зрения Люсина, представляется неправильным трактовать ЭИ как чисто когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому ЭИ можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. ЭИ – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов (рисунок 1).
эмоциональный модель интеллект информация
Рис. 1. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект
Предлагаемая
модель ЭИ принципиально отличается
от смешанных моделей тем, что в конструкт
не вводятся личностные характеристики,
которые являются коррелятами способности
к пониманию и управлению эмоциями. Допускается
введение только таких личностных характеристик,
которые более или менее прямо влияют
на уровень и индивидуальные особенности
ЭИ. Не представляется также возможным
отождествить эту модель с трактовкой
ЭИ как черты. Для измерения предложенного
конструкта могут использоваться задачи,
характерные для интеллектуальных тестов,
и опросники. Для измерения внутриличностного
ЭИ больше подходят опросники, поскольку
сомнительно, что внутренний рефлексивный
опыт человека можно оценить с помощью
задач, имеющих правильные и неправильные
ответы. При измерении межличностного
ЭИ использование задач более уместно,
хотя при этом возникают сложные методические
вопросы, связанные с определением правильных
и неправильных ответов.
Способности
эмоционального интеллекта -
гендерные различия.
Сведения о гендерных различиях в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ) - совокупности интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации [11] - достаточно противоречивы.
Так,
обнаружено, что у мальчиков в сопоставлении
с девочками уровень ЭИ на достоверном
уровне в целом ниже [9]. Согласно результатам
другого исследования значимые различия
по уровню эмоционального интеллекта
обнаружены только у родителей (у женщин
ЭИ достигает более высокого уровня, чем
у мужчин), в то время как у детей подобных
различий выявлено не было [9].
На
незначительность гендерных различий
в эмоциональной сфере
Рассмотрим далее гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в рамках модели способностей [11].
Различение
(идентификация) и выражение эмоций.
На идентификацию собственных