Эмоции и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
История исследования эмоций…………………………………... 4
Функции эмоций…………………………………………………. 6
Виды эмоциональных состояний………………………………. 8
Общее понятие мышления………………………………………10
Мыслительные процессы………………………………………. 12
Виды мышления…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………... 15
Список литературы……………………………………………. 17

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 44.36 Кб (Скачать)

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГАРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СПО

Кафедра Технологий  обучения педагогике  и психологии

 

 

 

 

 

Реферат на тему: “Эмоции и мышление”

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.4361

Никифорова Екатерина

Проверила: Быкова Л.А.

 

 

Новосибирск 2012

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………… 3
  2. История исследования эмоций…………………………………... 4
  3. Функции эмоций…………………………………………………. 6
  4. Виды эмоциональных состояний………………………………. 8
  5. Общее понятие мышления………………………………………10
  6. Мыслительные процессы………………………………………. 12
  7. Виды мышления…………………………………………………13
  8. Заключение……………………………………………………... 15
  9. Список литературы……………………………………………. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Эмоции - психический процесс  импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении  значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

 

У человека эмоции порождают  переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые  играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные  процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную  основу, приобретаю сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

 

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и  т.п.) являются у человека продуктом  общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также  к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения  между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем  и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных  жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные  выразительные движения человека –  представляют собой не рудиментарные  явления его психики, а продукт  положительного развития и выполняют  в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль.

 

К эмоциональным, в широком  смысле, процессам в настоящее  время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История исследования эмоций.

 

 

Термин «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.

 

В 18 и 19 вв. не было единой точки  зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу сделать критическое замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс).

 

Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.

 

По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:

 

·         если из какой либо эмоции как состояния  сознания одно за другим вычесть все  ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;

 

·         невозможно выполнение движений, соответствующих  оной эмоции, и одновременное переживание  другой;

 

·         имеется соответствие между определёнными  переживаемыми эмоциями и типичными  для них мимическими и телесными  реакциями.

 

Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс  указывал на то, что в рамках его  теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).

 

Теория Джемса – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:

 

 

1.      отделение  внутренних органов от центральной  нервной системы не изменяет  эмоциональное поведение;

 

2.      внутренние  органы реагируют слишком интенсивно  и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных  ощущений;

 

3.      одни и  те же висцеральные изменения  возникают при различных эмоциональных  состояниях;

 

4.      искусственно  вызванные висцеральные изменения,  типичные для определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.

 

Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.

 

Несмотря на очевидные  достоинства, теория Кеннона – Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру  (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами – физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный приём в нейролингвистическом программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие).

 

Функции эмоций.

 

1.Оценочная функция эмоций  ставит их в один ряд с  другими формами познания. Эта  функция эмоций заключается в  непосредственной (в форме переживаний)  сигнализации субъекту о значимости  для него оцениваемых предметов,  ситуаций, событий: их полезности  – вредности, потребностной значимости и т.д. Функция оценки в значительной степени сближает эмоции с мышлением.  Как отмечает Б. И. Додонов, «информация сама по себе никакой значимости не имеет; она приобретает её в контексте потребностей субъекта». Эта первичная информация подвергается переработке мышлением и эмоциями, на основании этой переработки организм приобретает «аргументы к действию». Результатом оценочной деятельности мышления выступают понятия, а результатом оценочной деятельности эмоций – переживания, или эмоциональные обобщения.

 

2.Функция побуждения. В  эту рубрику попадают функции:  «готовность к действиям», организующее/дезорганизующее влияние эмоций», облегчение филогенетических адаптивных реакций»:

 

·         способность эмоций побуждать человека к действиям (или мотивационная  функция);

 

·         облегчения филогенетических адаптивных реакций. Считается, что в тот  момент, особенно при неожиданно сложившейся  сложной или опасной ситуации, когда человек не способен (например, в состоянии ревности, обиды, гордости, аффекта) найти для себя выход  на уровне рациональности, именно эмоции навязывают ему определённый, закрепившийся в эволюции способ решения проблемы: бегство, оцепенение, нападение и т.д.;

 

·         дезорганизационная функция. Эта функция  эмоций состоит в их способности  нарушать целенаправленную деятельность человека. Действительно, сильные эмоции могут значительно влиять на привычное  течение жизни, отвлекать человека от необходимой деятельности при  радостном возбуждении или вынуждать  испытывать деятельностную беспомощность при печали и горе. Однако всё большее число исследователей считают, что сильная эмоция (например, аффект) дезорганизует лишь нормальное протекание обычной деятельности или поведения человека с тем, чтобы привлечь все его силы и внимание к какой-то другой, возможно жизненно важной именно в этот момент деятельности или поведению. Так, при аффекте, сопровождающем угрожающую ситуацию, человек может спастись благодаря мобилизованной аффектом силе или выносливости;

 

·         регулирующая функция. Эта способность  эмоций влиять на процессы познания заключает  в себе «различные аспекты регулирующего  влияния эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта» [4]. Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти. Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций.

 

3.Функция активации. В  эмоциональном состоянии происходит  активация нервных центров, а  значит и всего организма. Так,  эмоции согласно «активационным» теориям обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы. Эта активация приводит к изменениям в состоянии внутренних органов и всего организма, означающим либо мобилизацию организма (активация органов действия, защитные процессы  и т.д.) либо его демобилизацию (накопление энергии, настройка на внутренние процессы).

 

4. Экспрессивная функция.  Эта функция осуществляется посредством  мимики, пантомимики, голосовых реакций.  Перечисленные сигналы оповещают  окружающих об эмоциональном  состоянии индивида, о его отношении  к происходящему. Они играют  значительную роль в коммуникативных  процессах, являясь основой невербального  общения. Испуг на лице может  послужить предупреждением об  опасности, выражение гнева служит  предупреждением о последующих  агрессивных действиях. Исследования экспрессивных проявлений эмоций убеждают в том, что большинство из них являются врождёнными, универсальными и не зависят от культуры, в которой вырос человек: гнев – сдвинутые брови, стиснутые челюсти, расширенные ноздри; презрение – прикрытые веки, отведённые глаза, отстранение тела; радость – широкая улыбка, прищуренные глаза и т.д. Однако в различных человеческих сообществах существуют свои, созданные культурой и усвоенные людьми в процессе социализации нормы экспрессивных проявлений. Обратимся к примеру из учебника Аткинсон Р.Л. и др.:

 

«Один психолог углубился  в китайские новеллы, чтобы определить, как китайские писатели изображают разные эмоции человека. Многие телесные изменения, происходящие во время эмоции (например, прилив крови к лицу, дрожь, гусиная кожа), в китайской литературе передают те же симптомы эмоций, что  и у западных писателей. Однако другие телесные выражения в китайских  произведениях соответствуют иным эмоциям, чем на Западе. Следующие  цитаты из китайских повестей наверняка  были бы неверно истолкованы читателем, незнакомым с этой культурой:

 

«Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.)

 

«Он хлопнул в ладоши». (Он был рассержен или разочарован.)

 

«Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.)

 

«Её глаза округлились  и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)».

 

 

Виды эмоциональных  состояний.

 

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени  дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Информация о работе Эмоции и мышление