Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:24, реферат
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.
Введение…………………………………………………………… 3
История исследования эмоций…………………………………... 4
Функции эмоций…………………………………………………. 6
Виды эмоциональных состояний………………………………. 8
Общее понятие мышления………………………………………10
Мыслительные процессы………………………………………. 12
Виды мышления…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………... 15
Список литературы……………………………………………. 17
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГАРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СПО
Кафедра Технологий обучения педагогике и психологии
Реферат на тему: “Эмоции и мышление”
Выполнила: студентка гр.4361
Никифорова Екатерина
Проверила: Быкова Л.А.
Новосибирск 2012
Содержание
Введение.
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают
переживания удовольствия, неудовольствия,
страха, робости и т. п., которые
играют роль ориентирующих субъективных
сигналов. Простейшие эмоциональные
процессы выражаются в органических,
двигательных и секреторных изменениях
и принадлежат к числу
Даже так называемые низшие
эмоции (эмоции голода, жажды, страха и
т.п.) являются у человека продуктом
общественно-исторического
К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
История исследования эмоций.
Термин «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.
В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу сделать критическое замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс).
Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.
По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:
· если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
· невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;
·
имеется соответствие между определёнными
переживаемыми эмоциями и типичными
для них мимическими и
Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).
Теория Джемса – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:
1. отделение
внутренних органов от
2. внутренние
органы реагируют слишком
3. одни и
те же висцеральные изменения
возникают при различных
4. искусственно
вызванные висцеральные
Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.
Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона – Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами – физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный приём в нейролингвистическом программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие).
Функции эмоций.
1.Оценочная функция эмоций
ставит их в один ряд с
другими формами познания. Эта
функция эмоций заключается в
непосредственной (в форме переживаний)
сигнализации субъекту о
2.Функция побуждения. В эту рубрику попадают функции: «готовность к действиям», организующее/дезорганизующее влияние эмоций», облегчение филогенетических адаптивных реакций»:
· способность эмоций побуждать человека к действиям (или мотивационная функция);
· облегчения филогенетических адаптивных реакций. Считается, что в тот момент, особенно при неожиданно сложившейся сложной или опасной ситуации, когда человек не способен (например, в состоянии ревности, обиды, гордости, аффекта) найти для себя выход на уровне рациональности, именно эмоции навязывают ему определённый, закрепившийся в эволюции способ решения проблемы: бегство, оцепенение, нападение и т.д.;
·
дезорганизационная функция. Эта функция
эмоций состоит в их способности
нарушать целенаправленную деятельность
человека. Действительно, сильные эмоции
могут значительно влиять на привычное
течение жизни, отвлекать человека
от необходимой деятельности при
радостном возбуждении или
· регулирующая функция. Эта способность эмоций влиять на процессы познания заключает в себе «различные аспекты регулирующего влияния эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта» [4]. Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти. Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций.
3.Функция активации. В
эмоциональном состоянии
4. Экспрессивная функция.
Эта функция осуществляется
«Один психолог углубился
в китайские новеллы, чтобы определить,
как китайские писатели изображают
разные эмоции человека. Многие телесные
изменения, происходящие во время эмоции
(например, прилив крови к лицу, дрожь,
гусиная кожа), в китайской литературе
передают те же симптомы эмоций, что
и у западных писателей. Однако другие
телесные выражения в китайских
произведениях соответствуют
«Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.)
«Он хлопнул в ладоши».
(Он был рассержен или разочарован.
«Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.)
«Её глаза округлились и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)».
Виды эмоциональных состояний.
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.