Эмоции и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
История исследования эмоций…………………………………... 4
Функции эмоций…………………………………………………. 6
Виды эмоциональных состояний………………………………. 8
Общее понятие мышления………………………………………10
Мыслительные процессы………………………………………. 12
Виды мышления…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………... 15
Список литературы……………………………………………. 17

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 44.36 Кб (Скачать)

      Мыслительная  деятельность всегда направлена  на  получение  какого-либо результата.  Человек  анализирует  предметы,  сравнивает  их,   абстрагирует отдельные свойства  с  тем,  чтобы  выявить  общее  в  них,  чтобы  раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

      Обобщение,  таким  образом,  есть  выделение   в  предметах  и  явлениях

общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы  и т.п.

 

Виды мышления

 

      В зависимости  от того, какое место в  мыслительном  процессе  занимают

слово, образ и действие, как они соотносятся между  собой, выделяют три  вида мышления:  конкретно-действенное,  или  практическое,  конкретно-образное  и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и  на  основании  особенностей задач - практических и теоретических.

      Конкретно-действенное  мышление направлено на решение  конкретных  задач в  условиях  производственной,  конструктивной,   организаторской   и   иной практической деятельности людей.  Практическое  мышление  это  прежде  всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании  техники  и  в умении  человека   самостоятельно   решать   технические   задачи.   Процесс технической  деятельности   есть   процесс   взаимодействий   умственных   и практических компонентов  работы.  Сложные  операции  абстрактного  мышления переплетаются с практическими  действиями  человека,  неразрывно  связаны  с ними. Характерными особенностями  конкретно-действенного  мышления  являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям,  частностям  и  умение использовать  их  в  конкретной  ситуации,  оперирование   пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от  размышления  к  действию  и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется  единство мысли и воли.

      Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется   тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.       Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено  в основном на нахождение общих  закономерностей  в  природе  и  человеческом  обществе.

Абстрактное, теоретическое  мышление отражает общие связи  и  отношения.  Оно оперирует  главным  образом  понятиями,  широкими  категориями,  а   образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

      Все три  вида мышления тесно связаны  друг с другом. У  многих  людей  в

одинаковой  мере   развиты   конкретно-действенное,   конкретно-образное   и теоретическое  мышление,  но  в  зависимости  от  характера  задач,  которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то  третий  вид мышления.

      Если мышление  рассматривать в процессе развития  его у детей, то  можно обнаружить,  что  раньше  всего  возникает  мышление  конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое.  Но  особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эмоции возникают как  результат изменений в нервной  системе, и эти изменения могут  быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Они  могут существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействуют с ними и влияют на сосуществующие состояния или  процессы в сознании. Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они  воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего  мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.

Таким образом, мышление является сложным психолого-логическим феноменом,

 имеющим свои основания как в физиологии, так и в социальности человека.

 Мышление изучается многими науками - теорией познания (в плане

 соотношения субъективного  и объективного, чувственного и  рационального и

 т.д.); логикой (правило,  операции и формы мышления); кибернетикой

 (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и

 языка); эстетикой (образное  мышление); нейрофизиологией (мозговой

 субстрат и физиологические  основания мышления); этологией (предпосылки

 возникновения мышления  в животном мире) и , конечно же, психологией.

 Рассмотренные в реферате  аспекты проблемы мышления, далеко  не

 исчерпывают всех наработок  психологии по этому вопросу  - за пределами

 анализа остались такие  проблемы, как мотивационные основания  мышления,

 его целеполагающая  природа, связь с аффекторной стороной человеческой

 психики, различие  субъективных и объективных характеристик  мышления и

 многие другие.  

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.     Аткинсон Р. Л. «Введение в психологию», 2003г.

 

2.     Батова Н. Я., Хомская Е. Д. «Мозг и эмоции», 1998г.

 

3.     Вилюнас В. К., Калашник Я. М. «Психология эмоций», 2004г.

 

4.     Вилюнас В. К. «Психология эмоциональных явлений», 1976г.

 

5.     Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию», 1988г.

 

6.     Додонов Б.  И. «Эмоция как ценность», 1978г.

 

7.     Изард К. Е. «Эмоции человека», 1980г.

 

8.     Карпова А.  В. «Общая психология», 2005г.

 

9.     Кеннон В. «Физиология эмоций», 1927г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмоции и мышление