Эмоции и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
История исследования эмоций…………………………………... 4
Функции эмоций…………………………………………………. 6
Виды эмоциональных состояний………………………………. 8
Общее понятие мышления………………………………………10
Мыслительные процессы………………………………………. 12
Виды мышления…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………... 15
Список литературы……………………………………………. 17

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 44.36 Кб (Скачать)

 

1.Чувственный тон –  это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической  чувствительности, сопровождающие  отдельные жизненно важные воздействия  и побуждающие субъекта к их  устранению или сохранению. Может  быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).

 

2.Собственно эмоции –  психическое отражение в форме  непосредственного пристрастного  переживания жизненного смысла  явлений и ситуаций, обусловленного  отношением их объективных свойств  к потребностям субъекта. Это  мене сильные и более длительные, чем аффект, состояния, отражающие  совершающиеся, вспоминаемые и  вероятные события в форме  переживаний, сопровождающих субъективную  оценку этих событий. Или, словами  А. Н. Леонтьева: «Они имеют  отчётливо выраженный ситуационный  характер, т.е. выражают оценочное  личностное отношение к складывающимся  или возможным ситуациям, к  своей деятельности и своим  проявлениям в них. Собственно  эмоции способны предвосхищать  ситуации и события, которые  реально ещё не наступили, и  возникают в связи с представлением  о пережитых или воображаемых  ситуациях. Их важнейшая особенность  состоит в их способности к  обобщению и коммуникации; поэтому  эмоциональный опыт человека  гораздо шире, чем опыт его  индивидуальных переживаний».

 

Традиционным считается  деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще – с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.

 

Не менее популярной является классификация эмоций по отношению  к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие  к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие).

 

Также известны классификации  эмоций: по происхождению от групп  потребностей – биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.

 

3.Аффект – стремительно  и бурно протекающий эмоциональный  процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

 

4.Страсть – интенсивное,  обобщённое и продолжительное  переживание, доминирующее над  другими побуждениями человека  и приводящее к сосредоточению  на предмете страсти. Причины,  вызывающие страсть, могут быть  различны – начиная от телесных  влечений и до осознанных идейных  убеждений. Она может быть принята,  санкционирована личностью, а  может переживаться как нечто  нежелательное, навязчивое. Характерными  чертами страсти являются сила  чувства, выражающаяся в соответствующей  направленности всех помыслов  личности, устойчивость, единство эмоциональных  и волевых моментов, своеобразное  сочетание активности и пассивности.

Общее понятие  о мышлении

 

      Предметы  и  явления  действительности  обладают  такими  свойствами  и

отношениями, которые можно  познать непосредственно, при  помощи  ощущений  и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение  и  перемещение  тел  в  видимом пространстве), и такими свойствами  и  отношениями,  которые  можно  познать лишь  опосредованно  и  благодаря  обобщению,  т.е.  посредством   мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение  действительности,  вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и  явлений, кономерных связей и отношений между ними.

      Первая  особенность мышления - его  опосредованный  характер.  То,  что

человек не  может  познать  прямо,  непосредственно,  он  познаёт  косвенно,

опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное  -  через  известное.

Мышление  всегда  опирается  на  данные  чувственного  опыта   -   ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые  теоретические  знания.

Косвенное познание и есть познание опосредованное.

      Вторая  особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что  все свойства  этих  объектов  связаны  друг  с  другом.   Общее   существует   и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

      Обобщения  люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе  сходных объектов. Обобщённость  также  присуща  и  образам  (представлениям  и  даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же  позволяет обобщать  безгранично.  Философские  понятия  материи,   движения,   закона, сущности, явления, качества,  количества  и  т.д.  -  широчайшие  обобщения, выраженные словом.

      Мышление  -  высшая  ступень  познания   человеком   действительности.

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и  представления.

Через органы чувств - эти  единственные каналы связи организма  с  окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации  перерабатывается мозгом.  Наиболее  сложной  (логической)   формой   переработки   информации является деятельность мышления. Решая  мыслительные  задачи,  которые  перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы  и  тем  самым  познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой  основе преобразует мир.

      Мышление  не  только  теснейшим  образом   связано   с   ощущениями   и

восприятиями, но оно формируется  на основе их. Переход от ощущения  к  мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или  признака  его,  в  отвлечении  от  конкретного,  единичного  и установлении существенного, общего для многих предметов.

      Мышление  выступает  главным  образом   как  решение  задач,  вопросов,

проблем, которые постоянно  выдвигаются перед людьми  жизнью.  Решение  задач всегда должно дать человеку  что-то  новое,  новые  знания.  Поиски  решений иногда  бывают  очень  трудными,  поэтому  мыслительная  деятельность,   как правило,  -  деятельность  активная,  требующая  сосредоточённого  внимания, терпения.  Реальный  процесс  мысли  -  это   всегда   процесс   не   только познавательный, но и эмоционально-волевой.

      Объективной   материальной  формой  мышления   является   язык.   Мысль становится мыслью и для себя и для других только  через  слово  -  устное  и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются,  а  передаются  в  виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и  дополнительные средства  передачи  результатов  мышления:  световые  и  звуковые   сигналы, электрические импульсы, жесты и  пр.  Современная  наука  и  техника  широко используют условные знаки в качестве универсального  и  экономного  средства передачи информации.

      Облекаясь   в  словесную  форму,  мысль   вместе  с  тем  формируется   и

реализуется в процессе речи. Движение  мысли,  уточнение  её,  связь  мыслей друг с другом и прочее происходят  лишь  посредством  речевой  деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

      Мышление  неразрывно связано с  речевыми  механизмами,  особенно  рече-слуховыми и рече-двигательными.

      Мышление  также  неразрывно  связано   и  с  практической  деятельностью людей.  Всякий  вид  деятельности  предполагает  обдумывание,  учёт  условий действия, планирование,  наблюдение.  Действуя,  человек  решает  какие-либо задачи.  Практическая  деятельность  -  основное  условие  возникновения   и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

      Мышление  -  функция  мозга,  результат   его   аналитико-синтетической

деятельности.  Оно  обеспечивается  работой  обеих  сигнальных  систем   при ведущей роли второй сигнальной системы. При  решении  мыслительных  задач  в коре  мозга  происходит  процесс  преобразования  систем  временных  нервных связей. Нахождение новой мысли  физиологически  означает  замыкание  нервных связей в новом сочетании.

 

Мыслительные  процессы

 

      Мыслительная  деятельность   человека   представляет   собой   решение

разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие  сущности  чего-либо.  Мыслительная  операция  -   это   один   из   способов   мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

      Мыслительные  операции разнообразны. Это - анализ  и синтез,  сравнение, абстрагирование,   конкретизация,   обобщение,   классификация.   Какие   из логических операций применит человек, это будет  зависеть  от  задачи  и  от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

      Анализ - это   мысленное  разложение  целого  на  части  или  мысленное

выделение из целого его  сторон, действий, отношений.

      Синтез - обратный  анализу процесс мысли,  это  -  объединение  частей,

свойств,  действий,  отношений  в  одно  целое.  Анализ  и  синтез   -   две

взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ,  может  быть  как практическим, так и умственным.

      Анализ  и синтез сформировались в  практической деятельности человека. В трудовой  деятельности  люди  постоянно  взаимодействуют  с   предметами   и явлениями. Практическое освоение их  и привело к  формированию  мыслительных операций анализа и синтеза.

      Сравнение  - это установление сходства и  различия предметов и  явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде  чем  сравнивать  объекты,  необходимо выделить один или несколько  признаков  их,  по  которым  будет  произведено сравнение.

      Сравнение  может быть односторонним, или   неполным,  и  многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных  уровней - поверхностное и более глубокое. В этом  случае  мысль человека  идёт  от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к  скрытому, от явления к сущности.

      Абстрагирование  -  это  процесс  мысленного  отвлечения  от  некоторых

признаков,  сторон  конкретного  с  целью  лучшего  познания  его.   Человек

мысленно  выделяет  какой-нибудь  признак  предмета  и   рассматривает   его изолированно  от  всех  других  признаков,  временно  отвлекаясь   от   них. Изолированное  изучение  отдельных  признаков  объекта   при   одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность  вещей и явлений. Благодаря  абстракции  человек  смог  оторваться  от  единичного, конкретного и  подняться  на  самую  высокую  ступень  познания  -  научного теоретического мышления.

      Конкретизация  -  процесс,  обратный  абстрагированию   и   неразрывно

связанный  с ним.  Конкретизация есть  возвращение мысли от   общего   и

абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Информация о работе Эмоции и мышление