Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение особенностей формирования характера детей 5-6 лет.
Объект исследования: формирование характера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление морально-нравственных качеств самосознания личности в формировании характера детей дошкольного возраста:
В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формирование характера детей дошкольного возраста носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава I Теоретический аспекты исследования проблемы: особенности характера детей дошкольного возраста в отечественной психологии ………..…….. 5

1.1 Формирование характера детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………5

1.2 Онтогенез развития характера детей дошкольного возраста…………...16

Глава II Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста………………………………………………………..….40

2.1 Организация и методы исследования…………………………………….40

2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………..52

Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности характера детей дошкольного возраста готовая.docx

— 153.55 Кб (Скачать)

Выводы по второй главе.

Итак, в процессе эмпирического  исследования особенностей проявления морально-нравственного самосознания детей в ситуации морального выбора, нами решались задачи сформированности и особенностей морально-нравственного  поведения детей старшего дошкольного  возраста.

Для решения поставленных задач использовались методики «О любимой  мамочке» и «Проигрышная лотерея».

Полученные в ходе исследования экспериментальные данные и выявленные на их основе закономерности позволяют  сформулировать следующие выводы.

Для детей 5-летнего возраста характерна этика эгоцентризма. В  моральном выборе они часто поступают  неправильно ради своих интересов, ради удовлетворения потребностей, не замечая желаний других ребят. В отношениях со сверстниками дети среднего дошкольного возраста ищут личную выгоду, пытаясь договориться друг с другом в обмен на что-то.

У ребят 5 и 6-летнего возраста складываются элементарные представления  о понятиях «хорошо» и «плохо». Также  у них формируется отрицательное  отношение к грубости и жадности, к лживости и трусости, эгоизму и жестокости.

Дети 5-летнего возраста в  основном концентрируют свое внимание на собственных интересах, а не на интересах других детей. У детей 6 лет создается больше возможностей для воспитания доброжелательного отношения к другим детям. Это обуславливается, прежде всего, тем, что старшие дошкольники начинают осознавать необходимость заботы о близких людях.

В дошкольном возрасте значительно  расширяется возможность ребенка  в помощи сверстникам, также воспитывая чувства доброты, доброжелательности, дружелюбия, взаимной выручки. В совместной деятельности, достигая результата, ребята радуются, что в свою очередь сближает их.

На основе полученных данных можно сделать вывод о наличии  трех уровней развития морально-нравственного поведения дошкольников.

Низкий уровень имеют  пять человек: это дети 5 лет (12%), не оставившие ни одной конфеты и объяснившие что съели конфеты, потому что захотелось. Среди детей 6 лет, низкий уровень составляет 6%.

Средний уровень - 11 дошкольников 5 - 6 лет (52%). Из них, 8% - дошкольники пяти лет, и 92% - шестилетние дети.

Высокий уровень сформированности морального поведения обнаружен  у 12% дошкольников в возрасте 6 лет. Ниже приведены некоторые ответы детей, на вопрос: хотелось ли съесть все конфеты.

Тимофей: Думал сразу съем одну и больше не захочу. А потом все ходил, смотрел, подумал, как мама обрадуется, и больше не смотрел на конфеты (оставил 2 конфеты).

Ксюша: Я люблю конфеты, но мы всегда дома делимся - и я оставила (3 конфеты).

Дошкольники с высоким  уровнем сформированности морального поведения отметили, что думали как  приятно будет маме, сестренке, то есть проявляли развитость поведенческого фактора.

У детей 6-летнего возраста представления о моральном поведении  более расширены и углубленные. Ребята в отношении к сверстникам  и взрослым пытаются проявить уважение, заботу.

Обобщая результаты, полученные по данной методике, можно сделать  следующее предположение. Вероятно, в данном случае мотивом детской лжи выступает самозащита, стремление завоевать интерес и признание со стороны окружающих, при этом, не создавая неловкой ситуации, избегая стыда (конфету съел сам, а не отдал кому-либо).

Таким образом, дети осознают несовпадение своего поведения, с тем  каким оно должно быть. Поэтому, в  данном случае, можно говорить о  том, что дети в возрасте 6 лет  не просто реагируют и усваивают  нравственные нормы, но и применяют для воздействия на себе и на других известные им закономерности человеческих отношений. Они могут хотеть понравиться другому человеку и стараются вести себя так, как от него ожидают взрослые.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый из возрастных этапов характеризуется совокупностью  условий жизни и деятельности детей и структурой психологических  особенностей, которые формируются под влиянием этих условий. С одной стороны, переход к новым условиям жизни подготавливается всем предшествующим развитием ребенка и становится возможным только благодаря тем успехам, которых он в этом развитии достигает. С другой стороны, требования, предъявляемые к ребенку, на новом этапе его развития, обусловливают дальнейшее формирование его психики, становление его характера.

         На основании изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования мы пришли к следующим основным выводам.

Мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцировано воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире.

Преобладающим же в дошкольном возрасте является образное мышление. Оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребенком связей и отношений  действительности.

По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, задач. Взрослый выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, а игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Главным новообразованием детей  дошкольного возраста становится новая  внутренняя позиция, новый уровень  осознания своего места в системе  общественных отношений, соподчинение мотивов, развитие самооценки, усвоение этических норм поведения.

Нравственное развитие дошкольника  определяется формированием следующих компонентов: знанием норм и правил, привычками поведения, эмоциональны отношением к нравственным нормам и внутренней позиции самого ребенка.

Исследователи выделяют три  аспекта формирования характера: аффективный, или эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты.

С точки зрения В.С. Мухиной, Г.С. Абрамовой в зарождении и становлении морального самосознания детей 5 - 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Успех ребенка в разных видах деятельности самым тесным образом связан с признанием его сверстниками и взрослыми, - это проявление обусловленного отношения человека к человеку. Иными словами, любят или хорошо относятся только за что-то, а не просто так - бескорыстно. В регулировании взрослым успешности ребенка Ю. Борген видит возможность создать благоприятную обстановку для полноценного развития каждого ребенка.

Фрейд в своей эдипальной теории морального развития установил, что такие моральные чувства, как гордость, стыд, вина, служат детерминантами нравственного поведения и что интернализация моральных принципов становиться решающим шагом на пути к моральной зрелости и формированию характера взрослого человека.

Ж. Пиаже сформулировал теорию морального развития, включающую в себя доморальный период и две фазы морального развития. В доморальный период дошкольники почти не демонстрируют осознания каких-либо моральных правил или озабоченности их соблюдением. В период гетерономной морали - у детей развивается сильное уважение к правилам. В стадии - автономной морали: повзрослевшие дети понимают социальные правила как произвольные соглашения, в которых можно усомниться и которые можно даже изменить с согласия затрагиваемых ими людей. Кроме того, теперь дети считают, что через правила можно преступить ради человеческих потребностей.

По Л. Колбергу каждая стадия формирования характера репрезентирует скорее специфическую направленность мышления, или метод рассуждения относительно моральных дилемм, а не конкретных тип морального выбора.

Все вышесказанное обусловило необходимость эмпирического изучения особенностей формирования характера у детей дошкольного возраста и роли взрослых, оказывающих не него непосредственное влияние, об оптимальной форме наказания за проступки, морально автономный ребенок обычно высказывается в пользу реципрокного наказания, т.е. воздействия, увязывающего наказание с «преступлением», вследствие чего нарушитель правил должен осознать последствия своего поступка и, возможно, стать в меньшей степени склонным к его повторению.

Как когнитивное развитие, так и социальный опыт оказывают  влияние на переход от гетерономной к автономной морали. Когнитивными усовершенствованиями, необходимыми для такого перехода, являются снижение эгоцентризма и развитие навыков принятия роли, что позволяет ребенку рассматривать моральные проблемы с нескольких точек зрения. Ж. Пиаже рассматривал равноправные контакты со сверстниками как важный вид социальных переживаний. Дети одного возраста должны научиться принимать точки зрения друг друга и разрешать споры взаимно выгодными способами без какого-либо вмешательства взрослых при условии кооперативной игры или совместного достижения других групповых целей. Таким образом, равноправные контакты между сверстниками могут вести к более гибкой, автономной морали. Это обусловлено тем, что они: уменьшают моральную зависимость ребенка от взрослого, повышают его или ее самоуважение и уважение к сверстникам и демонстрируют, что правила - это произвольные соглашения, которые могут быть изменены с согласия затрагиваемых ими людей.

Ж. Пиаже высказал уверенность в том, что если родители не отказываются от части своей власти, они могут замедлить моральное развитие ребенка, подкрепляя его зависимость от правил и властных фигур.

Таким образом, рассмотрев ряд  теорий морального развития и формирования характера дошкольника, можно говорить о том, что практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом.

Полученные в ходе исследования экспериментальные данные и выявленные на их основе закономерности позволяют  сформулировать следующие выводы.

Для детей 5-летнего возраста характерна этика эгоцентризма. В  моральном выборе они часто поступают  неправильно ради своих интересов, ради удовлетворения потребностей, не замечая желаний других ребят. Дети 5-летнего возраста в основном концентрируют свое внимание на собственных интересах, а не на интересах других детей.

У детей 6 лет создается  больше возможностей для воспитания доброжелательного отношения к другим детям. Это обуславливается, прежде всего, тем, что старшие дошкольники начинают осознавать необходимость заботы о близких людях. Дети осознают несовпадение своего поведения, с тем каким оно должно быть. Поэтому, в данном случае, можно говорить о том, что дети в возрасте 6 лет не просто реагируют и усваивают нравственные нормы, но и применяют для воздействия на себе и на других известные им закономерности человеческих отношений. Они могут хотеть понравиться другому человеку и стараются вести себя так, как от него ожидают взрослые.

В дошкольном возрасте значительно  расширяется возможность ребенка  в помощи сверстникам, также воспитываются  чувства доброты, доброжелательности, дружелюбия, взаимной выручки.

Нравственное воспитание старшего дошкольника во многом зависит  от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении с взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Таким образом, гипотеза исследования, о том, что формирование характера дошкольников носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия - подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учебное пособие для  студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая  книга, 2002.- 704 с.

2. Архангельский Н.В. Нравственное  воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 187 с.

3. Божович Л.И. личность  и ее формирование в детском  возрасте: Психол. Исследование. - М.: Просвещение, 1968 - 468 с.

4. Божович Л.И. О нравственном  развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975, №1. - С. 27 - 46.

5. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности / Под ред.  Д.И. Фельдштейна - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995. - 352 с.

6. Болдырев Н.И. Нравственное  воспитание школьников: Вопросы  теории - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия:  Уч. пособ. для студ. пед. вузов  / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр  «Академия», 2001. - 624 с.

8. Волков Б.С., Волкова  Н.В. Детская психология в вопросах  и ответах. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 256 с.

9. Воспитание и обучение  детей шестого года жизни /Под  ред. Л. А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 236 с.

Информация о работе Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста