Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение особенностей формирования характера детей 5-6 лет.
Объект исследования: формирование характера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление морально-нравственных качеств самосознания личности в формировании характера детей дошкольного возраста:
В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формирование характера детей дошкольного возраста носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава I Теоретический аспекты исследования проблемы: особенности характера детей дошкольного возраста в отечественной психологии ………..…….. 5

1.1 Формирование характера детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………5

1.2 Онтогенез развития характера детей дошкольного возраста…………...16

Глава II Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста………………………………………………………..….40

2.1 Организация и методы исследования…………………………………….40

2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………..52

Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности характера детей дошкольного возраста готовая.docx

— 153.55 Кб (Скачать)

Ж. Пиаже высказал уверенность в том, что если родители не отказываются от части своей власти, они могут замедлить моральное развитие ребенка, подкрепляя его зависимость от правил и властных фигур.

Таким образом, рассмотрев ряд  теорий морального развития и формирования характера дошкольника, можно говорить о том, что практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом.

 

ГЛАВА II

Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста

 

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Психологический анализ проблемы формирования характера у детей дошкольного возраста на теоретическом уровне определил необходимость эмпирического изучения компонентов и содержания процесса развития личности и психической активности.

Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей характера дошкольников.

Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:

Изучить особенности формирования характера дошкольников.

Провести экспериментальное  исследование особенностей формирования характера старшего дошкольника.

Исследовать особенности  характера детей старшего дошкольного возраста.

Подтвердить или опровергнуть гипотезу, положенную в основу исследования.

Для решения выдвинутых задач  мы использовали методы наблюдения, беседы, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Для выполнения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие методики:

Методика «О любимой мамочке»;

Методика «Проигрышная лотерея»;

Исследование проводилось  на базе МК ДОУ №11 с. Спицевка. Исследования проводились на выборке из 25 дошкольников, из них 15 мальчиков и 10 девочек, в возрасте 5 - 6 лет.

Рассмотрим более подробно психодиагностический инструментарий нашей работы.

1. Методика «О любимой  мамочке»

Цель: исследовать уровень  сформированности поведения детей дошкольного возраста по отношению к взрослым людям, особенно к маме.

Методика проводилась  в два этапа.

1 этап: «Беседа о любимой  мамочке». Детям предлагается рассказать  о том, как они любят своих  мам, помогают и заботятся ли  о них. Исходя из рассказов  детей, можно сделать вывод, как сильно они любят своих мам и как заботятся о них.

2 этап: «Конфеты для мамочки». Дошкольникам в начале дня  предлагается по три конфеты  и воспитателем оговаривается,  что конфеты можно съесть самим  или унести домой и угостить  маму, которой будет приятно. В  течение пребывания в детском  саду и в конце дня воспитатель  спрашивал у каждого ребенка,  сколько конфет осталось для  мамы.

В ходе исследования по данной методике воспитатель может выяснить сформированность отношения ребенка  к взрослым, в частности, к своей  маме, а также уровень развития морального поведения ребенка.

2. Методика «Проигрышная  лотерея»

Цель: исследовать сформированность поведения детей дошкольного  возраста.

Методика «Проигрышная лотерея» разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.

Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз - конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, и сообщить взрослому результат.

По поведению ребенка  взрослый судит о сформированности его морального поведения.

Таким образом, нами определены база и условия для проведения исследования, сформирована выборка, отобраны методики для диагностики и обработки полученных данных. Что позволяет перейти к обсуждению результатов исследования.

 

2.2 Анализ полученных результатов

 

В соответствии с проблемой  исследования, целями, задачами, гипотезой, объектом, предметом, а также предложенным комплексом психодиагностических методик  на первом этапе исследования мы провели  изучение особенностей морально-нравственного самосознания детей в возрасте 5 - 6 лет.

При проведении методики «О любимой мамочке» были получены следующие результаты. Во время беседы о том, как и за что, дети любят своих мам, были получены ответы, указывающие на то, что все дети любят мам. Дети рассказывали что «гладят маму по волосикам», когда она устала; поют песенки, стараются слушаться, помогают в делах, и «просто любят». Примечательно, что дошкольники 5 летнего возраста любят маму, за то, что она «красивая, добрая» - 10 человек. Дети 6-летнего возраста чаще говорили, что любят маму за то, «что она моя мама» - 13 человек. Данный факт можно объяснить тем, что в этом возрасте у детей появляются первые попытки собирательства, появляются любимые вещи, люди. Все это становится как бы частью Я, они укрепляют и обозначают границы Я ребенка. Мама для ребенка, в этом возрасте, единственная устойчивая величина в психической реальности. Поэтому владение - «моя мама» - очень важно для осознания своей автономности от другого человека.

Уровень развития морально-нравственного  поведения может быть представлен как в сформированности вербальной стороны, так и поведенческой. Наглядно, соотношение сформированности вербального и поведенческого развития морально-нравственного поведения дошкольников можно увидеть из диаграммы (см. диаграмма 1).

 

 

Диаграмма 1. Уровень развития морально-нравственного поведения дошкольников

Как видим из диаграммы, вербально заботу и любовь к маме выражают все 25 (100%) испытуемых, но лишь 16 (64%) из них отражают в поведении свою заботу.

На следующем этапе - детям  было предложено по три конфеты. И  как бы, между прочим, было сказано, что конфеты можно съесть самим, а можно унести домой и угостить маму - ей будет очень приятно.

В течение дня у детей  спрашивали, сколько конфет осталось. К обеду у семнадцати человек по-прежнему осталось по 2 конфеты. Вечером, перед уходом домой, у детей вновь спросили о конфетах. Картина выглядела следующим образом. 2 конфеты сохранились у 12 дошкольников, по 1 у 5 детей, 3 конфеты остались у троих, ни одной конфеты - у троих. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Возраст

Количество конфет

Утро

День

Вечер

5 лет

2

1

0

6 лет

2

2

1

6 лет

0

0

0

5 лет

2

1

0

6 лет

3

3

3

6 лет

2

2

2

5 лет

2

1

0

6 лет

2

2

2

6 лет

3

3

3

5 лет

2

2

2

5 лет

2

2

1

5 лет

2

2

1

6 лет

2

2

2

6 лет

2

2

2

6 лет

2

2

2

5 лет

2

2

1

5 лет

2

2

1

6 лет

3

3

3

6 лет

2

2

2

6 лет

2

2

2

6 лет

2

2

2

6 лет

0

0

0

6 лет

2

2

2

6 лет

2

2

2

6 лет

2

2

2


 

Интересен тот факт, что  детям, у кого осталось по одной конфете  или не осталось совсем, - 5 лет, лишь у одного шестилетнего мальчика осталась одна конфета. Что свидетельствует о проявлении эгоцентризма и неумении считаться с желаниями и интересами других. Сравнительные показатели в процентном соотношении представлены в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Сравнительные данные по результатам  методики «О любимой мамочке. Конфеты  для мамы» (дети 5-6 лет)

Возраст детей

Конфеты оставшиеся на вечер

0 конфет

1 конфета

2 конфеты

3 конфеты

5 лет

3

4

1

0

6 лет

0

1

11

3


 

Для наглядности данные из табл. 2 представим в виде диаграмм.

Диаграмма 2. Сравнительные данные по результатам методики «О любимой мамочке. Конфеты для мамы» дети 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3. Сравнительные данные по результатам методики «О любимой мамочке. Конфеты для мамы» дети 6 лет.

На основе полученных данных можно сделать вывод о наличии  трех уровней развития морально-нравственного поведения дошкольников.

Низкий уровень имеют  пять человек: это дети 5 лет (12%), не оставившие ни одной конфеты и объяснившие что съели конфеты, потому что захотелось. Среди детей 6 лет, низкий уровень составляет 6%.

Средний уровень - 11 дошкольников 5 - 6 лет (52%). Из них, 8% - дошкольники пяти лет, и 92% - шестилетние дети.

Высокий уровень сформированности морального поведения обнаружен  у 12% дошкольников в возрасте 6 лет. Ниже приведены некоторые ответы детей, на вопрос: хотелось ли съесть все конфеты.

Тимофей: Думал сразу съем одну и больше не захочу. А потом все ходил, смотрел, подумал, как мама обрадуется, и больше не смотрел на конфеты (оставил 2 конфеты).

Ксюша: Я люблю конфеты, но мы всегда дома делимся - и я оставила (3 конфеты).

Дошкольники с высоким  уровнем сформированности морального поведения отметили, что думали как  приятно будет маме, сестренке, то есть проявляли развитость поведенческого фактора.

У детей 6-летнего возраста представления о моральном поведении  более расширены и углубленные. Ребята в отношении к сверстникам  и взрослым пытаются проявить уважение, заботу.

Обобщая результаты, полученные по данной методике, можно сделать  следующее предположение. Вероятно, в данном случае мотивом детской лжи выступает самозащита, стремление завоевать интерес и признание со стороны окружающих, при этом, не создавая неловкой ситуации, избегая стыда (конфету съел сам, а не отдал кому-либо).

Таким образом, дети осознают несовпадение своего поведения, с тем  каким оно должно быть. Поэтому, в  данном случае, можно говорить о  том, что дети в возрасте 6 лет  не просто реагируют и усваивают  нравственные нормы, но и применяют для воздействия на себе и на других известные им закономерности человеческих отношений. Они могут хотеть понравиться другому человеку и стараются вести себя так, как от него ожидают взрослые.

Для подтверждения нашего предположения, рассмотрим результаты, полученные по методике «Проигрышная лотерея». Наглядно результаты можно увидеть на диаграмма 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4 Сформированность морального поведения дошкольников

Низкий уровень - 5 человек, в основном дети пяти лет, которые, вытянув проигрышный билет, сказали, что выиграли приз. Взяли приз и спокойно отошли в сторону. С особым интересом следили за другими детьми: выиграют или нет.

Средний уровень – 14 дошкольников. Вытянув билет, подолгу молчали, не отвечая на вопрос о билете. Видна была растерянность, мучительные раздумья сказать правду или нет. Спрашивали, можно ли еще раз вытянуть билетик. Признавали, что не выиграли - трое заплакали.

Высокий уровень - 6 детей. Сразу сказали, о проигрышном билете, долго не раздумывали. Отнеслись к проигрышу более спокойно. Многие успокаивали себя словами: «Ничего, еще повезет».

Таким образом, качественный анализ методик позволил выявить  ряд следующих закономерностей формирования моральных представлений детей дошкольного возраста:

Для детей 5-летнего возраста характерна этика эгоцентризма. В  моральном выборе они часто поступают  неправильно ради своих интересов, ради удовлетворения потребностей, не замечая желаний других ребят. В отношениях со сверстниками дети среднего дошкольного возраста ищут личную выгоду, пытаясь договориться друг с другом в обмен на что-то. Представления о морали у детей средней группы низкие, поверхностные.

У детей 6-летнего возраста представления о моральном поведении  более расширены и углубленные. Ребята в отношении к сверстникам  и взрослым пытаются проявить уважение интересов не только своих, но и интересов каждого, кто находится вокруг них, менее эгоцентричны. Представления детей о правильности поступков формируются из реальных ситуаций, прожитых ими. Такие понятия, как жестокость, ложь, трусость и эгоизм, вызывают у детей старшей группы негативное отношение. Но и в старшей группе есть дети, обладающие такими качествами.

Информация о работе Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста