Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель данной работы: изучение особенностей формирования характера детей 5-6 лет.
Объект исследования: формирование характера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление морально-нравственных качеств самосознания личности в формировании характера детей дошкольного возраста:
В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формирование характера детей дошкольного возраста носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретический аспекты исследования проблемы: особенности характера детей дошкольного возраста в отечественной психологии ………..…….. 5
1.1 Формирование характера детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………5
1.2 Онтогенез развития характера детей дошкольного возраста…………...16
Глава II Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста………………………………………………………..….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….40
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………
Ж. Пиаже высказал уверенность в том, что если родители не отказываются от части своей власти, они могут замедлить моральное развитие ребенка, подкрепляя его зависимость от правил и властных фигур.
Таким образом, рассмотрев ряд теорий морального развития и формирования характера дошкольника, можно говорить о том, что практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом.
ГЛАВА II
Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологический анализ проблемы формирования характера у детей дошкольного возраста на теоретическом уровне определил необходимость эмпирического изучения компонентов и содержания процесса развития личности и психической активности.
Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей характера дошкольников.
Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:
Изучить особенности формирования характера дошкольников.
Провести экспериментальное исследование особенностей формирования характера старшего дошкольника.
Исследовать особенности характера детей старшего дошкольного возраста.
Подтвердить или опровергнуть гипотезу, положенную в основу исследования.
Для решения выдвинутых задач мы использовали методы наблюдения, беседы, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Для выполнения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие методики:
Методика «О любимой мамочке»;
Методика «Проигрышная лотерея»;
Исследование проводилось на базе МК ДОУ №11 с. Спицевка. Исследования проводились на выборке из 25 дошкольников, из них 15 мальчиков и 10 девочек, в возрасте 5 - 6 лет.
Рассмотрим более подробно психодиагностический инструментарий нашей работы.
1. Методика «О любимой мамочке»
Цель: исследовать уровень сформированности поведения детей дошкольного возраста по отношению к взрослым людям, особенно к маме.
Методика проводилась в два этапа.
1 этап: «Беседа о любимой мамочке». Детям предлагается рассказать о том, как они любят своих мам, помогают и заботятся ли о них. Исходя из рассказов детей, можно сделать вывод, как сильно они любят своих мам и как заботятся о них.
2 этап: «Конфеты для мамочки».
Дошкольникам в начале дня
предлагается по три конфеты
и воспитателем оговаривается,
что конфеты можно съесть
В ходе исследования по данной методике воспитатель может выяснить сформированность отношения ребенка к взрослым, в частности, к своей маме, а также уровень развития морального поведения ребенка.
2. Методика «Проигрышная лотерея»
Цель: исследовать сформированность поведения детей дошкольного возраста.
Методика «Проигрышная лотерея» разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.
Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз - конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, и сообщить взрослому результат.
По поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения.
Таким образом, нами определены база и условия для проведения исследования, сформирована выборка, отобраны методики для диагностики и обработки полученных данных. Что позволяет перейти к обсуждению результатов исследования.
2.2 Анализ полученных результатов
В соответствии с проблемой исследования, целями, задачами, гипотезой, объектом, предметом, а также предложенным комплексом психодиагностических методик на первом этапе исследования мы провели изучение особенностей морально-нравственного самосознания детей в возрасте 5 - 6 лет.
При проведении методики «О любимой мамочке» были получены следующие результаты. Во время беседы о том, как и за что, дети любят своих мам, были получены ответы, указывающие на то, что все дети любят мам. Дети рассказывали что «гладят маму по волосикам», когда она устала; поют песенки, стараются слушаться, помогают в делах, и «просто любят». Примечательно, что дошкольники 5 летнего возраста любят маму, за то, что она «красивая, добрая» - 10 человек. Дети 6-летнего возраста чаще говорили, что любят маму за то, «что она моя мама» - 13 человек. Данный факт можно объяснить тем, что в этом возрасте у детей появляются первые попытки собирательства, появляются любимые вещи, люди. Все это становится как бы частью Я, они укрепляют и обозначают границы Я ребенка. Мама для ребенка, в этом возрасте, единственная устойчивая величина в психической реальности. Поэтому владение - «моя мама» - очень важно для осознания своей автономности от другого человека.
Уровень развития морально-нравственного поведения может быть представлен как в сформированности вербальной стороны, так и поведенческой. Наглядно, соотношение сформированности вербального и поведенческого развития морально-нравственного поведения дошкольников можно увидеть из диаграммы (см. диаграмма 1).
Диаграмма 1. Уровень развития морально-нравственного поведения дошкольников
Как видим из диаграммы, вербально заботу и любовь к маме выражают все 25 (100%) испытуемых, но лишь 16 (64%) из них отражают в поведении свою заботу.
На следующем этапе - детям было предложено по три конфеты. И как бы, между прочим, было сказано, что конфеты можно съесть самим, а можно унести домой и угостить маму - ей будет очень приятно.
В течение дня у детей спрашивали, сколько конфет осталось. К обеду у семнадцати человек по-прежнему осталось по 2 конфеты. Вечером, перед уходом домой, у детей вновь спросили о конфетах. Картина выглядела следующим образом. 2 конфеты сохранились у 12 дошкольников, по 1 у 5 детей, 3 конфеты остались у троих, ни одной конфеты - у троих. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Возраст |
Количество конфет | ||
Утро |
День |
Вечер | ||
5 лет |
2 |
1 |
0 | |
6 лет |
2 |
2 |
1 | |
6 лет |
0 |
0 |
0 | |
5 лет |
2 |
1 |
0 | |
6 лет |
3 |
3 |
3 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
5 лет |
2 |
1 |
0 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
3 |
3 |
3 | |
5 лет |
2 |
2 |
2 | |
5 лет |
2 |
2 |
1 | |
5 лет |
2 |
2 |
1 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
5 лет |
2 |
2 |
1 | |
5 лет |
2 |
2 |
1 | |
6 лет |
3 |
3 |
3 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
0 |
0 |
0 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 | |
6 лет |
2 |
2 |
2 |
Интересен тот факт, что детям, у кого осталось по одной конфете или не осталось совсем, - 5 лет, лишь у одного шестилетнего мальчика осталась одна конфета. Что свидетельствует о проявлении эгоцентризма и неумении считаться с желаниями и интересами других. Сравнительные показатели в процентном соотношении представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные данные по результатам методики «О любимой мамочке. Конфеты для мамы» (дети 5-6 лет)
Возраст детей |
Конфеты оставшиеся на вечер | |||
0 конфет |
1 конфета |
2 конфеты |
3 конфеты | |
5 лет |
3 |
4 |
1 |
0 |
6 лет |
0 |
1 |
11 |
3 |
Для наглядности данные из табл. 2 представим в виде диаграмм.
Диаграмма 2. Сравнительные данные по результатам методики «О любимой мамочке. Конфеты для мамы» дети 5 лет.
Диаграмма 3. Сравнительные данные по результатам методики «О любимой мамочке. Конфеты для мамы» дети 6 лет.
На основе полученных данных можно сделать вывод о наличии трех уровней развития морально-нравственного поведения дошкольников.
Низкий уровень имеют пять человек: это дети 5 лет (12%), не оставившие ни одной конфеты и объяснившие что съели конфеты, потому что захотелось. Среди детей 6 лет, низкий уровень составляет 6%.
Средний уровень - 11 дошкольников 5 - 6 лет (52%). Из них, 8% - дошкольники пяти лет, и 92% - шестилетние дети.
Высокий уровень сформированности морального поведения обнаружен у 12% дошкольников в возрасте 6 лет. Ниже приведены некоторые ответы детей, на вопрос: хотелось ли съесть все конфеты.
Тимофей: Думал сразу съем одну и больше не захочу. А потом все ходил, смотрел, подумал, как мама обрадуется, и больше не смотрел на конфеты (оставил 2 конфеты).
Ксюша: Я люблю конфеты, но мы всегда дома делимся - и я оставила (3 конфеты).
Дошкольники с высоким уровнем сформированности морального поведения отметили, что думали как приятно будет маме, сестренке, то есть проявляли развитость поведенческого фактора.
У детей 6-летнего возраста
представления о моральном
Обобщая результаты, полученные по данной методике, можно сделать следующее предположение. Вероятно, в данном случае мотивом детской лжи выступает самозащита, стремление завоевать интерес и признание со стороны окружающих, при этом, не создавая неловкой ситуации, избегая стыда (конфету съел сам, а не отдал кому-либо).
Таким образом, дети осознают несовпадение своего поведения, с тем каким оно должно быть. Поэтому, в данном случае, можно говорить о том, что дети в возрасте 6 лет не просто реагируют и усваивают нравственные нормы, но и применяют для воздействия на себе и на других известные им закономерности человеческих отношений. Они могут хотеть понравиться другому человеку и стараются вести себя так, как от него ожидают взрослые.
Для подтверждения нашего предположения, рассмотрим результаты, полученные по методике «Проигрышная лотерея». Наглядно результаты можно увидеть на диаграмма 4.
Диаграмма 4 Сформированность морального поведения дошкольников
Низкий уровень - 5 человек, в основном дети пяти лет, которые, вытянув проигрышный билет, сказали, что выиграли приз. Взяли приз и спокойно отошли в сторону. С особым интересом следили за другими детьми: выиграют или нет.
Средний уровень – 14 дошкольников. Вытянув билет, подолгу молчали, не отвечая на вопрос о билете. Видна была растерянность, мучительные раздумья сказать правду или нет. Спрашивали, можно ли еще раз вытянуть билетик. Признавали, что не выиграли - трое заплакали.
Высокий уровень - 6 детей. Сразу сказали, о проигрышном билете, долго не раздумывали. Отнеслись к проигрышу более спокойно. Многие успокаивали себя словами: «Ничего, еще повезет».
Таким образом, качественный анализ методик позволил выявить ряд следующих закономерностей формирования моральных представлений детей дошкольного возраста:
Для детей 5-летнего возраста характерна этика эгоцентризма. В моральном выборе они часто поступают неправильно ради своих интересов, ради удовлетворения потребностей, не замечая желаний других ребят. В отношениях со сверстниками дети среднего дошкольного возраста ищут личную выгоду, пытаясь договориться друг с другом в обмен на что-то. Представления о морали у детей средней группы низкие, поверхностные.
У детей 6-летнего возраста
представления о моральном